Материалдар / Индивидуальные подходы в процессе инклюзивного образования
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Индивидуальные подходы в процессе инклюзивного образования

Материал туралы қысқаша түсінік
Данная статья посвящена инклюзивному обучению детей-инвалидов, которое является относительно новым направлением в казахстанской системе образования. Прежде чем начать писать статью, давайте не будем называть детей инвалидами, а будем называть особенные дети. Поскольку количество детей с физическими патологиями с каждым годом необъяснимо быстро растет, это, конечно же, актуальная проблема и привлекает к себе особое внимания.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Ақпан 2023
167
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Индивидуальные подходы в процессе инклюзивного образования

Худатаева З.А. Заведующая предметно-цикловой комиссии «Пение и хоровое дирижирование», преподаватель специальности «Пение».

Жамбылский гуманитарный высший колледж имени Абая.

Город Тараз.



Бұл мақала қазақстандық білім беру жүйесіндегі салыстырмалы түрде жаңа бағыт болып табылатын мүгедек балаларды инклюзивті оқытуға арналған. Мақала жазуды бастамас бұрын, балаларды мүгедек деп атамайық, бірақ ерекше балаларды атайық. Физикалық патологиясы бар балалардың саны жыл сайын түсініксіз түрде тез өсіп келе жатқандықтан, бұл, әрине, өзекті мәселе және ерекше назар аударады. Біздің елімізде балалардың дамуындағы ауытқуларды ерте диагностикалау және осы ауытқуларды ерте түзету міндеттері басымдыққа ие. Бұған білім беру жүйесі де жауап ретінде мүмкіндігінше балалардың осы санатын балалардың білім беру мекемелерінде, мектептерде, колледждерде және жоғары оқу орындарында оқу процесіне қосады.

Үлкен плюс-біздің қоғамның адамгершілігінің дамуымен, қазір Даму мүмкіндігі шектеулі балаларды арнайы мекемелерге беруге болмайды, бірақ оларды қарапайым балабақшалар мен мектептерде анықтауға болады. Және бұл өз атауына ие және ерекше адамдардың құқықтарына нұқсан келтірмейді

Данная статья посвящена инклюзивному обучению детей-инвалидов, которое является относительно новым направлением в казахстанской системе образования. Прежде чем начать писать статью, давайте не будем называть детей инвалидами, а будем называть особенные дети. Поскольку количество детей с физическими патологиями с каждым годом необъяснимо быстро растет, это, конечно же, актуальная проблема и привлекает к себе особое внимания. В нашей стране задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений ставит в приоритет. На что и система образования, в ответ по возможности включает данную категорию детей в процесс обучения в детских образовательных учреждениях, школах, колледжах и ВУЗах.

Огромный плюс в том, что с развитием гуманности нашего общества, теперь и детей, имеющие ограниченные возможности в развитии, можно не отдавать в специальные учреждения, а определять в обычные детские сады и школы. И это имеет своё название и не ущемляет права особенных людей, называясь инклюзивным образованием.

Инклюзивное обучение - подразумевает процесс развития стандартного образования, который доступен для всех, вдобавок приспосабливает к различным условиям всех детей и обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование направлено на развитие методики, которая ориентирована на особенных детей, и признающую, что все дети — индивидуальны и имеют различные подходы в обучении. Если методика обучения и преподавания станут более эффективными и будет иметь результат, который даёт именно инклюзивное обучение, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в обычной школе, среди других сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его одноклассники, друзья во дворе. Общество не должно лишать особенных детей прав получить образование в среднестатистическом учреждении, лишать возможности развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми.

В нашей стране живут около 150 тысяч детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, и нуждаются в поддержке общества. Именно поэтому продвижение идеи инклюзивного обучения является одним из путей преодоления данной проблемы. Об инклюзивном, в том числе интегрированном образовании говорится в Конвенции о правах инвалидов в Казахстане, подписанной в 2015 году. Наша Республика уже сделала первые шаги к интегрированному образованию, при том во многих странах большая часть школ включает в себя инклюзивное обучение. Множество проблем стоит на пути детей-инвалидов к получению образования. «Наше образование еще не готово для обучения детей с ограниченными возможностями», – именно так думают и родители, и учителя. Поэтому есть нужда в модернизировании среды, чтобы сделать ее максимально доступной и комфортной для особенного ребенка. Так, например, если у детей с проблемами слуха и зрения, требуется специальное оборудование. Или если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата, то необходимы специальные технические средства. Преподаватели должны быть дополнительно специально обучены верному оцениванию успехов особых детей. Поскольку сегодня дети уже не те, что 10–15 лет назад: мир меняется, в нашу жизнь прочно вошли информационные технологии, новые средства связи. Также абсолютно все родители также нуждаются в информации о том, как правильно формировать отношения к совместному обучению детей двух категорий. Смотря на страны, которые внедрили инклюзивное обучение в общее образование, можно увидеть, что инклюзивные группы, полноценно функционирующие, и классы могут и должны быть скооперированы. Создавая оптимальные условия для данной кооперации, а также необходимое мотивирование взрослых людей, может обеспечить успешное осуществление этой идеи. Современное общество, конечно же, невозможно без активного вовлечения всех участников в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого человека, обеспечения необходимых мер безопасности, свободы и равноправия. Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические особенности в нашу социальную среду. Представление об особенных людях изначально ошибочно; мы приписываем им комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности обучения, развития и спорта. Отношение простых людей к инвалидам предвзято и необъективно. Более того, в нашем обществе такое отношение передается с детства. Наше общество борется с серьезнейшей проблемой вовлечения наших сограждан, имеющих определенные особенности физического развития, в общество, с проблемой их активной адаптации, социализации и развития внутри общества и на благо общества.

Один из вариантов решения этой проблемы - развитие инклюзивного образования в Казахстане, направленное на:

- вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

-социализация детей-инвалидов в современном обществе;

-формирование позитивного отношения к поведению у детей с ограниченными возможностями для уверенного позиционирования в обществе;

-умение превращать свои недостатки в достоинства;

-изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.

Инклюзивная политика — это правовая политика, согласно которой родители должны иметь право выбирать учебное заведение. Исследования, проведенные в соседних странах и в нашей стране, показывают, что сейчас далеко не все родители хотят отдавать своих детей в систему общего образования, так как понимают, что пока необходимые условия созданы только в системе специального образования.

В процессе организации образовательного процесса для особенных детей необходимо понимать цели содержания инклюзивного обучения, принимать на себя роль - не только как обычного преподавателя, но и как организатора образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями, а также важно принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Независимо от социального статуса, физических и умственных способностей, инклюзивное образование дает каждому ребенку возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права на получение образования, соответствующего его уровню развития. Приоритетной задачей сегодня в инклюзивном образовании является повышение внимания к проблемам социализации детей с ограниченными возможностями, созданию целостной системы психолого-педагогической поддержки.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

-проблема неприятия детей с ОВЗ;

-проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;

-трудности в понимании и реализации подходов к обучению;

-нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

-неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

-трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Для решения этих задач создается группа психологической и педагогической поддержки. В состав, которой входят: представитель администрации, отвечающий за обеспечение инклюзивных процессов в общеобразовательном учреждении, педагоги (педагог-дефектолог, школьный психолог, учителя, воспитатели, работающие с учащимися с ограниченными возможностями) и другие сотрудники образовательного учреждения.

С учетом индивидуального подхода каждого ученика создается комфортный психоэмоциональный режим обучения, способствующий сотрудничеству. Возьмем к примеру учащуюся 4 курса специальности «Пение», Жамбылского гуманитарного высшего колледжа им. Абая Тұрымбек Айсұлу, студентка незрячая, по своей природе очень талантлива и музыкальна, за четыре года обучения добилась больших успехов в музыкальной деятельности.

Музыкальное обучение и воспитание в полной мере способствует развитию устойчивости, самореализации. Для скорейшего освоения музыкальных навыков незрячими и слабовидящими учащимися оптимальным является индивидуальный подход в обучении.

Формированию устойчивого интереса к музыкальным занятиям способствуют следующие факторы:

-положительный эмоциональный фон общения педагога с учащимся, взаимосвязь педагога с учащимся.

-потребность в самореализации.

-ощущение позитивного результата учащимся на музыкальном занятии.

Но существует ряд причин оттягивающих усвоение музыкальных навыков, к примеру, недостаток специальных нотных изданий по шрифту Брайля.

Отсутствие либо недостаток специальных нотных изданий по шрифту Брайля для незрячих, приводит к использованию технических средств обучения (звукозаписывающую аппаратуру). Нотный материал педагог диктует и разучивает на занятии. Умение воспроизводить слышимый и воображаемый музыкальный материал компенсирует незрячим учащимся отсутствие специальных нотных изданий. Запись нот улучшает музыкальный слух учащегося, а так же активизирует и обучает большей самостоятельности. Моя практика работы с незрячими детьми показывает, что они лучше запоминают нотную систему по Брайлю на основе разученных произведений. Знание нотной системы Брайля позволяет в полной мере познакомиться с любым произведением мировой музыкальной классики. Некоторые учащиеся, в виду своих психофизических возможностей, не могут освоить нотную систему по Брайлю. С такими учениками разучивание произведений ведется по слуху. Незрячие ученики должны изучить нотную систему Брайля для того, чтобы в будущем научиться самостоятельно и безошибочно разучивать музыкальные произведения.

Исследования показывают, что изучение музыки прививает незрячим учащимся ощущение ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих людей. Исполнение и изучение музыки развивает певческие навыки: учит естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие индивидуальные оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивает музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.





Список литературы

1. Қ.Жұмасова Психология Астана -2006 г.

2. Конвенция «О правах инвалидов»

3. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы» авторы: Зам. директора по УВР Кузгибекова Г.М., учитель начальных классов Кулешова Т.В. СОШ № 51 г. Караганды.

4.Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990. - 407 с.

5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

6. Психология развития человека. – М.: «Смысл», 2006. -129с.

7.Л.Б.Дмитриев. Основы вокальной методики, с.472.

https://bilimdinews.kz/

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!