Алексей Швабрин:
характеристика и образ героя
Алексей Иванович Швабрин
— персонаж второго плана в романе (повести) А. С. Пушкина
«Капитанская дочка». Его задача — помочь автору раскрыть образы
Гринёва и Маши, сделать их жизненными, не «книжными и сказочными»,
какими часто нам кажутся герои
положительные.
Швабрин имеет реальный
прототип. Во время Пугачёвского восстания дворянин Михаил Шванвич,
служивший в роте поручика Карташова, принимал участие в подавлении
бунта. Рота сдалась Пугачёву, а Шванвич присягнул ему с целованием
руки и служил верно сначала атаманом, потом — секретарём Военной
коллегии.
Никакой истории с
«капитанской дочкой» в жизни Шванвича не было, но для Пушкина важен
был сам факт нарушения присяги и переход на сторону
повстанцев.
Характеристика
героя
Швабрин выступает
антагонистом главного героя — Гринёва. Причём во всём. Гринёв
образован плохо — Швабрин хорошо. Гринёв совестлив и довольно
скромен, Швабрин во всём ищет выгоду и дерзок. Гринёв без капли
сомнения верен данному слову и присяге, пусть и ценой жизни.
Швабрин же думает только о себе и готов продать-купить хоть родину,
хоть любовь, а ради собственной жизни совершит любую подлость и
преступление.
Судить о Швабрине можно
уже по первым его словам, сказанным Гринёву при встрече: «Вчера
узнал я о вашем приезде; желание увидеть
наконец человеческое
лицо так овладело мною, что я не
вытерпел…» Двумя словами Алексей Иванович выражает своё отношение к
обитателям Белогорской крепости и в то же время характеризует себя:
человек благородный, сильный, обладающий реально глубоким умом
никогда не станет называть всех вокруг животными, а себя человеком.
Им владеет мелкий бес самолюбия, но самолюбие его весьма дёшево,
это вульгарная подделка под честь и
аристократизм.
Что и подтверждается
далее, когда Швабрин мстит Маше Мироновой за отказ в сватовстве и
очерняет её в глазах Гринёва: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова
ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару
серег». Ложь его чудовищно отвратительна, потому что Маша — образец
скромности, чистоты и верности.
По ходу повести характер
героя не меняется, только усугубляя уже известные нам свойства.
Швабрин ранит Гринёва на дуэли в тот момент, когда Пётр
поворачивается на крик Савельича. Потом доносит отцу Гринёва о
дуэли, за что Пётр попадает в жесточайшую немилость у родителя:
батюшка настроен перевести Петра в ещё большую глушь. Далее Швабрин
присягает Пугачёву и выясняется, что он состоял в предварительной
переписке с «разбойником», чтобы сохранить свою жизнь в случае
захвата крепости.
Швабрин пытается силой
завладеть Машей, запирает её в чулан «на хлеб и воду». Когда и эта
попытка проваливается, Швабрин рассказывает Пугачёву, что Маша на
самом деле — дочь капитана Миронова и должна быть либо казнена,
либо посажена в тюрьму.
Такой отчаянный «парад
низости» и бесчестия может показаться надуманным. Разве не учит нас
реализм, что в каждом заключено и хорошее, и плохое? Но Пушкин
будто назло реальности завершает судьбу Швабрина главным
предательством: Швабрин пишет донос уже правительству на
Гринёва.
Образ героя в
произведении
Однако образ Швабрина в
романе всё же реалистичен. Подобные «герои» в жизни далеко не
редкость и встречались многим. Просто в произведении образ доведён
до завершения, до типичности, да и форма «рассказа о прошлом»
помогает нам сразу видеть характер
поступков.
Швабрин задуман как
антипод Гринёва и как образец того, что есть истинное
предательство, бесчестие. Ведь формально — «по закону» — Гринёв
тоже предатель: он получает помощь от мятежника, преступник, роняет
честь офицера.
Пушкин сопоставлением
Гринёва и Швабрина показывает нам, что действовать по совести, во
имя справедливости и спасения — это честно, благородно, это —
Закон. А лгать, очернять людей, принуждать их, предавать, доносить
— это бесчестие.
Для государственного
закона, для императрицы Швабрин и Гринёв виноваты одинаково. Для
читателя и жизни — они совершенно противоположны. Таков закон
совести и христианской морали. И, по замыслу Пушкина, следуя только
ему, можно изменить жизнь, построить её справедливо и
мудро.