ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Чалгинбаева Г.С.Республика Казахстан, Астана, ГККП «Колледж траснпорта и коммуникаций»
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Инновационная деятельность - целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;- культурно-эстетическая развитость и образованность;- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов.Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности. Определяются уровни профессионального развития педагога. Базовой считается педагогическая умелость. Затем - педагогическое мастерство, высокий уровень общей культуры, готовность к нововведениям. Отсюда возникает готовность педагога к созданию авторской технологии. Следующий этап – разработка и усовершенствование образовательных программ (организаторские, комбинаторные, дополняющие, новаторские). Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание собственной авторской системы работы. Результатом являются авторские программы и технологии, а результатом индивидуальной методической системы – индивидуальный авторский стиль и педагогическая техника.Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.