Материалдар / Эффективные технологии в формировании социальной компетентности учащихся общеобразовательных школ
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Эффективные технологии в формировании социальной компетентности учащихся общеобразовательных школ

Материал туралы қысқаша түсінік
На современном этапе обществу необходима личность, умеющая выстраивать траекторию своего движения в социальном пространстве, способная предвидеть проблему и найти эффективный способ ее решения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Қараша 2021
384
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Эффективные технологии в формировании социальной компетентности учащихся общеобразовательных школ


Сидорова Ю.В.

педагог-психолог КГУ СОШ №8 им. В.М. Комарова

г.Арыс, Туркестанская область


На современном этапе обществу необходима личность, умеющая выстраивать траекторию своего движения в социальном пространстве, способная предвидеть проблему и найти эффективный способ ее решения. В связи с чем, вопрос процесса формирования социальной компетентности личности учащихся в общеобразовательной школе является одним из важнейших на сегодняшний день.

Главной целью образовательных организаций становится задача выбора наиболее эффективных технологий, направленных на формирование социальной компетентности личности учащегося, усвоившего в стенах школы социальные нормы и ценности общества.

В научно-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных понятию социальная компетентность. Среди них мы выделяли диссертационную работу Е.В. Коблянской, которая рассматривает социальную компетентность как «умение личности правильно выбирать социальные нормы и ценности, умение личностью выстраивать свою жизнь согласно этим нормам и ценностям» [1].

В числе зарубежных исследований, посвященных сущности социальной компетентности, хотелось бы отметить немецких психологов У. Пфингстен и Р. Хинтч, которые определяют социальную компетентность как способ поведения личности, основанный на когнитивных, эмоциональных и моторных системах, влияющих на состояние личности [2].

М. Аргайле, формулируя понятие социальная компетентность, интегрировал профессиональную и коммуникативную компетентность и рассматривает их во взаимосвязи [3]. Проведенный теоретический анализ различных определений социальной компетентности дал нам возможность сформулировать данное понятие как свойство личности, интегрирующее в себя компетенции, которые выработались у личности в результате ее социализации и позволяющие ей успешно взаимодействовать в социуме.

Таким образом, владение учащимися социальной компетентностью дает им возможность успешно решать социальные проблемы, вооружая учащихся знаниями социальных норм и ценностей. Все это вызывает необходимость описания педагогических технологий, формирующих социальную компетентность учащихся общеобразовательных школ. К таким технологиям мы отнесли групповые, проектные и игровые технологии.

Групповые технологии – совместная деятельность учащихся, вырабатывающая у них навыки взаимодействия в социуме, умение соблюдать дисциплину в коллективе, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с коллективными. Групповая работа – это сотрудничество учащихся в малых группах, где под контролем учителя устанавливается интерактивная форма общения между участниками малых групп, создается атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая позволяет считаться с мнением каждого участника малой группы и при этом оспаривать собственную позицию. Таким образом, работа в малых группах эффективна в освоении социальных норм, развивает у учащихся образовательных школ такие качества как ответственность, развивает уравновешенность, умение проникать в состояние другого человека, развивает эмпатию, владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия.

Не менее эффективна в формировании социальной компетентности учащихся общеобразовательных школ и технология проектного обучения, которая способна выработать у учащегося самостоятельные исследовательские умения, способствует развитию творческих способностей, умению предвидеть результаты своей деятельности. Так, сущность технологии проектного обучения состоит в том, что она направлена на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная работа выполняется индивидуально, парно или в группах, выполняющаяся учащимися в определенное время для самостоятельного решения проблемы. Одним словом, технология проектов представляет собой синтез исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. Эффективность данной технологии заключается в том, что она также формирует компетенции в коллективной форме работы, чувство ответственности за принимаемое решение, дает установку на позитивную социальную деятельность. Ответственность является основой для развития социальной компетентности. С формированием ответственности тесно связано развитие воли и произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в проективной деятельности.

Рассмотрим игровые технологии, которые по своей сути и структуре сходны с проектными и являются их частным случаем. Сущность и содержание деловой игры заключается в том, что она помогает усваивать учебный материал, моделировать будущую профессию, которой интересуются учащиеся общеобразовательных школ. Деловая игра является эффективным средством для развития социальных и ключевых компетентностей, также она выполняет функцию профессионального самоопределения и является мощным средством по сплочению отношений школьников.

Таким образом, описанные технологии эффективны в формировании социальной компетентности учащихся общеобразовательных школ.


Список литературы

1. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности / Е.В. Коблянская. – СПб.: СПбГУ, 1995. – С. 210.

2. Phengsten U. Groppentraining Sozialer Kompetenzen / U. Phengsten, R. Hintsch. – Weinheim: Psychologie Verlag Union, 1991.

3. Michael Argyle. Psychology and Religion: An Introductio / Michael Argyle. – Oxford Brookes University, June, 2000.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!