Эффективные технологии в формировании
социальной компетентности учащихся общеобразовательных
школ
Сидорова Ю.В.
педагог-психолог КГУ СОШ №8 им. В.М.
Комарова
г.Арыс, Туркестанская
область
На современном этапе обществу необходима
личность, умеющая выстраивать траекторию своего движения в
социальном пространстве, способная предвидеть проблему и найти
эффективный способ ее решения. В связи с чем, вопрос процесса
формирования социальной компетентности личности учащихся в
общеобразовательной школе является одним из важнейших на
сегодняшний день.
Главной целью образовательных организаций
становится задача выбора наиболее эффективных технологий,
направленных на формирование социальной компетентности личности
учащегося, усвоившего в стенах школы социальные нормы и ценности
общества.
В научно-педагогической литературе существует
большое количество исследований, посвященных понятию социальная
компетентность. Среди них мы выделяли диссертационную работу Е.В.
Коблянской, которая рассматривает социальную компетентность как
«умение личности правильно выбирать социальные нормы и ценности,
умение личностью выстраивать свою жизнь согласно этим нормам и
ценностям» [1].
В числе зарубежных исследований, посвященных
сущности социальной компетентности, хотелось бы отметить немецких
психологов У. Пфингстен и Р. Хинтч, которые определяют социальную
компетентность как способ поведения личности, основанный на
когнитивных, эмоциональных и моторных системах, влияющих на
состояние личности [2].
М. Аргайле, формулируя понятие социальная
компетентность, интегрировал профессиональную и коммуникативную
компетентность и рассматривает их во взаимосвязи [3]. Проведенный
теоретический анализ различных определений социальной
компетентности дал нам возможность сформулировать данное понятие
как свойство личности, интегрирующее в себя компетенции, которые
выработались у личности в результате ее социализации и позволяющие
ей успешно взаимодействовать в социуме.
Таким образом, владение учащимися социальной
компетентностью дает им возможность успешно решать социальные
проблемы, вооружая учащихся знаниями социальных норм и ценностей.
Все это вызывает необходимость описания педагогических технологий,
формирующих социальную компетентность учащихся общеобразовательных
школ. К таким технологиям мы отнесли групповые, проектные и игровые
технологии.
Групповые технологии – совместная деятельность
учащихся, вырабатывающая у них навыки взаимодействия в социуме,
умение соблюдать дисциплину в коллективе, отстаивать свои права,
соотносить личные интересы с коллективными. Групповая работа – это
сотрудничество учащихся в малых группах, где под контролем учителя
устанавливается интерактивная форма общения между участниками малых
групп, создается атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая
позволяет считаться с мнением каждого участника малой группы и при
этом оспаривать собственную позицию. Таким образом, работа в малых
группах эффективна в освоении социальных норм, развивает у учащихся
образовательных школ такие качества как ответственность, развивает
уравновешенность, умение проникать в состояние другого человека,
развивает эмпатию, владение средствами общения и навыками
конструктивного взаимодействия.
Не менее эффективна в формировании социальной
компетентности учащихся общеобразовательных школ и технология
проектного обучения, которая способна выработать у учащегося
самостоятельные исследовательские умения, способствует развитию
творческих способностей, умению предвидеть результаты своей
деятельности. Так, сущность технологии проектного обучения состоит
в том, что она направлена на самостоятельную деятельность учащихся.
Самостоятельная работа выполняется индивидуально, парно или в
группах, выполняющаяся учащимися в определенное время для
самостоятельного решения проблемы. Одним словом, технология
проектов представляет собой синтез исследовательских, поисковых,
проблемных, творческих методов. Эффективность данной технологии
заключается в том, что она также формирует компетенции в
коллективной форме работы, чувство ответственности за принимаемое
решение, дает установку на позитивную социальную деятельность.
Ответственность является основой для развития социальной
компетентности. С формированием ответственности тесно связано
развитие воли и произвольности поведения, сознательное
целеполагание, которое является обязательным в проективной
деятельности.
Рассмотрим игровые технологии, которые по своей
сути и структуре сходны с проектными и являются их частным случаем.
Сущность и содержание деловой игры заключается в том, что она
помогает усваивать учебный материал, моделировать будущую
профессию, которой интересуются учащиеся общеобразовательных школ.
Деловая игра является эффективным средством для развития социальных
и ключевых компетентностей, также она выполняет функцию
профессионального самоопределения и является мощным средством по
сплочению отношений школьников.
Таким образом, описанные технологии эффективны в
формировании социальной компетентности учащихся общеобразовательных
школ.
Список литературы
1. Коблянская Е.В. Психологические аспекты
социальной компетентности / Е.В. Коблянская. – СПб.: СПбГУ, 1995. –
С. 210.
2. Phengsten U.
Groppentraining Sozialer Kompetenzen / U. Phengsten, R. Hintsch. –
Weinheim: Psychologie Verlag Union, 1991.
3. Michael Argyle. Psychology
and Religion: An Introductio / Michael Argyle. – Oxford Brookes
University, June, 2000.