Тема:Делители и
кратные
Цели: закрепить
умения нахождения делителей и кратных чисел; развивать грамотную
математическую речь; проверить знания и умения учащихся по
изученному материалу.
Информация для учителя
Историческая справка. Создать в классе уголок, куда помещать
информацию из этого раздела.
Ход
урока
I. Организационный
момент
II. Сообщение темы
урока
— Решив анаграмму, вы прочитаете тему нашего
урока.
ЕИЕИЛТЛД и КРТНЕЫА
(Делители и кратные.)
— Запишем ее в тетрадь.
III. Устный
счет
1. № 22 стр. 7 — решить
устно, записав на лист только ответы. Взаимопроверка (ответы
записаны на закрытой части доски).
— Кто
не согласен с моими ответами? (Если у учащихся есть ошибки, то
вспомнить правила действий с десятичными
дробями.)
2.
Назовите:
а) три числа, для которых
18 будет кратным;
б) три числа, которые будут
кратными числа 18;
в) все числа, для которых
число 12 будет кратным.
3. Спутник Земли делает
один оборот за 1 час 40 минут, а второй оборот — за 100 минут. Как
это получается? (1 ч 40 мин = 100 мин.)
4. Устно разобрать № 13 из
домашнего задания.
Например, число 9 · 3 = 27,
27 кратно 9 и 27 кратно 3, следовательно, произведение двух
натуральных чисел кратно каждому из
множителей.
— Приведите свои примеры.
IV.
Индивидуальная работа
Два человека работают у
доски по индивидуальным карточкам, в это время с остальными
учащимися проводится устная работа. В конце работы всем учащимся
предлагается проверить правильность выполнения
заданий.
1
карточка
1. Неизвестное слагаемое
равно:
а) слагаемое —
сумма;
б) сумма —
слагаемое;
в) сумма +
слагаемое.
2. Неизвестное уменьшаемое
равно:
а) разность —
вычитаемое;
б) вычитаемое —
разность;
в) вычитаемое +
разность.
3. Неизвестный делитель
равен:
а) делимое разделить на
частное;
б) частное умножить на
делимое;
в) частное разделить на
делимое.
2
карточка
1. Неизвестный множитель
равен:
а) произведение :
множитель;
б) произведение —
множитель;
в) множитель:
произведение.
2. Неизвестное вычитаемое
равно:
а) уменьшаемое +
разность;
б) уменьшаемое —
разность;
в) разность —
уменьшаемое.
3. Неизвестное делимое
равно:
а) делитель ·
частное;
б) делитель :
частное;
в) частное :
делитель.
V. Закрепление
изученного материала
1. № 4 стр. 5 (устно с
обоснованием ответов).
Ответ: а) да, 15 - делитель
105, так как 105 делится на 15 без остатка, 105 : 15 = 7; б) да,
частное 105 : 15 является делителем числа 105, так как при делении
105 на 15 получается 7.
2. № 7 (а, г) стр. 5
(устно).
3. № 11 работа в
парах.
Делители числа 6: 1, 2, 3.
1 + 2 + 3 = 6.
Делители числа 28: 1, 2, 4,
7, 14. 1 + 2 + 4 + 7 + 14 = 28.
Делители числа 496: 1, 2,
4, 8, 16, 31, 62, 124, 248. 1 + 2 + 4 + 8 + 16 + 31 + 62 + 124 +
248 = 496.
4. Повторить понятие
координатного луча.
(Работа на доске и в
тетрадях с подробным комментированием),
а) № 10 стр. 6; б) № 17
стр. 7.
VI.
Физкультминутка
Любые упражнения
выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на
формирование красивого, здорового и «умного»
тела.
Быстро встали,
улыбнулись.
Выше-выше
потянулись.
Ну-ка, плечи
распрямите,
Поднимите,
опустите.
Вправо, влево
повернитесь,
Рук коленями
коснитесь.
Сели, встали. Сели,
встали.
И на месте
побежали.
VII. Работа над
задачей
1. У продавца имеется много
гирь весом 3 кг и 5 кг. Может ли он взвесить товар массой 29 кг?
(Может.)
Решение:
Числа, кратные числу 3: 3,
6, 9, 12, 15,...
Числа, кратные числу 5: 5,
10, 15, 20, ...
Продавец может взять 3 гири
по 3 кг и 4 гири по 5 кг: 3 · 3 + 5 · 4 = 29
(кг).
2. Можно ли 64 ручки
разложить поровну, ответ обоснуйте:
а) в 10 наборов; в) в 16
наборов;
б) в 32 набора; г) в 22
набора?
VIII. Самостоятельная
работа (10 мин)
Вариант
I
1. Запишите в порядке
возрастания все делители числа 36.
2. Запишите кратные числа
14, но меньшие 50.
3. Запишите 3 числа,
кратные числу п.
4. Назовите три натуральные
числа, для которых число 24:
а) будет
кратным;
б) будет делителем.
5. Докажите, что число 65
484 кратно числу 321, а число 432 является делителем числа 218 592.
(65 484 : 321 = 204, 218 592 : 432 =
506.)
Вариант
II
1. Запишите в порядке
убывания все делители числа 24.
2. Запишите кратные числа
25, но меньшие 101.
3. Запишите 3 числа,
кратные числу t.
4. Назовите три натуральные
числа, для которых число 36:
а) будет
кратным;
б) будет делителем.
5. Докажите, что число 37
515 кратно числу 123, а число 543 является делителем числа 219 915.
(37515 : 123 = 305, 219 915 : 543 =
405.)
IX. Подведение итогов
урока
— Какое число и кратно числу п, и является
делителем числа и?
— Какое число является кратным любому натуральному
числу? (Число 0 кратно любому натуральному числу, так как 0 делится
без остатка на любое натуральное число.)
Домашнее
задание
№ 28,
27 (в, г), 30 (г) стр. 9. По желанию № 12 стр.
6.