Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ИКТ на уроках биологии
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Применение ИКТ на уроках биологии, как средство формирования ключевых компетентностей школьника
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:
-
представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
-
выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
-
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
-
мобилизовать внимание обучаемого;
-
целях.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.
Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.
Компетентностный подход позволяет:
-
согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
-
облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
-
разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
-
не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
-
подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже.
Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:
-
учебно-познавательные;
-
информационные;
-
коммуникативные;
-
общекультурные;
-
компетенции личного самосовершенствования;
-
социальные.
Использование компьютерных технологий на уроках биологии позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Информационные
компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по
отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и
образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование коммуникативной
компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития
у человека коммуникативных умений и навыков.
Для более эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии. Ею стала информационно-коммуникационная технология.
Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:
-
Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).
-
Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.
-
Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
-
Оформление слайдов, анимация, навигация.
Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:
-
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
-
Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
-
Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности.
Итак, использование ИКТ заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем. Кроме этого необходимо сказать о целесообразности использования компьютера в учебном процессе вообще, так как это дает детям:
-
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;
-
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
-
развитие познавательных способностей и мотивации учения;
-
возможность быстро усваивать сложный материал (в корне изменяется качество и содержание урока);
ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
-
фотографии животных, растений, известных людей и др.,
-
отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
-
схемы и таблицы,
-
тесты, кроссворды для проверки знаний,
-
видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы» и др.,
-
аудиозаписи «Голоса животных»;
-
музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:
-
Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
-
Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
-
Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
-
ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
-
Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
-
Применение ИКТ на уроках позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.
-
Систематичное и активное использование ИКТ на уроках биологии приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.
Использование активных методов обучения на уроках биологии подразумевает, прежде всего, увеличение познавательной активности учащихся, усиление их интереса и мотивации, развитие способности к самостоятельному обучению. Чаще всего на своих уроках я применяю следующие методы активного обучения:
Методы активного обучения на уроках биологии в средней школе
Метод. Характеристика. Пример использования
- Метод проектов. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
- Исследовательская работа. «Влияние фитонцидов растений на рост и размножение плесневых грибов», «Воздействие антисептиков на микроорганизмы», «Польза или вред газированных напитков» и т. д.
- Мозговой штурм. Является элементом технологии развития критического мышления. Происходит в небольших группах и направлен на генерацию большего количества идей. Ни одна идея не должна быть отвергнута. Урок в 7 классе по теме Класс Пресмыкающиеся, мозговой штурм по теме «Гипотезы вымирания динозавров».
- Баскет-метод. Во время урока происходит имитация какой — либо ситуации. Например, в 6 классе, при изучении темы «Многообразие растений и животных», ученику предлагается выступить в роли экскурсовода по «музею Природы» или при изучении темы «Система кровообращения» в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачом — кардиологом» и исследовать проблему «Влияния алкоголя и табака на работу сердца».
- Тренинги. Практическая отработка каких-либо навыков по определенной теме. Тренинги в 8 классе: «Оказания первой медицинской помощи при переломе», «Оказание первой медицинской помощи при кровотечении» и т. д.
- Деловые игры. Метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной деятельности. Как правило, используется на уроках в 9–11 классах. 11 класс, деловая игра «Человек. Природа. Земля», «Генетика и медицина» и т. д. Таким образом, развитию ИКТ-компетенции учащихся должны способствовать все педагоги школы. Наиболее эффективными средствами по формированию этих компетенций, на мой взгляд являются активные методы обучения и применение ИКТ технологий на уроках.