МЕЖДУНАРОДН ЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
88
Шутова // Актуальные вопросы науки и техники: Сборник научных трудов по итогам международной
научно-практической конференции. – Саратов: Инновационный центр развития образования и науки, 2015.
– С. 171-174
6. Коник, Н.В. Разработка системы измерения управленческих процессов вуза в условиях
функционирования системы менеджмента качества / Н.В. Коник, О.А. Голубенко, О.А. Шутова // Аграрный
научный журнал. – 2015. - № 10. – С. 83-86
© Поповская С.А., Тимербаев А.С., 2016
УДК 006.065
Поповская Светлана Алексеевна,
магистр, Саратовский ГАУ, г. Саратов
E-mail: kafedramk@yandex.ru
Тимербаев Арстан Сергеевич
магистр, Саратовский ГАУ, г. Саратов
E-mail: kafedramk@yandex.ru
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕР ТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Аннотация
В настоящее время существуют два вида международных стандартов в области качества: стандарты на
продукцию (спецификация продукции, спецификация производств, показатели качества, средства и методы
контроля и т.д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком. Стандарты качества играют
фундаментальную роль в отношении конкретных связей между потребителем и производителем, они
являются фундаментом для решения возникающих проблем качества. Хорошие перспективы в этом
направлении дает концепция всеобщего управления качеством.
Ключевые слова
Стандартизация, сертификация, управление качеством, руководство по качеству.
Международные стандарты качества семейства ИСО 9000. Последовательная и непрерывная
интернационализация производств, рост числа фирм на зарубежных рынках способствовали разработке
соответствующих международных нормативных документов и стандартов, регулирующих взаимоотношения
продавцов и покупателей, характеристики продукции, обеспечение качества и других аспектов
взаимоотношений участников международного обмена товарами и услугами.
В настоящее время существуют два вида международных стандартов в области качества: стандарты на
продукцию (спецификация продукции, спецификация производств, показатели качества, средства и методы
контроля и т.д.) и стандарты обеспечения качества, связанные с поставщиком.
Международные стандарты семейства ИСО 9000 устанавливают основные требования к созданию
общих программ управления качеством (обеспечения качества) в промышленности и сфере обслуживания.
Стандартами ИСО 9000 предусмотрены рекомендации для выбора той системы качества, которая требуется
на предприятии с учетом конкретных условий и планируемых действий в области обеспечения качества.
Созданию семейства стандартов ИСО 9000 предшествовал трехъязычный словарь терминов и их
определений в области обеспечения качества — ИСО 8402 [1].
Стандарт ИСО 9000 определяет условия общего руководства качеством и совокупность стандартов по
обеспечению качества.
Стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003 определяют различные модели обеспечения качеством, в том числе:
МЕЖДУНАРОДН ЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
89
ИСО 9001 — модель для обеспечения качества при проектировании, производстве и обслуживании: ИСО
9002 — модель для обеспечения качества при производстве и монтаже, ИСО 9003 — модель для обеспечения
качества при окончательном контроле и испытаниях. Они используются для контрактных ситуаций и для
целей сертификации системы качества предприятия. Стандарт ИСО 9001 является наиболее полным из трех
стандартов, регламентирующих базовые модели системы качества предприятия, поглощая стандарты 9002 и
9003. Стандарт ИСО 9002, в свою очередь, включает в себя требования стандарта ИСО 9003 [3].
Стандарт ИСО 9004 относится к общему руководству качеством и определению системы качества, в
котором приведено описание всех элементов, рекомендуемых для применения в зависимости от варианта
производственного процесса. В стандарте рассмотрены экономические аспекты качества, различные виды
затрат, приведены рекомендации по проведению внутренних проверок качества для оценки готовности
подразделений предприятия к стабильному обеспечению качества продукции, отвечающего требованиям
спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей. Стандарт ИСО 9004 предназначен для решения задач
в области внутреннего обеспечения качества и не должен использоваться в контрактных ситуациях и для
целей сертификации.
Стандарты семейства ИСО 9000 получили международное признание в силу того, что они
представляют собой объективный итог определения и обеспечения качества бизнеса. Они отражают
содержание опыта хорошо организованной работы профессионально обученных и заинтересованных людей
в сфере обеспечения качества, ориентированных на удовлетворение потребителя и обеспечение
конкурентоспособности, а также заинтересованных в результативной и эффективной работе предприятия в
целом. Кроме того, эти стандарты учитывают и базируются на общепризнанных принципах, методах и
технологиях организации и управления современным производством, показавших свою практическую
эффективность в двадцатом столетии [2].
При реализации всеобщего управления качеством на предприятии наиболее актуальной является
проблема освоения отечественными предприятиями всех требований международных стандартов семейства
ИСО 9000. Принципиальным отличием создаваемых на предприятиях систем качества, основанных на
стандартах ИСО 9000, от существовавших ранее, является их четкая направленность на удовлетворение
конкретных запросов потребителя. Международный опыт создания и внедрения международных стандартов
показывает, что, в первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на
этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности [5].
Приведенные стандарты семейства ИСО 9000 получили дальнейшее развитие на основе анализа
предложений национальных организаций по стандартизации и опыта их применения в различных странах и
сферах деятельности. Позже был завершен первый пересмотр стандартов семейства ИСО 9000. В состав
версии вошло 16 стандартов, включая новые версии ранее выпущенных стандартов. Они отражают прогресс
в области управления качеством и практический опыт применения стандартов семейства ИСО 9000.
Стандарты этой версии включают три отдельные группы: базовые стандарты, стандарты поддержки и
методические руководства [6].
Группа базовых стандартов включает рассмотренные выше стандарты ИСО (9001, 9002, 9003, 9004) с
учетом их новой редакции, регулирующие контрактные и неконтрактные ситуации.
Стандарты поддержки предназначены для оказания помощи: в выполнении деятельности, связанной с
инспекцией системы качества предприятия (ИСО 10011/1, ИСО 10011/2 и 10011/3); в определении терминов,
областей применения различных стандартов (ИСО 9000/1) и базовых характеристик системы
метрологического обеспечения качества поставщика (10012/1). Принципиально новым положением является
определение четырех ключевых аспектов качества: качество, обусловленное спросом на продукцию и
проектированием продукции, соответствием продукции проекту и определяемое материально-техническим
обеспечением.
Методические руководства представляют собой документы по оказанию помощи: в практическом
применении базовых стандартов (ИСО 9000/2, 9000/3 и 9000/4); в применении стандарта ИСО 9004/1 для
системы качества в сфере услуг (9004/2), управления качеством перерабатываемых материалов (9004/3) и
непрерывного улучшения качества внутри организации (9004/4). Они содержат рекомендации для
МЕЖДУНАРОДН ЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
90
подготовки Руководства по качеству (ИСО 10013), подготовки и применения планов качества (ИСО 1005), а
также для обеспечения качества в перспективном управлении (ИСО 1006), конфигурации управления (ИСО
1007), персональной ответственности за определение потребностей потребителя и последующее их
удовлетворение (ИСО 10014) [7].
Стандарты семейства ИСО 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях более
чем в 100 различных странах, включая США, Японию, Англию, Германию, Францию, Данию и другие
страны. Во всех случаях содержание стандартов включает требования к Системе качества предприятия
(фирмы) как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.
Система качества определена стандартами семейства ИСО 9000 как инструмент для управления и
обеспечения качества продукции предприятия. Она охватывает большинство методов и установившийся
порядок в работе предприятия, а также распределение и практическую реализацию ответственности для
обеспечения качества продукции, требуемого потребителем. Стандарты определяют требования к
оформлению документации на систему качества и ее основные элементы (подсистемы), которая является
необходимым условием сертификации системы качества поставщика [8].
Координацию работ по сертификации систем качества предприятий (фирм) осуществляет
Международная организация по стандартизации (180), разработавшая стандарты семейства ИСО 9000 и
осуществляющая их развитие. Она является неправительственной организацией, имеющей статус
специализированной организации ООН, со своим аккредитованным центром в Женеве. Сотрудничество с
этой организацией осуществляется через национальные органы по стандартизации (например, США —
Американский Национальный институт стандартизации, Англия — Британский институт стандартов, Россия
— Государственный комитет по стандартизации). В Республике Беларусь таким органом является Комитет
по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Беларуси. Процедуры и порядок
сертификации продукции и систем качества установлены отечественными и международными
нормативными документами.
Список использованной литературы:
1. Абонеев, В.В., Коник, Н.В . Селекционные и технологические приемы повышения
конкурентоспособности тонкорунного овцеводства // Овцы, козы, шерстяное дело. 2015. № 3. С. 3-5.
2. Коник, Н.В. Особенности управления качеством в сельском хозяйстве / Н.В. Коник, О.А. Голубенко, Е.В.
Максименко, В.А. Коновалов // Актуальные вопросы науки и техники: Сборник научных трудов по итогам
международной научно-практической конференции. – Саратов: Инновационный центр развития образования
и науки, 2015. – С. 165-168
3. Коник, Н.В. Современные представления о безопасности и качестве / Н.В. Коник, О.А. Голубенко, О.А.
Шутова // Актуальные вопросы науки и техники: Сборник научных трудов по итогам международной
научно-практической конференции. – Саратов: Инновационный центр развития образования и науки, 2015.
– С. 171-174
4. Коник, Н.В. Разработка системы измерения управленческих процессов вуза в условиях
функционирования системы менеджмента качества / Н.В. Коник, О.А. Голубенко, О.А. Шутова // Аграрный
научный журнал. – 2015. - № 10. – С. 83-86
5. Коник, Н.В. Влияние продления пастбищного периода на эффективность откорма овец / Н.В. Коник //
Международный сельскохозяйственный журнал. – 2009. – № 1. – С. 52-56
6. Максименко, Е.В. Метрологический анализ процессов в сельском хозяйстве / Е.В. Максименко, В.А.
Коновалов, Н.В. Коник // Актуальные проблемы ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов, 2015. С. 311-316.
7. Организация и проектирование предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Коник. – М.: Альфа-М, 2009.
– 301 с. ISBN: 978-5-98281-177-6
8. Скорых, Л.Н., Коник, Н.В. Продуктивные качества овец при разных сроках отъема в условиях
Ставропольского края и Саратовской области // Овцы, козы, шерстяное дело. 2015. № 2. С. 24-26.
© Поповская С.А., Тимербаев А.С., 2016