Материалдар / Доклад на тему: «Решение творческих задач на уроках истории в рамках обновления содержания образования»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Доклад на тему: «Решение творческих задач на уроках истории в рамках обновления содержания образования»

Материал туралы қысқаша түсінік
«Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас. Если я хочу создать что – то новое, мне необходимо мыслить по – другому» Альберт Эйнштейн
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
01 Желтоқсан 2021
301
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема доклада:

«Решение творческих задач на уроках истории в рамках обновления содержания образования»


Учитель истории А. Мяленко КГУ «Основная средняя школа №78», г. Караганда


«Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас.

Если я хочу создать что – то новое, мне необходимо мыслить по – другому»

Альберт Эйнштейн


Сегодня мы находимся в условиях смены парадигмы образования, обновления содержания образования, смены модели профессионально-педагогической деятельности. Поэтому мы должны быть специалистами, понимающими необходимость обучения в течение всей жизни, умеющими выстраивать перспективные траектории своего профессионального развития. Изменения в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на роль в учебном процессе, без осмысления новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения. Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Перед нами стоит задача формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Одним из способов решения поставленной задачи является использование мирового опыта, накопленного в области создания методов решения творческих задач. Здесь во многом я нашел поддержку в ТРИЗ-педагогике. Что же такое творческая задача? Это возникающая в любом виде деятельности или повседневной жизни ситуация, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых неизвестных ранее методов, приемов, создания какого-то принципа действия.

Творческая задача всегда является результатом противоречия, несоответствия реального и требуемого, имеющегося и желаемого. По содержанию творческие задачи подразделяют на познавательные и нестандартные, экспериментально-исследовательские (строятся на выдвижение гипотез, прогнозировании последствий, достраивании условий) и конструкторские. В ТРИЗ педагогике предлагается тип открытых задач, которые предполагают несколько решений.

В чем же особенности творческой задачи? Она содержит информацию, но не содержит алгоритма достижения цели. Здесь при различном уровне знания прошлого материала, важно ребенку определить свой собственный путь решения. Творческие задачи должны отвечать требованиям:

Достаточность условия;

Корректность вопроса;

Наличие противоречия.

Мой опыт убедительно показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера:

на установление связи истории и современности.

проблемные задачи,

проблемные вопросы,

ситуации.

Преподавание истории в рамках обновленного содержания образования предполагает постановку проблемы практически на каждом уроке. (Какие изменения могли быть из-за распада Монгольской империи, занимавшей огромное пространство?)

Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи.

Знакомство с этой методикой не оставит равнодушным ни одного “ищущего” учителя. Применение ее на уроке развивает мыслительные и творческие способности учащихся. Знакомство с работами современных ученых и педагогов по ТРИЗ-педагогике (А.А. Гин, А.А.Нестеренко, Ю.С.Мурашковский и др.), последующее применение ее на своих уроках показало, что одни и те же правила подходят для решения творческих задач самого различного содержания. Приемы, предлагаемые ТРИЗ-педагогикой, универсальны.

Изучая методы решения творческих задач, ученые выделили несколько этапов.

1- интуитивный, определение проблемы, при этом мы опираемся на различные методы и приемы, используемые в начале урока. (мозговой штурм)

2 этап - систематический поиск, анализ информации,

3этап - устранение противоречий, упорядоченный поиск, определение истинного решения.

На схеме решения творческих задач эти этапы показывают, как изменяется уровень информации для получения правильного решения. На каждом этапе возрастает количество информации, включенной в работу.

Начиная работать над приёмами и методами ТРИЗ - педагогики, я задавала себе вопрос: все ли дети способны к творчеству? Сегодня с уверенностью могу сказать: все. «Чужой опыт перенять нельзя, задача извлечь из опыта идею»

Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное - формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

В ТРИЗ-педагогике рассматриваются различные подходы к каждому этапу урока. Существуют универсальные приемы, которые можно использовать не только на истории. Я выделила группу, способствующую формированию умений мыслить, систематизировать, делать выводы, высказывать свое мнение.

Из урока в урок учащиеся учатся определять и комментировать проблему. Большие затруднения вызывает у детей аргументация собственной позиции.

Творческие задания разного рода призваны дать школьникам возможность сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и в конечном счете – к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса.

Прием «Ложная альтернатива»

Прием «Хорошо или плохо»

Приемы «Конструктор», «Силовой анализ», «Совмещение противоречий»

Из опыта

Как вариант проблемной задачи:

Во Франции середины XVIII века все население находилось в плачевном состоянии: голод, болезни. Но королева Мария Антуанетта жена Людовика XVI отличалась исключительной расточительностью, за что получила прозвище «мадам Дефицит».

К каким последствиям могло привести расточительство королевы?

При изучении темы «Материальная культура казахов». Проблема, стоящая перед учащимися звучит следующим образом: почему юрта считается высоким образцом материальной культуры кочевников?

Творческие задачи, решаемые учениками, основывались на ранее полученных знаниях в ряде курсов на уроках казахского языка, истории Казахстана. Но требовали более высокий уровень выполнения. Рассказ об убранстве юрты, узорах в различных деталях, предметах, находящихся в юрте, предназначен был для зарубежных гостей. Итогом было доказательство, что юрта удобное жилище в любой сезон года для ведения хозяйства.

Использовала форму «Час редактора». Ее суть состоит в том: класс делится на группы. Первая группа получает текст, в котором допущены пропуски. Им предстоит вставить пропущенные термины. Вторая группа получает текст, в котором допущены ошибки в событиях. В третьей группе учащиеся получают текст, который нужно разделить на логические части, и добавить недостающий материал. Например:

1 группа:

- вместо многоточий вставьте нужные слова:

1.Кочевое скотоводство позволило получать более высокие излишки производства продуктов животноводства– мяса, молока, шерсти, кожи.

2. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов.

3. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, пастухи же садились на коней.

2 группа

3.Найди ошибку: (по карточке)

1. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играла корова, (верблюд)

2. На севере страны, где растительность была намного богаче, верблюдов держали больше.(коров)

3. Для юга страны характерно было преобладание лошадей. (овец)

3 группа.

В своей практике я разработал ряд творческих заданий, ориентированных на развитие мотивации школьников в учебном процессе.

При составлении творческой задачи необходимо использовать:

Интересный факт

-Историю науки.

Повседневную жизнь.

Изученный учебный материал.

- Ошибочные выводы и поиски в науке.

Литературу, народное творчество.

Из воспоминаний Н. Валентинова: «Ленин, - сказал мне Стеклов, - произвёл изумительный по смелости и решительности поворот политики. «Научитесь торговать!» - мне казалось, что я, скорее, губы себе обрежу, а такого лозунга не выкину. С принятием такой директивы нужно целые главы марксизма от нас отрезать.. А когда И.М. Варейкис бросил Ленину такое замечание, тот крикнул: «Пожалуйста, не обучайте меня, что взять и что откинуть от марксизма, яйца курицу не учат!». Как охарактеризован переход к нэпу в данном документе? Почему? От каких представлений, распространённых в партии, нужно было отказаться, чтобы перейти к нэпу?

Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Из письма в «Крестьянскую газету». 1925 г.

Коммунистическая партия как бы стремится всех крестьян сделать нищими, поощряет только бедноту, не помогает ей, а только поощряет, и если крестьянину удастся улучшить своё хозяйство и выкарабкаться из бедности, то его клеймят кулаком и считают врагом советской власти, а ведь нет такого крестьянина, который не стремился бы улучшить своё хозяйство и стать в глазах партии кулаком, другими словами говоря, нет такого крестьянина, который не стремился бы сделаться врагом советской власти.

о каком социальном противоречии нэпа идёт речь в документе.

как вы думаете, в чём коренились истоки этого противоречия?

Рефлексия- Синквейн, Хокку, Диаманта. Результатом использования этих заданий стали более высокий уровень развития творческого мышления, применение учащимися методов творчества в процессе выполнения заданий и хорошее усвоение учебного материала.

Таким образом, решение творческих задач на уроках истории в рамках обновления содержания образования способствует формированию и развитию личностных качеств учащихся: ответственности, инициативности, изобретательности, самостоятельности, способности к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации, способности принимать нестандартные решения, адаптироваться в современных сложных социально-экономических реалиях.

Обобщая результаты опыта работы с использованием решения творческих задач, хотелось бы отметить следующее. Мои ученики стабильно показывают высокий уровень качества знаний при стопроцентной успеваемости, качество знаний составляет в среднем выше 70%. Хорошо развитое умение аргументировать, находить новое решение проблем, творчески выполнять исследование помогло занимать призовые места на научно – практических конференциях различного уровня. Работы учащихся отмечены в республике, области, городе. Ребята старших классов принимают участие в студенческих конференциях. Выпускники подтверждают звание «Алтын білгі». Посвящают свою трудовую деятельность специальностям, связанным с историей и правом.


Использованные источники:

  1. «Учитель – агент перемен. Модернизация сознания педагогов». - Астана-2018.

  2. Гин А.А. О творческих учебных задачах Электронный ресурс. / А.А. Гин. — Режим доступа: http://www.trizminsk.Org/e/234001 ,htm#02

  3. Енина Л. Развитие творческих способностей детей/ Л. Енина /Палитра педагога. - 2002. - № 1 .- С . 14-17.

  4. Учитель и ученик возможности диалога и понимания. - под общей ред. Л.И.Семиной.-М. Изд-во «Бонфи»-2002г.

  5. История Казахстана (XVIII-XIX вв.) 8(7)З.Е.Кабульдинов, Ж.Н.Калиев, А.Т.Бейсембаева.-Алматы «Атамүра»-2018


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!