Дети образуют круг.
Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений
или животных леса, например, «береза». Учитель задает всем вопрос:
«Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает:
«Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок
бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки.
Учитель задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?»
Ответ: «Жук-короед». Далее учитель задает аналогичные вопросы,
имеющие отношение не только к пищевым, но и к непищевым связям
между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить
жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный
свет?»; «Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент
неживой природы нужен для жизни дерева? » (почва и вода).
К концу игры все
дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей
многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами
леса.
А можете вы привести
примеры такой взаимосвязи?
Показать
Познавательный фильм – Аральское море
Информационный блок
«Законы экологии»
Как видим , природа
жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем
этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона
экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти
законы мы записали на доске (Читаем).
Первый закон: Все
связано со всем. Действие этого закона мы уже увидели на
примерах.
Второй закон: Все
должно куда-то деваться. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и
мусор, который мы сжигаем или закапываем. Из одного вещества
возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат,
болеют люди.
Третий закон: Ничто
не даётся даром. Всё, что мы выиграли, взяв у природы. Она заберёт
у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели урожай,
отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится
платить.
Четвёртый закон:
Природа знает лучше. Человек самонадеянно желая «улучшить» природу,
нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов:
для любого органического вещества в природе существует фермент ,
способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает
создавать громадное число химических веществ и материалов, которые,
попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и
загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы
знать и выполнять эти законы.
-
Виртуальный экологический рейд. Какие
законы нарушены?
|