Материалдар / Формирование научно – исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и истории через активные формы и методы обучения
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Формирование научно – исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и истории через активные формы и методы обучения

Материал туралы қысқаша түсінік
условиях модернизации системы образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без формирование научно – исследовательской деятельности учащихся на уроках географии, истории через активные формы и методы обучения.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Формирование научно – исследовательской деятельности учащихся на уроках географии, истории через активные формы и методы обучения



В условиях модернизации системы образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без формирование научно – исследовательской деятельности учащихся на уроках географии, истории через активные формы и методы обучения.

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель моей педагогической деятельности это – развитие научно – исследовательской деятельности учащихся - развитие творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения, обеспечить прочные осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно технические решения, так как все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение не только принцип педагогики, но и психологии. Нет другого пути развития учебно-познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития творческих способностей обучаемых.

Формирование научно – исследовательской деятельности учащихся на уроках географии, истории через активные формы и методы обучения позволяет учащимся уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения различных проблем; видеть возникающие в современном мире трудности и искать рациональные пути их преодоления; осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; критически и творчески мыслить; быть способным генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией, уметь ее собирать, обрабатывать; устанавливать закономерности, формулировать гипотезы и аргументировано их обосновывать; быть коммуникабельным в различных проблемных ситуациях, уметь работать в коллективе; работать над развитием собственной личности.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии, истории и во внеклассной работе. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, кроссворды, проекты, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных этапах урока.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: "Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к развитию самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Формирование научно – исследовательской творческой деятельности, через активные формы и методы обучения рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме.

В современной школе одним из важнейших требований педагогике является максимальная активизация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Поэтому, наряду с восприятием ими готового учебного материала, его запоминанием и воспроизведением по требованию учителя следует ставить школьников перед необходимостью поиска новых фактов, их объяснений и построения доказательных выводов, использования различных источников информации – словом создать условия, при которых часть новых знаний школьники приобретают самостоятельно.

Наблюдение за природой, изменениями в природе, общение с окружающими людьми, это не ново в изучении географии, истории. Но задача учителя заключается в том, чтобы не просто научить ученика самостоятельно собирать информацию, а уметь её анализировать, систематизировать и на основе полученного результата делать соответствующие выводы. Это и есть начало формирования научно- исследовательской деятельности учащихся.

Целью научно – исследовательской деятельности является воспитание образованной, гармонично развитой и творческой личности.

Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:

  1. развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

  2. формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

  3. выявление одаренных учащихся и обеспечение их творческого потенциала;

  4. воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности;

  5. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Организация научно-исследовательской деятельности походит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

Научно-исследовательскую деятельность учащихся я формирую по двум направлениям:

1)урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая включает проблемные уроки, семинары, практические занятия, урочные проекты. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагаю разные виды и организационные формы научной работы: подготовить сообщения, доклады, написать рефераты, а также составить кроссворды и вопросы для одноклассников. Исследовательское обучение это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ученика к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и переустраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой жизни.

Конечно, обучение учебному исследованию следует начинать с малого. Например, при обучении географии я осуществляю трёхэтапную систему развития исследовательских умений: на первом этапе ученик должен уметь наблюдать, запоминать, собирать, сравнивать, и выполнять задания минимального уровня.

На втором этапе ученик должен уметь анализировать, систематизировать, выполнять задания, где предполагается выбрать в учебном тексте главную мысль, указывать в изучаемом явлении причину и следствия. На этом этапе важное значение имеет рефлексия. Например, в конце урока «Климат Южной Америки» прошу учеников провести самоконтроль своей работы, заполнив таблицу:

Поставь + или – в одной из колонок

задание

знаю

незнаю

Почему Южная Америка самый влажный материк?



Какие океанические течения больше всего влмяют на климат материка?



Можешь составить характеристику климата материка по карте?



Почему на западе материка образовалась пустыня Атакама?



Назвать климатобразующие факторы материка?



На третьем этапе учащийся должен уметь объяснять, выбирать, формировать выводы из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию.

Исследовательский метод в обучении географии не только позволяет развивать исследовательские умения, но и продуктивно готовить учеников к серьезной проверки знаний и умений.

Проведем небольшую практическую работу: разделимся на группы и определим, к какому типу заданий повышенной сложности можно отнести: например:

Раздел : «Гидросфера 6 класс»

1 группа: кто и почему “Третий лишний”?

  1. Черное море, Средиземное море, Красное море.

  2. о. Гренландия, о.Исландия, Курильские о-ва.

  3. Каспийское море, Аральское море, Азовское море.

  4. Скандинавский п-ов, Аравийский п-ов, п-ов Индостан.

  5. Карское море, Чукотское море, Белое море.

  6. течение Гольфстрим, течение Лабрадор, Перуанское течение.

  7. река Лена, река Волга, река Обь.

  8. Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Байкал.

  9. Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив.

  10. Берингов пролив, пролив Дрейка, Гибралтарский пролив.


2 группа: Дать описание рек: Волга, Сырдарья, Иртыш по плану:

1. Материк, на котором находится река.


2. Исток, направление течения, устье.


3. Характер течения реки.


4. Тип питания реки.


5. Самый крупный приток реки.


6. К бассейну, какого океана относится?




3 группа: Установите соответствие:

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известняках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой


4 группа: Составьте синквейн по теме: «Реки»

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.


5 группа: выполнить задания:

После отдыха на берегу реки что вы сделаете с мусором?

А)выбросим в реку

В)оставим на берегу

С)предпримем что-то другое

Выбранный ответ обоснуйте


После половодья в низменных местах поймы реки остались рыбы. Каковы будут ваши действия?

А)Такова деятельность реки, мы ничего не можем поделать

В)надо отловить рыб и взять домой

С)пустить рыб и их мальков в большую воду /реку/

7 класс «Климат Северной Америки»

Проанализировав данные климатических диаграмм и согласно плану, определите, к какому поясу и типу климата относятся.



План характеристики климатических диаграмм

1.Анализ изменения температуры в течение года.

2.Определнеие средней температуры самого холодного и самого жаркого месяцев.

3.Определение разницы годовой амплитуды.

4.Определение годового количества осадков и сроков выпадения.

5.Причина изменения температуры и количества осадков в течение года.

6.Определение климатического пояса и характеристика климата, соответствующих данной диаграмме.

В курсе «Физической географии» 6 класса есть раздел «Природа и население вашей местности», где мы очень подробно занимаемся исследовательской работой. В учебнике приводится подробные планы изучения своей местности, но можно использовать и свои планы, где будет присутствовать эксперимент. Например, при изучения озера Шалкар мы определяем степень чистоты при помощи различных заданий. (Возьмите пробу воды для определения наличия посторонних примесей, сделайте анализ воды и др.). Изучите виды растений и животных, которые встречаются в водоеме. После исследований учащиеся делают выводы о состоянии воды в водоеме, стараются определить причины загрязнения местного водоема и выход из сложившейся ситуации.

На уроке географии в 7 классе по теме: «Природные зоны Евразии» учащиеся выполняют творческое задание, в котором полностью дают характеристику природных зон, находят дополнительную информацию, готовят презентации о природной зоне. Учащееся заинтересованы в получение новых знаний, тем самым повышается познавательный интерес. Проводя урок в 7 классе на тему: « Антарктида», где учащиеся выступали в роли «географа», «геолога», «климатолога», «гляциолога», «биолога» защищая свои выступления.

Например, в 11 классе при изучении темы: «Страны Латинской Америки» учащиеся самостоятельно делятся на группы, выбирают страну и готовят выступление с показом слайдов, также оценивают друг друга и задают вопросы. На уроках истории учащиеся выполняют краткосрочные проекты по исследованию жизни и деятельности лидеров национально-освободительных движений, лидеров Алаш-Орды и др., сравнивают события, исторические факты. Мною была разработана авторская программа прикладного по истории «Важнейшие периоды истории Казахстана», где на занятиях учащиеся самостоятельно исследуют важнейшие периоды истории Казахстана, составляют проекты, таблицы, исторические схемы, карты.

Работа, организованная в рамках технологии исследовательского обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. Как показывает практика, знания, приобретенные самостоятельно и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, имеют особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации: развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

2) внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности и включает создание научного проекта или научного исследования, интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

  • обоснование актуальности выбранной темы.

  • постановка цели и конкретных задач исследования

  • определение объекта и предмета исследования

  • выбор метода проведения исследования

  • описание процесса исследования

  • обсуждение результатов исследования

  • формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы – важный и очень ответственный момент. Руководитель, предлагающий тему исследования ученику, или автор, самостоятельно решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять: каково же направление будущего научного поиска, какую проблему необходимо решить. Тема работы созвучна с целью работы и ее задачами, определяемыми до начала выполнения работ.

Научно-исследовательская работа помогает ученику приобрести новый подход к пониканию окружающего мира, создает особенный творческий, исследовательский тип мышления, помогает развитию личности, способной адаптироваться к быстро меняющему социуму. Через организацию научно-исследовательской деятельности учитель подбирает ключик к внутреннему миру ребенка, учится лучше понимать и чувствовать его. Работая по теме: “ Формирование научно – исследовательской творческой деятельности, через активные формы и методы обучения ”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки интересными, познавательными. Поиску таких форм обучения, методов, которые позволяют повысить эффективность качество усвоения географических, исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебно-воспитательной деятельности.

Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно любви к нему.












Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!