Средняя школа №48
Мастер-класс
на
тему:
« Преподавание и обучение посредством
диалога».
Учитель начальных классов: Кобегенова
Ф.Ч.
2017-2018уч.год
Мастер - класс на
тему:
"Преподавание и обучение посредством
диалога"
Цели:
-
Показать роль диалогового обучения в повышении
мотивации к обучению;
-
Рассмотреть теоретические основы диалогового
обучения в преподавании школьных
предметов;
-
Показать на конкретном примере, как можно
использовать новые подходы в обучении на
практике.
План:
-
Вступление.
-
Теоретическая часть.
-
Практическая часть.
-
Обратная связь.
-
Подведение итогов
мастер-класса.
Наши ожидания от совместной творческой
работы:
1. Познакомиться с опытом других
учителей.
2.
Узнать новое.
3.
Увидеть интересные методические приемы.
4.
Пообщаться с коллегами.
6.
Обменяться опытом.
Правила проведения
мастер-класса.
1. Не перебивать друг
друга.
2.
Смело высказывать свои мысли.
3.
Говорить от своего имени.
4.
Активно работать.
5.
Уважать мнение другого.
Ход
мастер-класса:
“Великая цель образования
-
это не знания, а
действия”.
Герберт Спенсер
I. Психологический настрой участников
(подведение к теме).
II. Вступление.
Мир
стремительно меняется. А значит, и мы должны изменить подходы в
преподавании и обучении, принимая во внимание важность формирования
у учащихся метасознания – навыков обучения тому,
какучиться.
И
наша главная задача — научить самостоятельно
работать учащихся, осмысливать информацию и уметь её
обрабатывать. Учитель на уроке не должен объяснять материал, а
должен давать инструкции по работе с материалом, а в результате -
ученики должны научиться тому, как
учиться.
На
своих уроках я стремлюсь создать среду, благоприятную для
интерактивного диалога, основанного на взаимодействии и полном
взаимопонимании учащихся. Здесь иногда возникают трудности. Поэтому
необходимо их направлять, создавать предпосылки для активизации речевой
деятельности. Например, организовав уроки в форме групповой
работы, учащимся предоставляется возможность самим определить тему
урока, цели путем использования разных приемов, например,
отгадывание анаграммы, использование наводящих вопросов. Вопросы,
задаваемые учителем, играют важную роль в диалоге на уроке. Каждое
задание ученики должны выполнять, обсуждая между собой. Необходимо
создать на всех уроках дружескую, непринужденную обстановку.
Ученики должны осознавать, что их мнение будет принято и
оценено.
III. Практическая
часть.(участникам предлагается выступить в роли
учеников)
На
занятии по русскому языку учащиеся самостоятельно определили
тему урока через решение анаграммы: ка-си-лек
(лексика). Раскрытие темы происходит с помощью специально
подобранных заданий и вопросов. Ученикам было предложено нарисовать
слова: птица, дерево,
цветок.
Используя вопросы низкого
порядка,
например, как вы узнали, какой предмет нужно
нарисовать?, я
вызываю их к размышлениям. Т.е. втягиваю их в диалог, беседу, в
процессе которого наблюдаю за учениками. Затем предлагаю нарисовать
словогавиал(редкий исчезающий вид
крокодила)всем группам. Но никто не может этого
сделать. Вопрос на
анализирование: почему вы можете нарисовать некоторые
слова, а некоторые нет? Что мешает вам в этом? Что может помочь вам
в этом? Все
эти вопросы натолкнули учеников к исследовательскому диалогу, в
результате которого даже слабый ученик стал высказывать свое
мнение.И
ребята сами пришли к выводу, что слово имеет лексическое значение,
благодаря которому мы представляем этот предмет. Половина темы
раскрыта.Далее перед учениками ставятся новые
вопросы:что еще мы можем определить в слове?Какие
признаки?Ученики выполняют работу в обсуждении и быстро
приходят к ответу: род, число, падеж (если это существительное). А
как называются эти признаки? Грамматические. Таким образом,
учащиеся самостоятельно не только определили изучаемую тему, но и
раскрыли ее, что оказалось для них приятной неожиданностью. При
этом участвовали и слабые ученики.
Китайская мудрость
гласит: “Я
слышу – я забываю,
я
вижу – я запоминаю,
я
делаю – я усваиваю”.
Точка удивления
«Ваш малыш еще не спрашивал, где у грибов
листья, если они растения? Подобные вопросы вырастают из умения
удивляться явлениям окружающей жизни. Причем чем чаще удивляется
мама, тем быстрее возникает умение удивляться у ребенка....На улице
прошел дождь. Мама говорит: - Сколько воды! Сплошные лужи во дворе!
Гулять пойдем через полчаса. Наконец вышли на улицу. - Ух ты! -
удивляется мама. - Ни одной лужи! Сухо! - А куда же лужи за полчаса
делись? - спрашивает малыш.Вот и настала точка удивления. То есть
чрезвычайно важный момент в развитии ребенка - попытка объяснить
явление природы. Тогда мама предлагает ему сформулировать свою
гипотезу. Она говорит: - А как ты думаешь? - Думаю, что они по
капелькам улетели. - А как можно доказать, что лужи "улетели"? Надо
сказать, что дети по-разному отвечают на этот вопрос. Сколько
детей, столько и версий. Но в нашем случае верный ответ совершенно
не важен. Важен процесс рассуждений маленького
ученого-исследователя и то, что подобным незатейливым образом можно
помогать развитию мышления ребенка. - Какое у тебя замечательное
мороженное в руке! Сливочное эскимо с клубничным джемом! Что ты с
ним собираешься делать? - Конечно, есть! - Понятно. Мама помогает
малышу снять обертку, и он принимается за любимую еду. - Ух ты! От
эскимо только палочка осталась! Куда же оно делось? - Не знаю куда!
Я его проглотил, а потом... Наступила точка удивления. Вот момент,
когда мама может легко преподать ребенку первый урок анатомии. И
вовсе не обязательно ждать 5-го класса школы, где по программе
стоит тема "Желудочно-кишечный
тракт[3]"
В приведенном отрывке из книги Е. Хилтунен мы
встречаемся с новым понятием – «точка удивления». «Точка удивления»
(в педагогике определяется как
«проблемная ситуация») - это ситуация
противоречия.Когда ребенок замечает это противоречие,
осознает его и формулирует, он, как правило, удивляется. «Точка
удивления» - лучший повод для любого учебного обсуждения, лучшее
начало любого обучения.
Закончить свой мастер-класс я хочу, прочитав
рассказ К. Ушинского (русский педагог 19 в.)
«4 желания»
-
изящный вариант диалогического общения отца с
сыном.
Митя накатался на
саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал
домой румяный, весёлый и говорит отцу: - Уж как весело зимой! Я бы
хотел, чтобы всё зима была! - Запиши твоё желание в мою карманную
книжку, - сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю
набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов,
прибежал к отцу и говорит: - Что за прелесть эта весна! Я бы желал,
чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите
записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на
сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал
ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: - Вот уж
сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!И
это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В
саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в
восторге и говорил отцу: - Осень лучше всех времён года! Тогда отец
вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое
говорил и о весне, и о зиме, и о
лете.
Знаменитый классик советской педагогики В.
Сухомлинский часто повторялизвестный афоризм Плутарха о
диалогическом обучении:
«Ученик не сосуд, который надо наполнить, а
факел, который нужно зажечь».