Инновационные технологии на уроках
русского языка и
литературы
Что такое
современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока?
Может ли быть технология в образовании? Что придает современность
уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока
вчерашнего?
Можно задать
ещё много вопросов. Как же быть и что
делать?
Последние два
десятилетия очень многое изменилось в
образовании. Я думаю, что
нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как
сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим
предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого
ученика?» Каждый современный учитель
мечтает, чтобы на уроке ребята работали
добросовестно, с интересом, с увлечением, творчески. Ведь именно
интерес, увлечение является стимулом деятельности его обучения.
В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности
и страха ожидания получить двойку, нет «неуда» на контрольной
работе и желания увернуться от нее; зато есть радость от
преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя
в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного
открытия, он управляет
проблемно- поисковый или исследовательской деятельность
учащегося.
Сегодня основная цель
обучения- это не только накопление учеником
определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка
школьника как самостоятельного субъекта образовательной
деятельности. В основе современного образования лежить творческая
активность и учителя,и, что не менее важно, ученика. Именно этой
цели- воспитанию творческой, активной личности,
умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются
основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет, как организовать учебный
процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не
превращаясь просто в забаву или игру.И, может быть, именно на таком
уроке, как говорил Цицерон, « зажгутся глаза слушающего о глаза
говорящего».
Технология-это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый
словарь)
Педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
(В.В.Монахов)
Определение «инновация» как
педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило,
к понятию «новшество», «новизна.» Между тем, инновация в точном
переводе с латинского языка обозначает не «новое.» Именно эту
смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце
прошлоговека Д.ж.Боткин. Он и на наметил основные черты
«дидактического портрета»этого метода, направленного на развитие
способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному
поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоимт в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- использование личностно-ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творчекого потенциала ученика;
-самостоятельной творческой деятельности;
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- дифференцированный подход к обучению;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- развивающее обучение;
-создание ситуации успеха на уроке;
- информационные и коммуникационные технологии;
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность;
усвоение знаний в системе;
-нетрадиционные формы уроков;
-использование наглядности;
Методы обучения:
При использовании инновационных технологий в обучении русскому
языку и литературе применяются приёмы:
-ассоциативный ряд;
-опорный конспект;
-ИНСЕРТ
-мозговая атака;
групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
-кластеры;
-синквейн;
-«Продвинутая лекция»
-эссе;
- клячевые термины;
-дидактические игры;
- лингвистическая аллюзия;
-исследование текста
-работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Критическое мышление-это точка опоры для мышления человека, это
естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Методика развития критического мышления включает три этапа или
стадии. Первая стадия-вызов.Ее присутствие на каждом уроке
обязательно.Она позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у
ученика знания по данной теме или проблеме, вызывает устойчивый
интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной
деятельности.Побуждает ученика к активной работе на уроке и
дома.
Вторая стадия –осмысление.Эта стадия позволяет ученику получить
новую информацию, осмыслить её, соотности с уже имеющимися
знаниями, искать ответы на вопросы, поставленные в первой
части.
Третья стадия-рефлексия.Здесь основным является целостное
осмысление, обощение полученной информации.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,
интерпретация изученной информации.
Эффективным я считаю прием «чтение с остановками»Этот прием требует
подготовительной работы. Я выбираю текст для чтения. Критерий
отбора текста:
-он должен быть неизвестным для класса;
-динамичный, событийный сюжет;
-неожиданная развязка, проблемный финал. Данный приём часто
использую при подготовке учащихся к написанию
сочинения-рассуждения.Эта работа предполагает не только тшательный
анализ текста, но и умение «идти» вслед автором, «видеть», как он
создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.
Кластер- это способ графической организации материала. Позволяющий
сделать наглядными те мыслительные процессы. Которые происходят при
погружении в ту или иную тему.Такой способ называют «наглядным
мозговым штурмом». В итоге получается структура, которая графически
отоборажает наши размышления, определяет информационное поле даной
теме.По теме «Имя существительное как часть речи» учащимсся
предлагается вспомнить, что им известно о существительном.При
фронтальной беседе учитель фиксирует ответы на доске. Ученики
оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.
5-минутное эссе-это вид письменного задания, применяемый в конце
занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной
теме. Для учителя-это возможность получить обратную связь. Учащимся
можно предложить написать то, что они узнали по новой теме, либо
задать один вопрос, на который они так и не получили
ответа.