Грамматические игры на уроке немецкого
языка
Шунайбекова
Кльжиян Мендыгалиевна
старший
преподаватель
Западно-Казахстанский университет имени
М.Утемисова
Аннотация: В статье рассматривается игра на уроке
немецкого языка. Выделены функции игровой деятельности. Приведены
примеры грамматических игр на уроке немецкого
языка.
Ключевые слова: игра, познавательный интерес, общение, игровая
модель, языковая игра, общеучебные умения.
Использование игры на уроке иностранного языка
способствует усилению познавательного интереса учащихся. «Игра —
разновидность общественной практики, действенное воспроизведение
жизненных явлений вне реальной практической установки» [1, c. 11].
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие
функции [2, c. 43–45]:
1. Обучающую функцию. Она заключается в развитии
общеучебных умений и навыков.
2. Воспитательную функцию. В процессе игры
происходит воспитание таких качеств, как внимательное отношение к
партнеру по игре, развивается чувство взаимопомощи и
взаимоподдержки.
3. Развлекательную функцию. В ходе игры
преподаватель создает благоприятную атмосферу на уроке, превращая
его в интересное приключение.
4. Коммуникативную функцию. В игре коллектив
учащихся объединяется в одно целое, при этом создается атмосфера
иноязычного общения.
5. Релаксационную функцию. Игра помогает снять
эмоциональное напряжение при интенсивном обучении иностранному
языку.
6. Психологическую функцию. Осуществляется
психокоррекция различных проявлений личности в игровых моделях,
которые могут быть приближены к жизненным
ситуациям.
7. Развивающую функцию. Игра помогает развивать
личностные качества учащихся. Среди множества игр выделяют языковые
игры, в процессе которых формируются произносительные, лексические
и грамматические навыки учащихся.
Нестандартные приемы и формы работы с
грамматическим материалом поддерживают интерес к изучению
иностранного языка и способствуют лучшему запоминанию и усвоению
языкового материала. Почти в любой вид деятельности на уроке
иностранного языка можно внести элемент игры. Видоизменяя игровые
ситуации, можно создать условия для автоматизации лексических
единиц и грамматических явлений.
Грамматические игры призваны обеспечить умение
учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать
их мыслительную деятельность, направленную на употребление
грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.
Использование же грамматических игр на этапе закрепления и
тренировки грамматического явления - обязательное средство создания
ситуации общения и эффективности учебного процесса в
целом.
К грамматическим играм можно отнести такие игры
как игры-загадки, игры по цепочке, игры-пантомимы, подвижные игры,
настольные игры, игры с картами, игры-домино. Для того, чтобы игра
способствовала активизации внимания обучающихся, развитию их памяти
и мышления, более быстрому выходу в речь, учителю немецкого языка
необходимо учитывать следующее:
- количество участвующих в
игре,
- психологические особенности
учащихся
- грамматический материал, работа над которым
ведется в классе в данный момент,
- выполнение игры должно осуществляться на
материале, определяемом темой или ситуацией,
- использование компонентов действующего учебно -
методического комплекса для соответствующего класса и в особенности
иллюстративную наглядность,
- форму исправления ошибок,
- объяснение правил игры на немецком
языке,
- организатором игры (ее ведущим) должен быть не
только учитель, желательно привлекать хорошо подготовленных в
языковом отношении учащихся.
Примеры использования грамматических игр на
уроках немецкого языка для закрепления тем: «Количественные и
порядковые числительные», «Предлоги», «Временные формы глагола
Präsens и Perfekt».
“Bekanntschaft”
Цель игры: отработка речевого образца “ Ich
heiße..” и количественных числительных.
Проведение игры: учитель предложил всем сесть в
круг и объяснил, что ребята пришли на вечер, где никто никого не
знает. Надо познакомиться: “Wollen wir uns bekannt machen! Wir
machen es so: Ich heiße Anna, Nummer 1. Ich heiße Oleg, Nummer 2.
Ich heiße…usw” Ребята сели и стали знакомиться. Одному ученику
стула не досталось- он ведущий. Он ходит по кругу и говорит с
играющими:
В: Nummer 3. У3: Ich heiße Ira.
В: Ira. Setze dich. Nummer 8.
usw…
Едва ведущий “притупил бдительность играющих”,
как вдруг сказал: “Nummer 4 und Nummer 6, steht auf!” Названные
ученики выполняют команду, а ведущий старается быстро занять место
одного из них. Оставшийся без места становится
ведущим.
“Stop”
Цель игры: отработка порядковых
числительных.
Проведение игры: учащиеся хором повторяют за
учителем количественные числительные. По команде “ стоп” одному из
учеников предлагается преобразовать количественное числительное в
порядковое. За правильный ответ школьник получает зеленую карточку,
за неправильный красную Побеждает тот, кто наберет больше всего
зеленых карточек.
“Wo lag…?”
Цель игры: отработка предлогов in, auf, an и
др.
Проведение игры: преподаватель раскладывает на
столе предметы, названия которых на немецком языке известны
учащимся: книгу, тетрадь, ручку, карандаш и т.д. Затем он оставляет
книгу на столе, в нее вкладывает ручку, тетрадь кладет в стол и
т.д. Дав ребятам 1-2 мин., чтобы запомнить, где находятся предметы,
учитель снова раскладывает их на столе и затем задает
вопросы.
П.: Wo lag das Buch? У1: Das Buch lag auf dem
Tisch. usw…
Побеждает тот, кто даст больше правильных
ответов.
“Der Fischer”
Цель игры: отработка предлогов.
Проведение игры: “Рыбак” –учитель, он ловит
“рыбку”, т.е. ученика, который ошибается во время игры. Учитель
говорит ребятам, что он будет показывать с помощью рук положение
предметов относительно друг друга, объясняя таким образом значение
предлогов. Потом он забрасывает “сеть”-произносит отдельные фразы,
например:
П.: Legt eure Hefte auf den Tisch, unter den
Tisch usw.
Ребята повторяют движения вслед за учителем и
комментируют свои действия. Затем учитель намеренно ошибается.
Ученик, который повторил то же неправильное движение, считается
пойманной рыбкой.
Pantomimespiel ” Was habe ich im Sommer gemacht?”
Gebraucht die Redemittel. (Hast du fotografiert? Ja/Nein usw.
)
Zeigt pantomimisch, was ihr im Sommer gemacht
habt. Die anderen Mitspieler müssen erraten. Wer die meisten
Lösungen nennt, gewinnt.
“Was habe ich falsch gemacht?”
Цель игры: Perfekt слабых
глаголов.
Проведение игры: Kinder, spielt nach dem
Muster!
Muster: Olga: Ich habe die Regel
gemalt.
Nina: Nein, du hast die Regel gelernt. Und ich
habe eine Übung gespielt.
„Und ich habe das schon gemacht“
Цель игры: Perfekt сильных
глаголов.
Проведение игры: Kinder, spielt nach dem Muster!
Gebraucht die Wortverbindungen!
Muster: Tanja: Ich lese jetzt ein
Buch.
Wowa: Und ich habe schon ein Buch gelesen. Ich
schreibe jetzt einen Brief.
Katja: Und ich habe schon einen Brief
geschrieben. Ich spreche jetzt mit Oleg.
“Sätze ergänzen”
Цель игры: Perfekt слабых и сильных глаголов (
вспомогательные глаголы haben, sein)
Проведение игры: Kinder, spielt nach dem
Muster!
Muster: Viktor: Am Wochenende bin ich im
Schwimmbad…
Julia: … geschwommen. Und ich bin am Wochenende
im Park… Mascha: …spazieren gegangen. Und ich habe am Wochenende
Tennis…
“Prahlhans”
Цель игры: активизация грамматического материала:
употребление глаголов в Präsens и Perfekt .
Проведение игры: Преподаватель предлагает
учащимся :”Jetzt prahlen wir uns. Ich habe heute, zum Beispiel,
meine Blumen gegossen” или “Ich liebe meine Arbeit”. Учащиеся
хвалят себя по очереди: Ich bin schön. Ich liebe meine Schwester.
Ich habe meiner Mutter geholfen. (usw) . Когда все учащиеся
высказались, преподаватель может предложить ребятам “Und jetzt
tadeln wir uns. Ich bin heute nicht guter Laune. “ Учащиеся: Ich
bin zu faul. Ich habe heute meine Zähne nicht geputzt (usw). Эта
игра может быть использована для релаксации после интенсивной
работы.
Литературы:
1. Ахраменко, Е. В. Грамматические игры на уроке
немецкого языка / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный //
Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С.
253-255.
2. Конышева А. В. Игра в обучении иностранному
языку: теория и практика. — Мн., 2008. — 288 с.
3.
Sandra evans angela pude franz
specht menschen deutsch als fremdsprache kursbuch 2012 hueber
verlag gmbh & co. kg, ismaning, Deutschland
umschlaggestaltung.
4. Конышева А. В. Английский язык. Современные
методы обучения.-М., 2007.-352с.