Высший медицинский колледж г.Алматы
ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У
УЧАЩИХСЯ
Цели:
- научить студентов самостоятельно решать проблемы;
- чтобы они могли
больше думать, чаще говорить, активнее формировать свою
речь и мышление.
Задачи:
- научить студента
самостоятельно добывать знания.
Диалоговое обучение на уроках русского языка и
литературы как способ развития речи у
учащихся
ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ - это способность взаимодействовать или
находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с
кем-либо (человек). Оно основано на идеологии сотворчества,
сотрудничества преподавателя и студента.
Обучение
через ДИАЛОГ является важнейшим средством вовлечения студентов в
собственное обучение.
Основные
виды диалогического урока: урок-дискуссия, урок-проблемная лекция,
урок-семинар, урок-исследование, версионный урок, эвристический
урок, урок-ток-шоу.
Диалог
помогает на любом этапе урока (проверка домашнего задания,
объяснение нового материала или закрепление). Различные приемы,
например: работа в парах - игра «Знатоки», «Взаимоопрос», «Тонкие и
толстые вопросы», неожиданный вопрос в начале урока, подводит к
осмыслению проблемы, защита постера, стадия рефлексии (письменная,
устная) помогает выявить уровень понимания темы.
Итак, чтобы диалог получился и был действенным, в его основе должна
быть проблема. Мария Монтессори: «Задача учителя не в том, чтобы
говорить, а чтобы подготовить и организовать серию побуждений».
Итак, одним из таких побуждений, и является групповая форма работы.
Работа в группах начинается с диалога в каждой группе, вопросы
довольно легки, но с помощью их определяется понимание текста
произведения.
Благодаря диалогическому обучению и
складывается сотрудничество. Пассивных учащихся с каждым уроком
меньше, потому что каждому хочется выразить свое мнение, свои
мысли. А когда работа идет в группе, уже происходит и
соперничество: каждый старается говорить грамотнее, опираться на
текст и факты.
В основе диалогического обучения –
отношения взаимного уважения, доверия, естественности и открытости
и его основное средство взаимосвязи – диалогическое взаимопонимание
как способ и взаимораскрытия, и взаимоутверждения, и взаиморазвития
[Библер В.С.]. Основное назначение данной технологии состоит в том,
что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся находят
различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и
отстаивания новых ценностей.
Диалоговое обучение развивает у обучающихся способность критически
мыслить, решать сложные проблемные вопросы на основе анализа,
взвешивать мнения, принимать продуманные решения, участвовать в
дискуссиях.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1.ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
1) применять диалог на каждом уроке, помня, что благодаря ему,
можно увеличить результативность в обучении;
2) помнить, что в основе диалога должна быть проблема, тогда он
будет действенным;
3) ответ студента – это его мнение и его надо уважать (каждое
мнение значимо);
4)организовать работу в парах и группах и создавать благоприятный
климат в группе (для сотрудничества) прислушиваться к мнениям
учащихся;
-
ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1)учатся «слышать» друг друга;
2)грамотно формулируют вопросы;
3)приобретают
навыки обсуждения и высказывания своих идей;
4)совместно решают проблемные вопросы;
5)появляется чувство уверенности в себе, максимальная свобода
развития и саморазвития обучающихся;
6) от учения – запоминания информации к учению-развитию;
7) вовлечение в работу слабоуспевающих студентов.
Сулейменова Ж.Ж.,
преподаватель русского языка и литературы ЦМК №1 «ОГД»