Цифровые технологии при обучении разным видам
речевой деятельности на уроках английского
языка
Основу владения любым языком, как родным, так и
иностранным, составляют четыре вида речевой
деятельности:
-
аудирование – устная рецептивная речь;
-
говорение – устная продуктивная речь;
-
чтение – письменная рецептивная речь;
-
письмо – письменная продуктивная речь.
Именно такой порядок в освоении любого языка
считается наиболее продуктивным. Вместе с тем обучение всем этим
видам должно быть комплексным, взаимосвязанным и непрерывным,
поскольку упущение любого из представленных видов на каком-либо
этапе может спровоцировать пробелы в их сформированности. Большую
помощь в этом в современном образовательном процессе могут оказать
цифровые технологии.
Использование цифровых технологий безусловно
позволяет разнообразить формы организации учебного процесса,
способствует повышению интереса к изучаемому предмету и качества
его усвоения. Среди задач, решаемых с помощью ИКТ, выделяют
совершенствование организации преподавания, активизацию процесса
обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской
деятельности, обеспечение гибкости процесса обучения и др.
Уникальность данных технологий состоит и в обеспечении
индивидуализации процесса обучения при организации фронтальной
работы. Вместе с тем интерактивные формы работы являются
эффективным помощником в ускорении процесса обучения и в
значительной мере способствуют не только экономии учебного времени,
но и сокращению времени для педагогического
контроля.
При
обучении иностранному языку информационно-коммуникационные
технологии помогают решить и ещё одну немаловажную задачу –
одновременное развитие всех четырёх видов речевой деятельности за
счёт применения комплексных и взаимосвязанных заданий и
упражнений.
Современные цифровые программы позволяют не
только использовать огромный спектр уже существующих приложений и
методических материалов, но и адаптировать их к текущим условиям
образовательного процесса и создавать собственные. Разнообразие
имеющихся в Интернет-пространстве медиаприложений и сервисов даёт
возможность современному учителю не только комбинировать между
собой различные темы и разделы при составлении заданий и упражнений
в лексико-грамматическом фокусе, но и самостоятельно разрабатывать
и адаптировать необходимые аудитивные
тексты.
Неоценимую помощь в этом, несомненно, оказывают
различные Интернет-конструкторы. Вот лишь некоторые из
них:
LearningApps – приложение, позволяющее быстро и легко
создавать неограниченное количество интересных игровых упражнений
на базе разнообразных шаблонов (Пазл «Угадай-ка», «Скачки», «Кто
хочет стать миллионером», «Парочки» и др.). В данном сервисе
возможно использовать не только текстовые материалы, но и включать
графическое и звуковое сопровождение.
Платформа Wordwall также даёт возможность на основе готовых шаблонов
создавать задания. Бесплатный пакет позволяет использовать до 5
моделей упражнений в месяц. Большим плюсом является возможность
переключения уже созданного тренажёра в другой формат представления
(например, «Gameshow quiz» в «Unscramble») с сохранением учебного
материала.
В
приложении Learnis можно создавать мини-квесты в популярном и
привычном для современных детей формате – в режиме «виртуальной
реальности».
Сервис Padlet позволяет работать с интерактивной доской,
создавать веб-страницы. Достоинством данной программы является
также и то, что она даёт возможность переводить текстовые материалы
в звуковой формат с выбором голоса.
Существуют и отдельные сервисы, ориентированные
на выполнение именно этой задачи. Среди них:
apihost.ru, voxworkwer.com, zvukogram.com и др. В большинстве из них можно бесплатно не
только преобразовывать небольшие печатные тексты в аудитивные, но и
подбирать скорость речи, тембр, паузы и корректировать ударение
там, где нужно, таким образом адаптируя созданный материал под
определённую группу обучающихся в соответствии с их возрастными и
психологическими особенностями и уровнем подготовки. Полученные
звуковые данные можно сохранять на своём устройстве и использовать
в работе при дальнейшем комбинировании
заданий.
В
ситуациях, когда уже существующие звуковые файлы не подходят по
каким-то отдельным параметрам для выполнения поставленной
образовательной задачи и необходимо произвести в них какие-либо
изменения (например, сократить аудиозапись, вырезать некоторые
фрагменты, сделать более плавными переходы, добавить дополнительные
эффекты и т.д.), помогут такие онлайн-сервисы,
как mp3cut.net, clideo.com, audiotrimmer.com и др.
Стоит заметить, что наиболее популярные
интерактивные сервисы-конструкторы работают в режиме тренировки и
не всегда у педагога есть возможность проконтролировать результат и
даже сам факт выполнения, например, при выполнении заданий
обучающимися дома. Однако применение некоторых хитростей может
помочь и в данной ситуации. Например, можно научить учащихся
вписывать после прохождения задания свои данные в поисковую строку
без подтверждения и делать в этот момент скриншот, который затем
они должны отправить учителю в качестве подтверждения своей работы.
Можно также добавлять в упражнения пароли, которые обучающиеся
получат только после выполнения задания и которые затем они должны
предъявить учителю в качестве
доказательства.
Среди Интернет-конструкторов стоит упомянуть и
такие, которые позволяют проводить бесплатные групповые викторины и
конкурсы в режиме онлайн среди неограниченного количества
участников. К таким, например, относятся
triventy.com, myquiz.ru
и
др. Используя данные платформы, можно не только устраивать
интеллектуальные соревнования среди учащихся, но и самостоятельно
программировать время начала викторин и организацию награждения
победителей.
Используя все перечисленные сервисы и многие
подобные, можно объединять и комбинировать между собой созданные в
них задания в отдельных сайтах-конструкторах, таких
как jimdo.com, wix.com, site123. com и др. На базе данных платформ можно размещать
ссылки на все свои разработки и прочие источники, варьировать с
оформлением и реализовывать любые свои
задумки.
Всё
это, на мой взгляд, может в значительной мере способствовать
реализации важной задачи при обучении иностранному языку – за счёт
применения комплексных и взаимосвязанных заданий и упражнений
одновременно развивать все виды речевой деятельности
учащихся.