Материалдар / Инклюзия для детей с нарушениями речи
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Инклюзия для детей с нарушениями речи

Материал туралы қысқаша түсінік
Подготовка педагогов в инклюзивное обучение
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ИНКЛЮЗИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.



Проблема интеграции и инклюзии в образовании учащихся с отклонениями в развитии является одной из актуальных на сегодняшний день. С каждым годом в образовательных учреждениях возрастает не только количество учеников с ОВЗ, но и спектр нарушений. Дети с речевыми нарушениями составляют в школе подавляющее большинство среди общего числа обучающихся с ОВЗ. Контингент существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню развития в целом. Интегрированное и инклюзивное обучение данной категории детей освещается недостаточно. Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память [4]. Интеграция (лат. integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый) — 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [5]. Процесс обучения требует создания специальных условий образования, развития и воспитания. В интегрированном обучении гармонично сочетаются разнообразные методы: наблюдение и опыт, лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, сравнение, анализ и синтез. Один из основных аспектов интеграции в образовании — правильно организованные условия обучения для конкретного ребенка. В интегрированном обучении ребенок рассматривается как проблема. Ребенок должен быть изменен, чтобы соответствовать системе школьного образования и общества [2; с. 58]. Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей Дефектология 31 и индивидуальных возможностей. ЮНЕСКО понимает инклюзию как «позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение». Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности [3; с. 24–25].

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в процесс образования и обеспечить их равенство. Инклюзивная модель привлекательна по ряду причин: доступность — получение образовательных услуг по месту жительства; социализация и социальная интеграция ребенка — дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях; личностный подход — за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных, которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности [1; с. 10–11]. Преимущества интегрированных уроков: способствуют повышению учебной мотивации, формированию познавательного интереса учащихся, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. В процессе инклюзивного обучения применяются экспериментальные, активные методы обучения, включая дискуссии, общение; уделяется больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета; применяются способы поэтапного усвоения нового материала — уделяется больше времени чтению художественной литературы; уделяется больше внимания эмоциональным потребностям каждого учащегося с речевыми нарушениями, используются объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива; учитываются индивидуальные потребности, применяются индивидуализированные виды деятельности; оказывается специализированная помощь. Диапазон различий в развитии детей с нарушениями речи чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей, испытывающих трудности в овладении процессами чтения и письма, которым в получении образования может препятствовать сниженный уровень концентрации и распределения внимания, низкий объем слуховой, зрительной, долговременной памяти, сниженный темп деятельности, быстрая утомляемость. Учащиеся с нарушениями речи — это дети, особенности которых препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения. Логопедическая поддержка в зависимости от тяжести речевого нарушения осуществляется разнопланово. Инклюзивное обучение предполагает единую основу учебных планов для всех категорий учащихся с особыми образовательными потребностями, осуществление принципа преемственности, во-первых, между начальным и основным общим образованием, во-вторых, между специальными и общеобразовательными программами. Данное обучение обеспечивает оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в речевом развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В рамках образовательного процесса должно осуществляться взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, социального направлений деятельности. Вся работа педагога направлена на коррекцию отклонений в развитии детей, коррекцию нарушений речи, обеспечение условий для полноценного освоения обучающимися общеобразовательных программ и их социально-психологическую реабилитацию с целью интеграции в общество. На ступени начального общего образования обеспечивается коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, несформированности фонематического слуха, аграмматизма, нарушений чтения и письма и др.) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии обучающегося, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у обучающегося умения и желания учиться. Содержание начального общего образования ориентировано на преодоление речевого дефекта, предупреждение нарушений письменной речи, на формирование полноценной речевой и учебной деятельности и развитие основных сторон личности. По мере накопления орфографических, грамматических, синтаксических знаний и умений и их автоматизации к концу начальной школы появится реальная возможность их включения в речевую деятельность обучающихся на уровне письменной речи. Работа педагога с детьми с нарушениями речи предусматривает: формирование пространственного восприятия, зрительной памяти; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование фонетико-фонематического слуха с обязательным проговариванием вслух при письме; исключение безотрывного письма, формирование графического образа буквы по элементам; использование визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия при обучении. Эффективные приемы обучения детей с речевыми дефектами является изменение способов подачи информации и модификации заданий: 1) уточнение лексических значений слов учителем по просьбе учащегося; 2) уточнение учителем значений используемых синтаксических конструкций; 3) снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку; 4) повторение обучающимся инструкции к выполнению задания;

5) сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; 6) предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, написание нескольких небольших сообщений; устное сообщение по обозначенной теме); 7) использование упражнений с пропущенными словами/предложениями; 8) дополнение печатных материалов видеоматериалами; 9) предоставление дополнительного времени для завершения задания. Основные направления коррекционной работы с детьми с нарушениями речи: 1) Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук; развитие графических навыков. 2) Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной и слуховой памяти; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие внимания. 3) Развитие основных мыслительных операций: навыков анализа и синтеза; навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями); умения работать по инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность. 4) Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) [6]. В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования как к учителю, так и учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации, так как наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства. Учитель-логопед — это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель деятельности — создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с речевыми нарушениями для успешного усвоения образовательной программы. Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи: 1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения, позволяющего судить об уровне речевого развития ребенка. 2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с нарушениями речи, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу. 4. Комплектование групп для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся. 5. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка (2 раза в год) в процессе освоения адаптированной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-развивающего, логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития. 6. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику [7]. Непосредственно развитием речи занимаются логопед, педагог-психолог делает акцент на развитии ребенка с нарушениями речи, его психологических особенностях, которые заключаются в следующем: у данной категории детей часто наблюдается нарушение внимания: снижение объема, его неустойчивость, трудности с распределением, высокая отвлекаемость. Снижен объем памяти (в частности, вербальной памяти) и уровень развития мышления (особенно, словесно-логического). Нарушена мелкая моторика и зрительно-моторная координация, а также может наблюдаться моторная неловкость и двигательная расторможенность. Снижены коммуникативные способности, в том числе, за счет того, что им сложнее выражать свою мысль словами. Эмоционально-волевая сфера также страдает. У ребенка можно наблюдать: эмоциональную неустойчивость, повышенную возбудимость, раздражительность, неспособность к длительным волевым усилиям, снижены навыки самоконтроля за собственным поведением. У детей с нарушениями речи обычно истощаемая нервная система, что отражается в повышенной утомляемости, дети быстро устают от умственной нагрузки. По результатам диагностического обследования педагога-психолога строится развивающий маршрут и план работы с ребенком. В работе с детьми с нарушениями речи используются упражнения на развитие различных когнитивных процессов (на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля). Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Алгоритм коррекционной и развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями: — четкая формулировка цели коррекционной и развивающей работы; — определение круга решаемых задач; — определение методологии и содержания работы; — выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной и развивающей работы; — определение формы работы (групповая, индивидуальная или смешанная); — отбор методик и техник для работы с ребенком; — определение общего времени и графика встреч; — подготовка оборудования; — определение критериев эффективности психокоррекционных и развивающих мероприятий. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.



Литература: 1. Акимова О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.— М.: Издатель: Московский городской психолого — педагогический университет, 2011. 2. Макарьев И.С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь.— СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. 3. Наумов А.А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт/ авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова, Волгоград: Учитель, 2012. 4. https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-obuchayuschihsya-s-narusheniyami-rechi-3849338.html 5. https://scanwordbase.ru/vocabulary.php?slug=integracia&type=bol-soj-enciklopediceskij-slovar 6. https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-obuchayuschihsya-s-narusheniyami-rechi-3849338.html 7. https://urok.1sept.ru/articles/662412

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!