Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Формирование и развитие полиязычной и поликультурной личности
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: Формирование и развитие полиязычной и поликультурной личности .
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику.»
Н.А. Назарбаев «Новый Казахстан в новом мире»
Президент страны Н.А.Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.
В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения конкурентоспособности страны и ее граждан предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Практически во всех документах в области языковой политики стрежневой идеей является необходимость овладения несколькими языками.
Поэтому важнейшей стратегической задачей образования в нашей стране является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой – обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение государственным, родным, и иностранными языками. Сегодня, в век технологизации и глобализации, наблюдается активация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания молодого поколения, способного к диалогу с другими культурами. Действенным инструментом подготовки нового поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира является полиязычие.
В этой связи понимание значимости коммуникативной компетентности в современном обществе с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам в школе и повышении уровня речевой подготовки учащихся.
Полиязычное образование - основа становления полиязыковой личности, уровень сформированности которой во многом обуславливает позитивный характер личностной самореализации человека в современных условиях общественных отношений, его конкурентоспособность и социальную мобильность.
Цель полиязычного образования заключается в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, уважающего другие культуры, умеющего жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.
Программа полиязычного обучения предусматривает создание новой модели образования, способствующей формированию конкурентоспособного общества в условиях глобализации поколения, владеющего языковой культурой. Концепция языковой политики Республики Казахстан определяет русский язык как основной источник информации по разным областям науки и техники, как средство коммуникации с ближним и дальним зарубежьем.
Изо дня в день труд учителя усложняется и в то же время обретает массу привлекательных сторон. Перед педагогами встаёт множество вопросов. Что необходимо нашему обществу, какое образование? Чему учить? Что значит учить? Какова цель обучения, что поставить в основу обучения – процесс или результат?
Меняется мир, меняется общество, меняются взгляды на современную школу, меняются методы и подходы в преподавании, а всё это ведёт к тому, что должны меняться и мы – учителя. На мой взгляд, учитель сегодня должен обладать способностями действовать, принимать решения, быть успешным. Он должен непременно обладать лидерскими качествами. А главное, современный учитель всегда должен быть хотя бы на шаг впереди своих учеников. Вся наша деятельность сегодня должна быть направлена на успешную реализацию внедрения новых подходов в обучении и преподавании.
Мы должны дать возможность нашим ученикам раскрыться, помочь развивать собственные идеи,научить добывать новые знания своими силами. Поэтому передо мной, как сертифицированным учителем окончивший курсы обучения учителей по программе первого ( продвинутого) уровня в рамках уровневых программ, стоит проблема помочь учителям внедрять новые подходы в образовательный процесс, реализовать программу развития школы.
Тема моего самообразования «Влияние мотивации на повышение качества обучения посредством внедрение семи модулей Программы» актуальна и для других педагогов школы. Так как, дети говорят очень мало, часто они пассивны в обучении, мотивированные на обучение учащиеся сдают свои позиции и так далее.
Мною были проведены 2 коучинга «Компетентностный подход - реальность современного образования», «Создание ситуации успеха на уроках с целью повышения мотивации обучающихся». Для участия в данном процессе были приглашены педагоги школы. Заранее определила приоритеты занятия. Цель коучингов была: иметь представление о компетентности и компетенциях в контексте профессиональной деятельности учителя, убедиться в том, что создание ситуации успеха на уроках повышает мотивацию учащихся, следовательно, повышает качество знаний, активную деятельность учащихся на уроке.
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции?
Сами коучинги были направлены на организацию диалогического обучения, на внедрение стратегий критического мышления. Для того, чтобы четко представлять себе, как будет проходить занятие, я разработала план, который очень мне помог понять, каких результатов я ожидаю, что буду делать я, что будут делать учителя. Я определила место проведения занятия, учла при этом создание комфортных условий для коллег, заранее подготовила все ресурсы занятия. Выбрала кабинет с интерактивным оборудованием, с помощью которого я провела психологический настрой, продемонстрировала слайды презентации, организовала видеонаблюдение. Я решила, что уместно будет начать коучинг с позитивного момента и предложила учителям прием «Подари улыбку». В группы входили учителя ЕМН, ОГН, начальных классов. Фокус коучинга был направлен на организацию обучения стратегий критического мышления, диалогического обучения. Учителя в конце коучинга должны убедились в том, что новые подходы повышают познавательную активность учащихся на уроке.
Группы презентовали одну из моделей компетенций (коммуникативная, исследовательская, корпоративная (групповая)).
По завершению занятия все участники положительно оценили и указали на стикерах, что им было интересно и комфортно на коучинге.
При планировании серии последовательных уроков вовлеченным учителям необходимо, во- первых, донести до учащихся суть предстоящей совместной деятельности, во-вторых, создать образовательную среду, благодаря которой обучающиеся будут активно участвовать в учебном процессе,а не пассивно принимать информацию ( коллаборативная среда), в-третьих, узнать больше о детях, с которыми предстоит работать .При разработке серии последовательных уроков по теме «Имя прилагательное», мы старались учесть адаптацию, способности, возрастные особенности обучающихся. Очень тяжело отойти от традиционного планирования уроков. Традиционный урок – это урок, проводимый по строго отведенному времени, с соблюдением всех этапов. А здесь модули. Их надо применять. Я поняла, что применяя модули обучения на практике, можно совершенствовать урок, начиная со стадии вызова и заканчивая рефлексией. Если рассматривать все модули обучения в среднесрочном планировании, то следует отметить, все они направлены на самостоятельное добывание знаний самими учениками. Если же рассматривать модули в отдельности, то можно увидеть, что каждый из них имеет определенный конечный результат. Применяя их на уроке, учитель может добиться успеха. Например, использование «ИКТ» стимулирует обучение учащихся и развивает познавательный интерес к изучению предоставленного материала. Диалоговое обучение помогает развивать не только речь, но и умение слушать. Модуль «Управление и лидерство» поможет учителю управлять классом, а ученику руководить группой и развивать умение распределять задачи внутри группы. «Оценивание для обучения и оценивание обучения» дает возможность научить детей оценивать свою работу, работу других, тем самым можно повысить мотивацию к обучению. Таким образом, используя в среднесрочном планировании семь модулей и интегрируя их, можно совершенствовать свою работу.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому задачей среднесрочного планирования , на мой взгляд, становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций .Пропустив через себя теоретический материал и применив его на практических занятиях, я поняла в каком направлении мне работать .с коллегами.
Обучение через диалог рассматривается в рамках новых подходов. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление.
Диалог в обучении – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В диалоге выражается свое понимание темы, осознание, что у людей могут быть разные идеи. Считаю, что просто необходимо использовать технологию диалогового обучения, потому что ученик развивает свое мышление в процессе совместной работы, как, впрочем, и учитель.
Как учитель русского языка и литературы, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности моих учеников.
Умениями современного школьника являются в числе других умение создавать письменные работы разного вида и стиля, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, оформлять разнообразные деловые бумаги. Не менее важно умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, а также интернет-ресурсов; умение составлять и читать схемы, использовать информацию СМИ и других источников. Формирование полиязычной включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы.
Научно доказано, что «диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» (Мерсер и Литолтон). На уроках русского языка и литературы организую диалогическое обучение учащихся для того, чтобы каждому была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания, размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы учителю и своим одноклассникам. Создаю для учащихся образовательную среду, в которой они активно исследуют, обсуждают и воспринимают информацию. Для этого обеспечиваю их возможностями для самостоятельного обучения, предоставляя руководство к действию с помощью технологических карт урока, в которых расписаны ожидаемые результаты занятия, задания и время на их выполнение, критерии оценивания работы, так как ученики «должны уметь сами оценивать свои знания» (П.Блэк и Д.Уильям).
Своей задачей при подготовке урока вижу предоставление учащимся необходимой информации для изучения и размышления, критического осмысления, продумывание сценария урока, на котором каждая минута расписана. На уроке важным считаю оказание поддержки в формативном оценивании учащихся, что помогает определить, на каком этапе в процессе обучения находится каждый, для этого использую разнообразные техники оценивания для обучения, например: «Индекс карточки» с заданиями на 2-х сторонах, которые периодически раздаются ученикам. На одной стороне такой карточки находится задание, например, обобщить в виде схемы («Кластер», «Карта памяти», «Древо предсказаний» и др.) материал по теме; на другой стороне – задание определить, что еще непонятно и сформулировать вопросы на стикерах. На вопросы, записанные на стикерах и размещенные на доске, отвечают другие ученики или учитель.
Техника «Одноминутное эссе», в этом случае ребятам предлагаю ответить на вопросы «Что самое главное ты узнал на уроке?», «Что осталось для тебя непонятным?» и др. Техники самоценивания и взаимооценивания разнообразны, использую их на разных этапах работы учащихся.
Наиболее востребованной формой организационной деятельности является работа в группах, в парах, тройках.
Учащимся очень нравится атмосфера совместного творчества, в ходе которой они увлеченно изучают материал, предоставленный учителем, обсуждают его содержание в кумулятивной или исследовательской беседе. На уроках они создают постеры, демонстрирующие понимание изучаемой информации или критическое отношение к содержанию художественного произведения. Эта работа помогает вовлечь в активную работу даже самых пассивных учеников. Например, на уроке по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе отдельные ученики по желанию представили мини-проекты о действующих лицах комедии, их постеры были размещены на доске. Затем всем ученикам было предложено задание: охарактеризовать героев на иллюстрациях с помощью прилагательных и написать «Синквейн» о каждом действующем лице, ученики использовали информацию, представленную на постерах, создав новые продукты и представив классу. Информация, изученная таким образом, осталась в памяти, причем слабые ученики участвовали в работе наравне с другими детьми и ощутили успех, что особенно важно для дальнейшего повышения учебной мотивации.
Внедряя новые подходы преподавании и обучении я убедилась, что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими. В результате внедрения новых подходов в практику преподавания мне удалось достичь успеха в создании активного класса. На моих уроках ученики разговаривают друг с другом, задают вопросы учителю и одноклассникам, передвигаются по кабинету для работы с другими учениками; пишут, составляют схемы, рисуют для того, чтобы поделиться с другими; объясняют, демонстрируют, делают записи друг для друга; сидят лицом друг к другу, естественны, непосредственны. Все эти качества являются важными для формирования полиязычной личности , ведь ученик, умеющий обучаться, знающий, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействующий с другими людьми и обладающий целым комплексом умений и навыков 21 века, способен жить и действовать в условиях меняющегося мира.
Я мечтаю о том времени, когда молодые люди не будут зажаты рамками знания только своего родного языка, а смогут полноценно выражать свои мысли на как минимум трех языках, будут стремиться к обогащению своей речи, и тогда им не будет сложно понимать друг друга. Выучить язык – непростая задача, еще более непростая задача - внушить детям желание изучать язык другого народа.
Будущее филологического образования – это диалог народов, диалог культур, диалог толерантных личностей, которые успешно осуществляют коммуникацию на разных языках, совместно решают разнообразные жизненные проблемы. Роль учителя в этом процессе велика, ведь именно он организует диалог на уроках, следовательно, каковы действия учителя, таковы и результаты его деятельности, а именно, отношение его учеников к изучению и использованию языков.