Материалдар / Абай Құнанбаев
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Абай Құнанбаев

Материал туралы қысқаша түсінік
Абай Құнанбаевті әлемге таныту
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Мамыр 2020
325
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Page 1



АБАЙ (ИБРАГИМ) КУНАНБАЕВ
29 июля [10 августа] 1845 - 23 июня [6 июля] 1904











поэт, композитор, мыслитель,
общественный деятель






1
Что это? Абая ли это портрет?
Могущества слава и песни расцвет!
Умом и отвагою равно велик,
Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,
Грядущего славным примером возрос.
Аргын и найман удивлялись ему,
Словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок…
А сердце мне шепчет: «Он был одинок…»
Без радости, но с душой непреклонной,
С досадой гений из мира ушел».
ЖАМБЫЛ


Page 2



НА СКЛОНАХ ГОР ШЫНГЫСТАУ





















Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в
Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау ,
недалеко от источника Каскабулак, в семье крупного феодала
Кунанбая Ускенбаева. Семья Абая была потомственно
аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай)
главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.
Изначально поэту дали имя Ибрагим.
Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал
вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого
представителя племени тобыкты – мыслителя и философа
Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.
Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало
«осмотрительный, осторожный, миленький». Она в
наибольшей степени повлияла на раннее тяготение Абая к
искусству слова и знаниям. Большой знаток народной
словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку
стремление и любовь к знаниям, стала его первым
воспитателем и великим учителем.
Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта, - его
родная мать Улжан, добрая и мудрая женщина. Она была из
богатого и знатного рода шаншар, происходящего из племени
каракесек.. Такие качества великого поэта, как остроумие,
способность в саркастической форме высмеять людские
недостатки, унаследованы Абаем от нагашы по материнской
линии.
Кунанбай как крупная, колоритная личность играл огромную

Кунанбай Оскенбайулы Кунанбай
кажы (1804-1886) – би, ага-султан,
видный казахский общественный
деятель, отец Абая.
Улжан – мать Абая.
А. Волощик. Абай слушает песню. 1948
год.
роль в становлении характера Абая и его
взглядов, таких личных качеств, как
человечность, целеустремленность. Жизнь и
творчество Абая в определенной мере были
обусловлены установками и примерами его
прославленного и порой жесткого, но
справедливого отца.
Начатое в раннем детстве приобщение к
устному творчеству народа и домашнее обучение
у муллы было продолжено в медресе имама
Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской
школе и к концу пятилетней учебы начинает
писать стихи.
С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к
административной деятельности главы рода.
Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы,
ссоры,
ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической
деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком
занявшись самообразованием.
2


Page 3


Юность абая






















3
Уже в 14 лет Абай среди своих сверстников
сочинял стихотворения, удивлял сверстников. В
них он кого-либо высмеивал или над кем-либо
шутил. Сверстники заучивали его стихотворения
наизусть, используя их в айтысах, однако пока
никто его как поэта не признавал.
Во все времена искусство слова, ораторские
качества очень высоко цени лись среди
кочевников. Народные сказатели, ораторы,
поэты, мастера устного рассказа дали огромную
духовную основу творчеству Абая. В родном
доме Абая всегда с радушием встречали
талантливых и мудрых людей. Частным гостем
был знаменитый поэт Дулат. Он распознавал
поэтический дар Абая еще в юношеских
стихотворениях и благословил будущего поэта:
Сын мой, подрастешь и ты,
Взлетишь на крыльях мечты.
Выше облаков, возможно, взойдешь ты,
Да сбудутся твои чудесные сны.
На формирование мировоззрения Абая оказали
влияние поэты и ученые Востока,
придерживавшиеся гуманистических идей
(Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн
Сина и другие), а также произведения русских
классиков, а через них и европейская литература
вообще.
Многие вечера в ауле Абая становились
праздниками поэзии и искусства.


Худож. Кастеев А. Молодой
Абай
Худож. Шаяхметов К.
Мальчик Абай в русской
школе
Абай узнал и полюбил творение таких народных композиторов, как Биржан сал,
Акан сери, Жаяу Мусса, Таттимбет. Он особо ценил исполнителей кюев, и их
певческое искусство.
Мою душу взял вчера слух
Залетевшая в наши края,
Столько мыслей навеяла вдруг
Полюби эту песню, как я.
Поэт, осознавая способность песни через мелодию передать красоту мира, не
терпел бесталанных произведений. Абай сочинил много песен. Большинство из
них не были записаны и потерялись навсегда.


Page 4



«Он шел вперед своим путем
сквозь мрак и косность эпохи»




















4
Абай, воплощая в жизнь свое искусство, так и остался бы неизвестным, если бы
не познакомился с одним образованным человеком, сосланным в 1870 году на
казахскую землю, Михаэлисом. И еще если бы не познакомился с человеком по
имени Гросс, который намеревался дополнить книгу «Казахские древние традиции
и обычаи», изданную под авторством Михаэлиса и Маковецкого. Гросс и Михаэлис
нередко заходили в гости к Абаю. И эти образованные люди стали веской
причиной, повлиявшей на решение Абая учиться дальше, занимаясь
самообразованием.
Абай ознакомился с книгами знаменитых русских писателей, таких как Пушкин,
Лермонтов, Некрасов, Толстой, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Достоевский,
Белинский, Добролюбов и Писарев. До самой смерти Абай повторял: «Можно
сказать, что Михаэлис дороже мне родного отца, так как он открыл мне глаза
на мир».
Абай в библиотеке.
Евгений Петрович
Михаэлис
«Нашему поколению Абай с его бессмертными творениями, вспоенными соками
народной казахской и русской классической поэзии, представляется явлением
поразительным. Горным тенистым кедром высится он в истории своего народа. Он
взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища
благотворным влиянием мировой и русской культуры». Мухтар АУЭЗОВ 1954
В последние годы жизни Абай увлекался чтением «Опытов» Спенсера,
«Позитивного арбитража» Льюиса, статей и биографий Чернышевского, а также
исследований европейского ученого Дрепера. В частности, Абаю были по душе
Лермонтовские произведения. Эти произведения он переводил традиционным
казахским песенным стихом. Затем увлекся и перевел широко известные стихи
Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Парус» и «Молитва».
Абай доступно перевел на казахский язык басни Крылова. Также он перевел поэму
Пушкина «Онегин». Этот перевод широко распространился по всей казахской
земле. Казахи хорошо знали письмо Татьяны в абаевском переводе.


Page 5



«ПОЭЗИЯ – ВЛАСТИТЕЛЬ ЯЗЫКА…»


























Худож. Крутильников Н.И. Абай за работой.
“Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем
периоде истории казахов неизвестно имя поэта, превосходящего его по
величию духа”. Ахмет Байтурсынов, 1913 г.

Абай, осознавая силу своего дара,
систематично начал записывать свои
творения. И главным образом по той
причине, что прежние акыны из -за
своего невежества создавали стихи не
для наставления и воспитания народа, а
для достижения своих низменных,
меркантильных целей. Указывая на то,
что из-за этого поэзия потеряла свое
значение и ценность среди казахов, Абай
подчеркивал, что пишет стихи не для
того, чтобы извлечь пользу для себя, а
для того, чтобы во весь голос призвать
народ к науке и образованию, чтобы
притчами и поучениями открыть глаза
казахам на положение вещей:
Поэзия - властитель языка,
Из камня чудо высекает гений.
Теплеет сердце, если речь легка,
И слух ласкает красота речений.
А если речь певца засорена
Словами, чуждыми родному духу, —
Такая песня миру не нужна,
Невежды голос люб дурному слуху.
Коран с хадисом славны вязью слов,
В них мысль узорно вплетена в реченья,
Когда б не рифмы, не соблазн стихов,
Пророки бы молчали, без сомненья.
Молящийся в мечети мудрый муж,
Ученые, чьи в полночь пылки споры, -
Все любят красноречие. Кому ж
Не любо ткать словесные узоры?
К стихам стремятся смертные равно,
Но лишь избранника венчают славой,
Того, чьей мысли золотой дано
Блистать стиха серебряной оправой.
На старых биев ныне погляжу,
Пословицами речь отягощали.

Иных певцов глупцами нахожу -
Из мусора стихи они слагали.
В толпе с кобызом пели и с домброй,
Хвалили всех, скитаясь по дорогам.
Бродили попрошайками порой,
Позоря песню, проклятые богом.
Бродяга за подачку расточал
Душевный жар свой, теша встречных
лестью,
На стороне чужой, ценой похвал,
Он добивался невысокой чести.
Он шел туда, где бай и где хвастун,
Но подаяньем не менял удела,
И дешевели звуки звонких струн,
И жажда песни в людях все скудела.
Как старый бий, пословиц не леплю,
Не бормочу, на грош меняя душу,
Слова скупые, верные люблю,
И ты простую речь мою послушай.

Отрывок из стихотворения
«Поэзия - властитель языка».
Перевод В. Звягинцевой.
5


Page 6



«мастер пейзажной лирики»



























Абай
“Абай, как это покажут его стихи, представлял недюжинную поэтическую
силу и составляет гордость казахского народа. Ещё не было казахского
поэта, так возвысившего духовное творчество народа, как Абай. Чудные его
стихи, посвященные четырем временам года, сделали бы честь знаменитым
поэтам Европы ”. Алихан Букейханов 1905

Абай впервые в казахской письменной
литературе создает произведения о временах
года. В описании природы Абай ничего не
придумывал, ничего не преувеличивал. Он
созерцал природу, и под его пером каждая
картина становилась прекрасной, была полна
неотразимой поэзией.
Абая считают мастером пейзажной лирики.
Его представления о прекрасном исключают
искусственность и внешне показную
красивость. Поэт искал и находил
прекрасное в самой природе. Он тонко и
верно чувствовал красоту суровой степной
осени и благодатного лета.
ОСЕНЬ
Ползет ненастье. Зябко и уныло
Сырая зависает мгла с утра.
Играют кони в поле, ржут кобылы,
И годовалых взнуздывать пора.
В работе и заботах день недолог:
Выделывают шкуры, кожи мнут,
Плетут ремни, латают дряхлый полог,
Просушивают скарб и шерсть прядут.
Ни радостного возгласа, ни крика,
Ни яркого пятна средь жухлых трав.
По-нищенски печально и безлико
Деревья мерзнут, листья растеряв.
И только отлетающие стаи,
Спешащие к теплу иной страны,
Аулам остающимся бросают
Гортанный клик прощанья до весны.
Вздыхают старики, и зябнут дети...
И, коротая долгие часы,
Я по холмам брожу, где веет ветер,
Где бегают некормленые псы,
Откуда виден весь наш быт убогий
В осенней мгле темнеющего дня, —
Потертый войлок юрт, тоска дороги
И степи — без единого огня.
1888 Перевод Е. Курдакова

ЗИМА
В белой шубе, плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой,
Враг всему, что живет, с омраченным челом
Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.
Старый сват, белый дед натворил много бед.
От дыханья его — стужа, снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.
Брови грозно нависли — нахмуренный вид;
Головою тряхнет — скучный снег повалит.
Злится он, словно бешеный старый верблюд,
И тогда шестистворная юрта дрожит.
Если дети играть выбегают во двор,
Щиплет нос он и щеки им злою рукой;
В армяке, в полушубке дубленом пастух
Повернулся к холодному ветру спиной.
Конь разбить безуспешно пытается лед,
И голодный табун еле-еле бредет.
Скалит жадную пасть волк — приспешник зимы,
Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот!
Угоняйте на новое место табун,
Не беда, если вам не придется поспать,
Лучше вам с бедняками делиться скотом!
Не давайте волкам средь степей пировать!
1888 Перевод Вс. Рождественского.

6


Page 7



«СЛОВА НАЗИДАНИЯ»
















.











“Кто несчастней меня живет?
Пусть услышит меня народ.
Кому нужно слово мое,
Тот его пускай и возьмет.
Много вас, но не каждый казах
Разобраться способен в стихах;
Ни познаний у вас, ни ума –
Вам волками бы рыскать в степях”.
АБАЙ
7
И стал Абай плоды своих раздумий, разговоров наедине с самим собой, записывать
в прозе – в “Словах”, каждое из которых посвящалось отдельной теме, важной по его
глубокому убеждению, для казахов, для их просвещения, становления вровень с
другими народами и процветания. Таких “Слов” с 1890 года по 1898-й набралось 45.
Они содержат назидания соплеменникам, в них его концентрированная боль за свой
народ.
Абай читал их своим близким, от них в пересказах они уходили в народ. “Слова” в
печать в дореволюционный период не попали; в двадцатых годах некоторые были
опубликованы, и лишь в 1933 году была издана полная “Книга слов”, вобравшая в
себя все 45 назиданий Абая. Она является его философией, его сутью -
квинтэссенцией
По своей значимости «Слова
назидания» Абая Кунанбаева стоят вровень с
такими произведениями классической
педагогики как «Эмиль или о воспитании» Ж.Ж.
Руссо, «Воспитание джентльмена» Дж. Локка,
«Великая дидактика» Я.А. Коменского,
«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, «Труд
в его психическом и воспитательном значениях»
К.Д. Ушинского.
Труд Абая переведён на многие языки мира,
среди которых русский, китайский, французский
и другие.


Page 8



СЕМЬЯ






















8
Абай (в центре) с сыновьями
Акылбаем (слева) и Турагулом
(справа)
Семья Абая. 1930 год
Акылбай (1861-1904) – первенец Абая. Детство и юность Акылбая проходили в доме
Кунанбая и его младшей жены Нурганым. Так как его юность прошла вдали от отца, он не
получил русского образования. Впоследствии под влиянием Абая и поэтических вечеров в
его доме развивается поэтический талант Акылбая. Помимо коротких произведений, он
написал три большие поэмы. Талантливый поэт Акылбай скончался в то время, когда его
поэтический дар находился в расцвете. Он умер в 1904 году на сороковой день после
смерти Абая.
Много радости и горя доставлял отцу его любимый сын Абдирахман. Поэт надеялся,
что Абдирахман принесет большую пользу своему народу. Поэтому Абай отдал и
Абдирахмана, и Магаша в русскую школу, требуя от них не карьеры чиновника, а
истинных знаний. Абдирахман закачивает Реальное училище в городе Тюмени, потом
Михайловскую школу артиллерий в Санкт-Петербурге. Однако здоровье не позволило ему
поступить в Военную академию. К великому сожалению, Абдирахман, на которого
возлагали большие надежды и пророчили блестящие будущее, заболел туберкулезом и
умер в 1845 году в городе Верном (Алматы), когда ему исполнилось 27 лет. Великий поэт
тяжело переживал смерть сына. Ему казалось, что все его мечты и надежды рухнули.
Другим сыном, оправдавшим большие ожидания своего от ца, был Магауия
Кунанбайулы (1870-1904) – младший сын Абая от жены Дильды. Он был восприимчивым
юношей, с блистательным умом и обладавшим даром слова. Абай учил его в ауле в
мусульманской школе, а затем в городском училище Семипалатинска. Но после трех лет
учебу Магауия тоже заболел. Он был вынужден оставить занятия и вернуться в родной
аул. После этого он постоянно был при отце и воспитывался им. Высоко ценивший и
понимавший значения поэтического труда Абая Магаш сам увлекся поэзией.
Турагул, первенец Абая от младшей жены Еркежан. Умер в 1934 в Сарыагаше. Его
младший брат Мекайил в 1931 был расстрелян в Семипалатинской тюрме.
Искренность и дружба были самым светлым и заметным из того, что любил в жизни
Абай. Не найдя единомышленников среди других людей, он считал нужным жить в любви
и согласии со своими близкими. И это он считал самым достойным и высоким в мире
людей.
Велика у меня, широка родня, - одиноким быть нет причин,
Велика семья, но не понят я и живу средь людей один.
Как могила шамана, я одинок - вот правда моя! АБАЙ


Page 9



Слово об абае





















9
«Мы должны теперь освобождать язык от головоломных элементов
религиозного языка Самарканда, Туркестана, Бухары и Ташкента, создать
язык искусства, пропитанной европейской культурой. Образец такого языка
нам дал Абай. Надо учить язык Абая…» Султанмахмут ТОРАЙГЫРОВ 1911

«Ибрахим мырза жил в казахской степи, потому и не получил должного
признания в мире. А был он гениальным поэтом, просветителем, филисофом.
Он родился в ничтожной среде и прожил унизительную жизнь»
ШАКАРИМ 1914

«Насколько мы будем удалены от дня смерти Абая, настолько будем
сближаться с ним духовно, в этом не может быть и крупицы сомнения.
Положение народа не может оставаться неизменным, со временем народ
просветиться, напитается плодами знаний и искусства, слова Абая будет
расти изо дня в день. Потянутся люди к праху Абая, называя его первым
своим поэтом, и тогда светом любви продлятся и укрепятся узы между
народом и Абаем. Нам не суждено стать свидетелями тех дней, но дух наш
услышит и возрадуется». Мыржакып ДУЛАТОВ 1914
«Достаточно отметить лишь выдающийся вклад Абая в формирование
нашего литературного языка, не говоря уже о его поэтическом мастерстве и
других достоинствах. Нетрудно убедиться в том, что своей поэзией и прозой
Абай значительно опередил своих предшественников, проложил новую дорогу,
и столь совершенного поэта, как Абай, не было не только среди казахов того
времени, но и у соседних народов». Кудайберген ЖУБАНОВ 1934

«Нужно поистине обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на
перекрестке исторических судеб не потеряться. Могучим голосом надо
обладать, чтобы поведать своему народу о далях, видных с поднебесной
высоты, и наконец, редкостной смелостью обладать надо, чтобы возвысить
этот голос в условиях, царивших здесь столетия назад, и по слову
знаменитого стихотворения, «гордо презирать невежество и тьму». Таким
был Абай Кунанбаев – человек-маяк своего народа». Леонид ЛЕОНОВ 1954
«Не все гении – поэты, не все поэты – гении. Абай был и тем, и другим».
Сабит МУКАНОВ 1945


Page 10



ПАМЯТЬ Об АБАЕ

























Памятник Абаю Кунанбаеву на
Чистых прудах в Москве
Скульптор: Марат Айнеков.
Архитектор: Тимур Сулейменов.
2006 год
«Абай – это целая планета вселенской духовности, гениальное выражение мудрости
казахского народа, «его зрячее око, отзывчивое сердце». МУХТАР АУЭЗОВ
«В душу вглядись поглубже, сам собою побудь.
Я для тебя загадка, я и мой путь.
Знай, потомок, дорогу я для тебя открывал,
Против тысяч сражался — не обессудь!» АБАЙ
Умер Абай Кунанбаев на пике своей
творческой деятельности. Умер, как написал
писатель и драматург Мухтар Ауэзов, под
“мраком невежества, покрывавшем
степи”. Тем не менее, в последующие 100
лет память о нем не только не исчезла, но и
приумножилась.
Его именем названы более 10 различных
сел Казахстана, в целом ряде городов есть
проспекты и улицы Абая (в том числе в
Дели, Берлине, Каире и Ташкенте). В
Усть-Каменогорске, Алма-Ате, Астане,
Стамбуле и Тегеране установлены
памятники Абаю Кунанбаеву. Кроме того,
память о нем сохраняется через
произведения ряда других авторов.
Существуют театральные и кино постановки
о его жизни и творчестве. Более того,
существует целый раздел мирового и
казахского литературоведения, который
носит название абаеведение.
Марки выпущены в честь Абая
Кунанбаева. Казахстан, 1995 год
Мухтар Ауэзов,
писатель советской
казахской литературы,
посвятивший
изучению творческого
наследия Абая всю
жизнь, перу которого
принадлежит эпопея
«Путь Абая».
Музей Абая в Семее .
Мавзолей Абая в Жедебае.
10


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!