Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать? Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Каждый современный учитель мечтает, чтобы на уроке ребята работали добросовестно, с интересом, с увлечением, творчески. Ведь именно интерес, увлечение является стимулом деятельности его обучения. В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха ожидания получить двойку, нет «неуда» на контрольной работе и желания увернуться от нее; зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно- поисковый или исследовательской деятельность учащегося. Сегодня основная цель обучения- это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежить творческая активность и учителя,и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели- воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Инновационный подход к обучению позволяет, как организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, « зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Технология-это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь) Педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.В.Монахов) Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна.» Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое.» Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлоговека Д.ж.Боткин. Он и на наметил основные черты «дидактического портрета»этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Актуальность инновационного обучения состоимт в следующем: - соответствие концепции гуманизации образования;- использование личностно-ориентированного обучения;- поиск условий для раскрытия творчекого потенциала ученика;-самостоятельной творческой деятельности;В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:- дифференцированный подход к обучению;- проблемное обучение;- развитие критического мышления;- развивающее обучение;-создание ситуации успеха на уроке;- информационные и коммуникационные технологии;Основными принципами инновационного обучения являются:- креативность;усвоение знаний в системе;-нетрадиционные формы уроков;-использование наглядности;Методы обучения:При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе применяются приёмы:-ассоциативный ряд;-опорный конспект;-ИНСЕРТ-мозговая атака;групповая дискуссия;- чтение с остановками и Вопросы Блума;-кластеры;-синквейн;-«Продвинутая лекция»-эссе;- клячевые термины;-дидактические игры;- лингвистическая аллюзия;-исследование текста-работа с тестами;- нетрадиционные формы домашнего задания.Критическое мышление-это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Первая стадия-вызов.Ее присутствие на каждом уроке обязательно.Она позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызывает устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.Побуждает ученика к активной работе на уроке и дома.Вторая стадия –осмысление.Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её, соотности с уже имеющимися знаниями, искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.Третья стадия-рефлексия.Здесь основным является целостное осмысление, обощение полученной информации.На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.Эффективным я считаю прием «чтение с остановками»Этот прием требует подготовительной работы. Я выбираю текст для чтения. Критерий отбора текста:-он должен быть неизвестным для класса;-динамичный, событийный сюжет;-неожиданная развязка, проблемный финал. Данный приём часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения.Эта работа предполагает не только тшательный анализ текста, но и умение «идти» вслед автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.Кластер- это способ графической организации материала. Позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы. Которые происходят при погружении в ту или иную тему.Такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». В итоге получается структура, которая графически отоборажает наши размышления, определяет информационное поле даной теме.По теме «Имя существительное как часть речи» учащимсся предлагается вспомнить, что им известно о существительном.При фронтальной беседе учитель фиксирует ответы на доске. Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.5-минутное эссе-это вид письменного задания, применяемый в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя-это возможность получить обратную связь. Учащимся можно предложить написать то, что они узнали по новой теме, либо задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.