Материалдар / Доклад " Игра как средство развития коммуникативных способностей учащихся"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Доклад " Игра как средство развития коммуникативных способностей учащихся"

Материал туралы қысқаша түсінік
Доклад на МО учителей иностранного языка
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Қаңтар 2021
407
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



КГУ «Айдабульская средняя школа»









Использование коммуникативной методики в процессе обучения английскому языку.

Игра как средство развития коммуникативных способностей учащихся





















Подготовила : Литвиненко И.П.

учитель английского языка









Игра – особо организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и потому неинтересную для них деятельность на уроке в конкретную и интересную”. (Дж. Брунер)

Будучи учителем английского языка – предмета, который является приоритетным, каждый учитель английского языка осознает большую ответственность за знания учеников. “Сейчас нужны люди, не просто владеющие иностранным языком, но и способные свободно принимать участие в диалоге культур, бизнесе, политике”.

Постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения английским языком, ставят вопрос о разумном и обоснованном выборе того или иного метода, их чередовании в зависимости от условий конкретной учебной ситуации, целей и этапа обучения английскому языку.

С 2003 года применяю коммуникативную методику обучения. При ее выборе я руководствовалась требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом и условиями обучения в школе.

Признавая существование различных методов в современном процессе обучения английскому языку, следует отметить, что лидирующее положение занимает коммуникативный метод. Актуальность данного метода продиктована тем, что основной целью обучения английскому языку в школе является развитие коммуникативной компетенции, а реализация воспитательной, развивающей целей происходит в процессе осуществления этой главной цели.. Умение адекватно воспринимать чужую культуру, находить в ней сходства и различия со своей, умение достигать взаимопонимания – вот, что особенно актуально в современном мире. Термин “коммуникация” обозначает общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности. Предметом общения является взаимоотношения собеседников, цель общения – решение задач, связанных с взаимоотношениями, продуктом общения является интерпретация информации. В процессе обучения опираюсь на принципы коммуникативного подхода:

. На уроке создаются условия для работы парами или в группах, это способствует увеличению продолжительности речи каждого ученика, чем в ситуации, когда дети говорят только с учителем. Работа в группах позволяет поговорить на английском языке в неформальной обстановке и повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу. Так, при введении структуры “Where would you like to go?”, учащиеся могут провести опрос класса или определенной группы и закрепить вопрос и ответ в своей речи.

Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться. Кроме использования знаний на практике, учащиеся учатся принимать самостоятельные решения, а не только усваивать готовые ответы: подобные задания выполняются при введении или обобщении грамматического и лексического материала.

Роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока.

Каждый учитель имеет собственный стиль обучения, однако, в зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на уроке, учитель должен вести себя достаточно гибко: вести и поддерживать учащихся, но не всегда доминировать.

Учитель выступает в разных ролях на различных уроках. Он может быть носителем информации, когда учащемуся необходимы исходные данные, наблюдателем, когда учащиеся самостоятельно работают в парах или группах, в это время учитель ходит по классу, помогая отдельным учащимся, консультантом, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется или совет, или определенные источники информации, например при выполнении проекта. Для реализации данных принципов коммуникативного обучения необходимо наличие определенных условий. Первым условием осуществления общения на уроке, максимально приближенного к реальной жизни, являются доверительные отношения, взаимная симпатия учителя и учеников, благоприятный психологический климат и атмосфера сотрудничества. Вторым условием является умение учителя организовать групповую, парную и индивидуальную работу обучаемых, через планирование как можно большего количества ситуаций общения и поощрения попыток учащихся принять в них участие. Третьим условием является наличие учебно-методического комплекса, помогающего реализовывать коммуникативно-ориентированное обучение.

Одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных  способностей является игра. Потому как, она обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребёнка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.  Игра позволяет учителю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить, преодолевая все комплексы и нерешительность. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность.

Существует 6 основных целей применения игр в обучении иностранному языку:

  • формирование определенных навыков;

  • развитие определенных речевых умений;

  • обучение умению общаться;

  • развитие необходимых способностей и психических функций;

  • познание;

  • запоминание речевого материала.

    Поскольку игра, по определению С.А. Шмакова,- « это вид деятельности в условиях  ситуаций, направленный на воссоздание и усвоение  общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением ». А так как одними из основных функций игровой деятельности являются коммуникативная функция и функция социализации, она органично вплетается в более обширную технологию коммуникативного обучения.

    Над созданием игровой технологии работал С.А. Шмаков. Им дано определение игры, её черты, функции, структура игры как деятельности и как процесса, области применения и различные способы классификации игр. Самым значимым для нас является структура игры как деятельности и классификация игр по игровой методике, так как мы пытаемся проследить целесообразность применения некоторых видов игровой деятельности на различных ступенях обучения и в соответствии с этим предлагаем свою систему их использования.

      Эта система предполагает применение определенных видов игр на различных этапах при изучении иностранного языка с пятого класса.

Виды игр подбираются исходя из характеристик ученика как субъекта обучения и в соответствии с программой по английскому языку для  общеобразовательных школ.

       Так, на первом этапе обучения ( 5-6 класс) основным видом игр будет являться предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры Это объясняется тем, что у учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизации и имитационные игры, игры – соревнования.  Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание лексического запаса   по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами – клише, используемыми в различных ситуациях общения.

        На следующем этапе (7-8 класс), когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется.

Наряду с лингвистическими и имитационными играми, применяются ролевые,

направленные на социализацию учащихся. Их содержанием являются отношения между людьми. Нацелены они, в основном, на овладение иноязычным общением на уровне информационной и регулятивной функций. Игры здесь также подобраны в соответствии с тематикой программы.

         Начиная с 9-го класса и далее в старшем звене, особенно если уровень языковой подготовки учащихся достаточно высок, целесообразно применять сюжетно – ролевые и деловые игры, Это более сложные виды игровой деятельности, они требуют более  тщательной подготовки и со стороны учителя, и со стороны учеников. Использование метода проектов на подготовительном   этапе игры является дополнительным средством развития коммуникативных способностей. Нами разработаны несколько  уроков интегрирующих игровую технологию и метод проектов. Данные игры способствуют овладению общением на уровне ценностно – ориентационной функции.

          Такая система дает возможность оптимально использовать игровую деятельность при обучении английскому языку. Она  может быть рекомендована для применения учителями иностранных языков на уроках,

внеклассных мероприятиях,  факультативных  и групповых занятиях ,

лингвистических кружках. Место игр на уроках и отводимое им время зависят

от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.  Возможны модификация и адаптация предложенных игр в условиях конкретного урока, конкретной группы.

Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлеченным и по возможности участвовать в игре. Когда проводится игра – соревнование, следует отметить победителей, утешить побежденных, подбодрить их. А теперь я хотела бы привести примеры игр..

Игры, направленные на активизацию речевой активности.

Игра – анкета.

Ученик пишет ряд предложений, содержащих информацию личного характера, а затем задает вопросы об этом же своему партнеру и записывает его данные; или просто составляет вопросы и задает их своему партнеру. Игра включает письменный компонент.

Примерные вопросы и предложения:

1. Where are your parents from ?

2. Where did you go for holidays last summer ?

3. Things you love doing.

4. Things you hate doing.

Вопросы и предложения могут быть разнообразными. Итогом работы должен быть рассказ одного ученика о другом.

Игра – угадай профессию.

Ученик загадывает профессию. Следует задать ему десять специальных вопросов, пытаясь определить, кого он собой представляет.

Игра – воздушный шар.

С большой высоты в океан падает воздушный шар. Мы все в корзине. Чтобы все не погибли, один из пассажиров должен выпрыгнуть. Докажите, что это должен быть кто-то другой, а не Вы.

(Или – тонет корабль, или мы на необитаемом острове без еды и должны кого-то съесть). Но до начала игры каждый должен придумать себе другую личность и рассказать о ней. При этом не предупреждаем, какая потом начнется игра.

Игра – трехминутное предупреждение.

Через три минуты начнется атомная война. Что вы сделаете в оставшееся время. Развитие речевых умений.

После прохождения определенной темы, например “ Квартира ” проводится специальный урок с большой игрой. В нее можно включить такие задания:

а) Вот его квартира (дается картинка). Помогите ему расставить мебель.

б) Нарисуйте и расскажите про свою квартиру.

Развитие умений общаться.

а) Выбираются от каждой из двух команд по одному продавцу. Товар нарисован на карточках. Покупателям раздаются “ Shopping lists “, чья команда первой купит все, что написано в списке, та и выигрывает. При покупке товара, следует задавать вопросы - “ Есть ли у вас…?,

А сколько стоит…? ”

б) Конкурс на самого вежливого собеседника.

- Вам надо поздороваться с … (выбираются разные адресаты) и сделать комплимент.

Таким образом, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условия, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия

         Применение игр, предложенных в нашей системе, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей учащихся, овладение иноязычным общением  в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, ценностно – ориентационной и этикетной. У учащихся развиваются компенсаторные умения, умения выходить из положения при нехватке иноязычных языковых средств. Ребята учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим людям. Помимо  этого, игры позволяют создать на уроке  благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового  барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету.



Список использованной литературы.

1. Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska “Opportunities” (Pre- Intermediate, Intermediate), Longman.

2. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе (Под ред. В.М. Филатова).- Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!