Середина урока
|
–
Как
называли людей в древности, которые наблюдали за небесными
светилами? (Их называли
звездочетами.)
–
Для
чего они вели свои наблюдения? (Предсказывали по звездам,
луне.)
–
Как они наблюдали за небом? Как
это у них получалось? Что они видели в небе?
–
Что
придумали астрономы, чтоб наблюдать за небом? (Телескоп.)
–
Замечали ли вы, каким бывает в
темноте зеленый кошачий глаз?
Ночью зрачок у кошки огромный,
куда больше, чем днем. А у совы зрачки ночью и вовсе, словно два
блюдца. Так уж устроен зрачок у животных: чем слабее освещение, тем
шире раскрывается зрачок. Он расширяется, чтобы уловить больше
света. И тогда животные видят дальше и лучше.
Значит, все дело в том, чтобы собрать больше
света. Стали думать астрономы, как же это сделать. И придумали
подзорную трубу, которую зовут «телескоп». У телескопа – большой стеклянный глаз, тем больше он
улавливает света. Глядя в телескоп, астрономы узнавали о светилах –
небесных телах, которые не видны простым глазом. Телескоп помог
астрономам понять, что же представляет собой во Вселенной наша
Земля.
В горах Кавказа наши астрономы
установили самый большой телескоп мира. Чтобы обхватить трубу этого
великана, должны взяться за руки десять взрослых.
–
Что еще могут рассказать нам
звезды и планеты?
Физкультминутка
Учитель произносит слова и
показывает движения, дети повторяют их вслед за
учителем.
Две птички
Летели две
птички (взмахи
руками),
Собой
невелички
(опускаются к полу, руки прижимают, машут
ладошками).
Как
они летели
(руки в стороны, изображают
взмахи),
Все
люди глядели
(поднимают
голову вверх, ладони держат козырьком Как они садились (приседают),
Все
люди дивились
(мимика удивления).
–
Зачем надо изучать
небо?
Календарь. Представьте разные варианты календарей.
Можно раздать их группам. Покажите, что на многих современных
календарях указаны праздничные даты, дни затмения, время восхода и
захода солнца. Еще раз вернитесь к вопросу о том, для чего нужны
были календари в древности. (Что бы подготовиться к важным событиям
жизни, сбору и посадке урожая, ежегодному разливу рек и т. д.).
Уточните, были ли древние календари похожи на современные.
Покажите рисунки древних календарей, предложите сравнить, найти
сходства и отличия. (В центре первых календарей изображено Солнце
или Луна, месяцы изображены по кругу. На всех календарях отмечались
даты, месяцы. Каждый месяц имел свой символ и название.)
Изучение космоса.
При выполнении данного задания
спросите:
-
Как обычно
мы изучаем что-либо неизвестное? (Трогаем, рассматриваем, пробуем
на язык, нюхаем, слушаем и т. д.)
-
Как человек
изучает небесные тела? (Наблюдает за ними.)
-
Почему?
(Они очень далеко; вблизи они большие; не ко всем можно
приблизиться, например, Солнце — это раскаленный шар.)
|
Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 33 "Как люди изучали космос", с. 35.
Рабочий лист 34 "Шифровка", с. 36
Ресурсы:
-
разные варианты календарей: настенный,
настольный, перекидной и т. д.;
-
рисунки
первых календарей. Интернет-ресурсы:
видео,
как можно ориентироваться по звездам и Луне.
|
Конец
урока
|
Исследуй.
Разделите класс на группы примерно
по шесть-восемь человек, при этом следует учесть способности
учащихся, их возможности. Для выполнения задания потребуются листы
формата А4 (для детей, которые работают медленнее остальных,
заранее заполните листы списком астрономических открытий,
совершенных в древности), краски, цветные карандаши.
Школьники смогут вписать в листы
названия данных астрономических открытий. Один лист — одна
запись.
Каждое открытие учащиеся смогут
проиллюстрировать.
Далее открытия (листы) ученики
смогут расположить в хронологически верном порядке и
пронумеровать их.
В группах школьники смогут
продумать, как каждое открытие представить в виде пантомимы,
ролевой постановки.
Каждая группа сможет показать свой
вариант.
|
|
Дополнительные
задания
Расшифруй слово. Учащиеся смогут расшифровать словосочетание
"солнечные часы", пользуясь кодом.
|
Школьники знают, что основной метод получения
информации в астрономии — наблюдение; понимают, какие открытия
были совершены с его помощью.
Открытия. Учащиеся смогут подписать рисунки, изображающие
первые астрономические открытия, пронумеровать их в определенной
последовательности. В ходе работы уточняйте, почему они выбрали
именно такой порядок, выслушивайте аргументы.
Возможные ответы
По порядку расположения
рисунков:
-
Созвездия.
-
Смена
дня и ночи.
1. Видимый суточный путь
Солнца.
Так как точную хронологию установить сложно, то
возможны варианты, например: 2 — 4 — 1 — 5 — 3;4
— 2 — 1 — 5 — 3. Важно, чтобы солнечный
календарь был последним (он не может быть первым), гномон
(солнечные часы) — только после видимого суточного пути
Солнца.
|
Физкультминутка
Учитель произносит слова и показывает
движения, дети повторяют их вслед за
учителем.
Две птички
Летели две птички (взмахи руками),
Собой
невелички
(опускаются к полу, руки прижимают, машут
ладошками).
Как
они летели
(руки в стороны, изображают
взмахи),
Все
люди глядели
(поднимают голову вверх, ладони держат
козырьком Как
они садились (приседают),
Все
люди дивились
(мимика удивления).
|