- Ребята, мы сегодня на уроке
узнаем, что представляет собой
басня как жанр, и чем она отличается от
других жанров и кто является автором басни «Ворона и
лисица»
Иван Андреевич Крылов –
великий русский поэт-баснописец. Крылов любил всё русское:
русский народ,
русский язык,
русскую природу,
русское искусство.
Крылов в
своих баснях учил людей узнавать самих себя,
помогал обнаруживать недостатки и
подсказывал,
как можно от
них избавиться.
И.А.Крылов учил мудрости жизни.
Чтение его басен обогащает нас знанием жизни.
Басня - небольшое иносказательное
произведение нравоучительного характера, обычно в стихотворной
форме. Мораль - нравоучительный вывод, формирующий суть басни. Для
басни характерно иносказание - как основной художественный
прием.
Задание 1
(И) Стратегия «Ассоциативный
куст». Прослушайте, просмотрите
мультфильм «Ворона и Лисица» и прочитайте басню, определите тему и
основную мысль
Уж сколько раз твердили
миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек
сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж
собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр
пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках
подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не
сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен
голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели,
сестрица,
При красоте такой и петь ты
мастерица,—
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась
голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,—
И на приветливы Лисицыны
слова
Ворона каркнула во все воронье
горло:
Сыр выпал—с ним была плутовка
такова.
Критерии
оценивания
|
Дескриптор
|
Представляет
информацию из прослушанного/прочитанного
материала.
|
-определяет тему и
основную мысль басни;
|
-называет главных
героев, дают им характеристику;
|
Грамотно употребляет
в речи знакомые слова и части.
|
- использует
грамматические и лексические
единицы
|
ФО «Сигналы
рукой»
Физминутка «Если весело
живётся, делай так»
Задание
II. Формулируйте вопросы по
теме урока.
(К)
Метод «5 вопросов - 5
ответов»
1.Как вы
понимаете,
что такое лесть?
( Лесть – это когда
говорят угодливые слова
из корыстного желания расположить кого-либо к
себе).
-
Как вы
думаете,
почему автор называет Лисицу плутовкой?
2. Для чего Лисица так расхваливала Ворону?(Чтобы отнять у
Вороны сыр.)
3. Нашла ли
лесть Лисицы «уголок» в
сердце Вороны? Как это случилось?
4. После всего,
что случилось,
как вы
можете охарактеризовать Ворону?
( Доверчивая,
глупая.)
5. Кого же
больше всего осуждает и
высмеивает Крылов в басне?(
Тщеславных людей.) Какой же
смысл
имеет басня?
(Лесть гнусна, вредна.
Поддашься на
льстивые слова и
можешь остаться без ничего.
Не нужно
быть глупой и
доверчивой, понимать,
где правда,
а где –
ложь.) В каждой басне обязательно
есть мораль. Что такое мораль? (Это поучительный вывод в
художественном произведении )
Критерии
оценивания
|
Дескрипторы
|
Понимает общее
содержание басни
|
-называет ключевые
слова и словосочетании;
|
Понимает прослушанный
текст
|
- отвечает на вопросы по
содержанию басни.
- активно участвует в
беседе
|
ФО Наблюдение. Словесное
поощрение.
Задание III. (И) Приём «Перевёрнутые
логические цепочки» (Расположение цепочки слов в нужное
последовательности)
а) ворона нашла кусочек
сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал
Критерии
оценивания
|
Дескриптор
|
Расположите цепочки
слов в нужной последовательности
|
-находит в тексте
ключевые слова и словосочетания;
|
-размещает их по
порядку;
|
-объясняет их
правильное расположение.
|
ФО
«Взаимопроверка»
Задание IV (Г). Приём «Т Таблица»
1группа – даёт
положительную и отрицательную характеристику
Лисице.
2группа- даёт положительную и
отрицательную характеристику
Вороне.
3группа- создаёт копозицию
басни.
Критерии
оценивания
|
Дескрипторы
|
Даёт характеристику
героям басни
|
1
группа
-описывает
положительные
черты
персонажей;
-описывает
отрицательные черты
персонажей;
|
Иллюстрирует событие
басни
|
2
группа
-рисует картинку
события басни, использует ИКТ.
|
Создаёт композицию
басни
|
3 группа
|
ФО «Вырази одно
слово»
|