Ресурсы
коучинга
|
Диалогическое
обучение
Результаты научных
исследований показывают, что диалог занимает центральное место на
уроке.
Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали, что диалог может
способствовать интеллектуальному развитию учеников и их
результативности в обучении. В исследовании названныз авторов
подчеркивается, что, интерактивное общение со взрослыми и
совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их
когнитивному развитию. Подходы в обучении, которые поощряют и
поддерживают обстоятельные, творческие и побуждающие к размышлениям
беседы (ситуациях «учитель-ученик»,
«ученик-ученик»)
можно назвать «диалогическим
преподаванием».
В 1934 году Л.С. Выготский в своей
работе «Мышление и речь»
утвержлал важность использования беседы, как
формы обучения детей младшего возраста, характеризуя данную
возрастную группу детй, как учеников, у которых когнитивное
развитие происходит в пройессе социального взаимодействия, а именно
в процессе обучения более взрослым способам мышления, посредством
общения с более способными учениками и взаимодействиия с окружающей
культурой и средой. Далее Л.С. Выготский утверждает, чтокогнитивное
развитие становится более эффективным в период, когда ученики
работают в своей «Зоне ближайшего
развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности,
котрые развивает ученик: диапазон знаний, которые он пока не может
выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий необходима
помощь взрослых и более компетентных лиц, которые могли бы
поддержать их в обучении новому. Данная поддержка предполагает
общение, и Л.С. Выготский считает, что речь, в данном случае,
является главным инструмнтом обучения. Модель обучения Л.С.
Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате
вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя социальной
вовлеченности в процесс обучения является решающей для развития
обучения ученика.
Так, Барнс(1971) утверждал, что методы
использования речи в классе, оказывают наибольшее влияние на
обучение ученика. Он утверждал, что обучение происходит не только
посредством пассивного слушания учителя, но и в результате
использования вербальных средств: говорения, обсуждения и
аргументации. Более
позднее исследоваине Мерсера и Ходжкинсона(2008)
построено на основе ранней работы Барнса с целью установления
центральной роли диалога в процессе
обучения.
Современная
интерпретация
В настоящее время существует
значительное количество доказательств, подтверждающих преимущества
для учеников обучения, построенного на основе беседы, выражающиеся
в следующем:
-
В предоставлении возможностей для
выражения степени своего понимания
темы
-
В содействии осознанию того, что
окружающие люди могут иметь иные мнения,
мысли
-
В возможности обоснования своих
идей
-
В содействии устанавлению учителем
стадии, на котрой находятся ученики а процессе своего
обучения.
Важной в организации многочисленных
бесед, происходящих в классе, является необходимость осуществления
учителем контроля разговора, его тематикой, актуальностью и
содержательной сущностью, продолжительностью и уместностью. Во
многих классах ученики имеют «ограниченные»
права на ведение беседы. Например, не принято
ожидать от учеников таких фраз, как «Это –интересное мнение»
Исследования показывают, что распрастраненная форма беседы в
классе, при которой в классе учитель контролирует речь, задает
значимые вопросы, повторяет ответы учеников и поощряет правильные
ответы, не развивает детское мышление и не улучшает их разговорные
навыки. Мерсер(2005) доказал, что взаимодействие со сверстниками
играет для ученика важную роль в орбучении, когда ученики работают
в парах или в группах, они взаимодействуют более равноправно нежели
в беседах по типу «учитель-ученик», и потому имеют различные
возможности для развития обоснованных аргументов и описания
наблюдаемых явлений. Речь-главный инструмент для формирования
коллективного опыта. Александер(2008) полагает, что посредством диалогового
обучения учителя
могут выявить «здравый
смысл» учеников ежедневно, взаимодействовать с их идеями
и помогать им в преодолении непонимания. В диалоге ученики являются
равнопоавными ратнерами, прилагающими все усилия для получения
согласованного результата и испытывающие и развивающие процесс,
определенный Мерсером(2000) как совместное приобретение знаний или
вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен
мыслями возможен в процессе диалога с учениками, однако последние
могут вести его между собой в ходе проведения совместного
исследования. Согласно исследованию Мерсера, беседа является
неотъемлимой частью обучения учеников. Он различает 3 типа
беседы:
-
Беседа-дебаты (Существует
принципиальное расхождение во многих мнениях и каждый приходит к
своему мнению)
-
Кумулятивная беседа (Каждый соглашается
с тем, что говорят другие)
-
Исследовательская беседа (Идеи каждого
расцениваются как эффективные, задают друг другу вопросы. При этом
используются такие фразы как «возможно», «может
быть».
Вовлечение в исследовательскую беседу, как правило, в условиях
работы в малых группах, в которых участники имеют общую проблему,
формируют совместное ее понимание, обмениваются идеями и мнениями,
обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание
и понимание. В процессе вовлечения в исследовательскую работу
ученики размышляют вслух, формируют гипотезы и
рассуждают)
|