Интегрированный урок по русскому
языку/ познание мира в совмещенном классе –комплекте. Составила
Грунина Ирина Григорьевна, учитель начальных классов, учитель
первой квалификационной категории
|
класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Предмет
|
Русский язык/Познание
мира
|
Тема
|
Суффикс как часть слова
Птицы.
|
Склонение имен существительных во множественном
числе.
Птицы.
|
Правописание местоимений с
предлогами.
Погода. Климат.
|
Цели урока1
|
дать понятие о суффиксе, как части
слова;
развивать навыки разбора слов по
составу
|
дать понятие о склонении имен существительных во
множественном числе;
формирование основ самоанализа, самостоятельной и
творческой работы
|
познакомить с правилом правописания местоимений с
предлогами;
совершенствовать выполнение операций сравнения и
обобщения
|
Цели урока 2
|
Систематизировать и расширять представления
учащихся о птицах, прививать интерес к изучению окружающего
мира;
|
Ожидаемый
результат
|
Знают правила разбора слова по
составу
|
Знают особенности склонения имен существительных во
множественном числе
|
Знают правила правописания местоимений с
предлогами
|
Знают различные виды птиц, особенности среды их
обитания, границы проживания, элементарное понятие о
погоде
|
Умеют работать в паре, группе, самостоятельно;
анализировать, логически мыслить
|
Умеют работать в паре; анализировать, логически
мыслить; работать самостоятельно
|
Умеют работать в малой группе; анализировать, логически
мыслить; работать самостоятельно
|
Применяют полученные знания и умения на
практике
|
Применяют
полученные знания и умения на
практике
|
Применяют
полученные знания и умения на
практике
|
Ключевая идея
урока
|
воспитание стремления к продуктивному обучению,
творческой совместной деятельности с учителем;
воспитывать бережное отношение к природе родного
края.
|
Тип урока:
|
урок изучения нового материала
|
урок усвоения навыков и
умений
|
урок изучения нового
материала
|
Методы:
|
Словесный, наглядный,
практический
|
Словесный, наглядный, практический, творческого
характера
|
Словесный, наглядный, практический, творческого
характера
|
Формы
работы:
|
Индивидуальная, фронтальная, работа по
вариантам
|
Индивидуальная, работа в
паре
|
Индивидуальная, фронтальная, работа в
малой группе, в парах
|
Форма проведения
урока
|
Урок путешествие
|
Ресурсы
|
схемы разбора слов по составу,
таблица.
|
карточки, таблица «Склонение имен
существительных во множественном числе», Тетрадь
-помощник
|
карточки, таблица
«Местоимение»,
Тетрадь -помощник
|
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
Содержание
урока
|
ученика
|
учителя
|
ученика
|
учителя
|
ученика
|
учителя
|
Психологичес
кий
настрой
3 мин
Минутка
чистописания
5 мин
|
Прозвенел и смолк
звонок,
Начинаем наш
урок.
Друг на друга
посмотрели,
А теперь тихонько
сели.
Создание благоприятной атмосферы в классе:
повторение правил работы в паре, в малой группе
|
Сегодня мы отправимся в путешествие в
Грамматический лес, а сопровождать нас будут
птицы.
Путешествие – дело отважных.
Мы
отправимся с вами в лес.
Лес
необычный, грамматический,
Где много заданий, вопросов,
чудес
|
Р Р ра ро ру ре
ры
Родина Отчизна
Отечество
Вот
синица прилетела и увидеть захотела
к акие буквы написать, однокоренные слова подобрать,
чтобы грамотными стать.
(Региональный компонент.
Обитают ли в нашей местности синицы? Приходилось
ли вам наблюдать за ними?) (Ответы детей)
|
Синтаксический
разбор
В
сильный мороз птицы прячутся от холода. Снежной зимой мы помогаем
пернатым. (проверка фронтально) Беседа Погода зимой в нашей
местности.
Региональный
компонент.
Создание проблемной
ситуации: Какой частью речи выражено подлежащее во втором
предложении? Определение темы урока.
|
Актуализация знаний 7
мин
|
Подбери к словам однокоренные (проверка по ранее
заготовленному образцу). Повторение состава слова. Опрос учащихся
(приставка, корень)
|
Спиши, вставь пропущенные орфограммы, выдели
окончания имен существительных во множественном числе, определи
падеж.
Эти
горы, л.са и .зёра,
Эти
реки, д.роги, м.сты.
Этот свет неоглядных пр.сторов
–
Это ты, м.я Родина, ты! (Фронтальная проверка,
объяснение орфограмм по алгоритму, определение падежей сущ. чн.
числа)
|
Составление постера «Местоимение»
(Работа в парах)
Защита постера. Взаимооценка работ. Критерии:
содержательность, творчество, речь спикера.
|
Изучение нового материала 10
мин
К
нам снегирь торопится.
На
урок он просится.
Птицам нужно
помогать и
заданье выполнять.
(Региональный
компонент. Обитают ли в нашей местности снегири? Приходилось
ли вам наблюдать за ними?) (ответы детей)
|
Предлагается в малой группе
поработать с карточкой и подумать, с помощью
какой части слова образовались новые слова. Обратить внимание на
выделенную часть слова, как она называется и для чего служит?
(вывод делают учащиеся).
Работа в учебнике
правило.
Рассказать правило друг другу в
группе.
Запиши слова, выдели
суффикс.
|
Создание проблемной
ситуации:
1.
Сравни написание падежных окончаний в ед.ч и во мн.ч. (работа в
паре по таблице склонение имен существительных ед. и мн.
числа)
«Тетрадь - помощник» (имеется у каждого
учащегося, где собраны изучаемые правила)
2.
Просклоняй слова (у доски представители от каждой пары): 1 пара
–муравьи, дятлы; 2 пара- гнёзда, дни (совместная работа с
учителем)
Сигналят о готовности отвечать, пара
готова.
|
Просклоняй местоимение (я) по предложенной
таблице:
И.п. был (кто?) я
Р.п. спросил (у кого?)
Д.п. подошёл (к кому?)
В.п. спросил (кого?)
Т.п. ходил (за кем?)
П.п.нашёл (в ком?)
Самооценка по
образцу
И.п. был (кто?) я
Р.п. спросил (у кого?) у меня
Д.п. подошёл (к кому?) ко мне
В.п. спросил (кого?) меня
Т.п. ходил (за кем?) за мной
П.п.нашёл (в ком?) во мне
Что изменилось? Рядом с местоимением
появился предлог. Скажите, какое правило мы знаем о написании
предлога со словами? (ответы детей) А это правило соответствует
соответствует теме нашего урока? Сделайте вывод. (Ответы
детей.)
Чтение правила стр.
104
|
Физминутка
Прилетел к нам соловей и песню для души
запел.
3 мин
|
Музыкальная пауза
Прослушивание пение различных птиц и по
мере возможности определить какая птица поет. (кукушка, сорока,
воробей, дятел, соловей, сова) Голоса каких птиц услышали? Обитают
ли они в нашей местности?
|
Закрепление изученного материала
7мин
Вот
и мудрая сова прилетела к нам сюда. Вам задание даёт, ответа
правильного ждёт.
Региональный компонент.
Обитают ли в нашей местности совы? Приходилось ли
вам наблюдать за ними?) Какую пользу приносит сова? (МПС «Литературное
чтение»)
|
1.Образуй слова с помощью суффиксов, обозначающие
профессии:
Водит, барабан, гитара, камень.
Какие суффиксы использовали?
Взаимопроверка, используя
образец.
2.Работа по вариантам
упр.383 (подбери однокоренные слова с суффиксом
–ик, -ок, запиши их. (фронтальная проверка)
3. самостоятельная работа
Запиши слова, выдели корень и суффикс. Столик,
стульчик, горка, зонтик, грибок, уголок, уголек, кустик, рыбка,
лошадка. (самооценка, образец, критерии: выполнил верно
-5, выполнил, но допустил 1-2 ош -4, выполнил, но допустил 3 ош.-3,
более 3-х ошибок- 2)Примечание: критерии оговорены совместно с
детьми.
|
1.Самостоятельная работа
(карточка)
Работа с текстом.
Казахстан
батат чюдесными жывописными мистами.
Здесь природа
удачьно соединила горные ландшафты, речьные
долины, задумчивые лиса, шырокие степи. А среди них, как бусы
расыпала азера.
Исправьте ошибки, обозначьте падеж имен
существительных в форме множественного числа, выделите в них
окончания, определите склонение выделенных имен
существительных.
Взаимопроверка по образцу,
критерии: выполнил верно -5, выполнил, но
допустил 1-2 ош -4, выполнил, но допустил 3 ош.-3, более 3-х
ошибок- 2
|
1.Работа по учебнику стр.101, упр.274
(самостоятельное выполнение, работа в парах)
-спиши
-поставь местоимения в нужном падеже,
объясни
(Проверка совместно с учителем)
Погода весной в нашей местности. От чего
зависит погода? В каком четверостишье говорится об атмосферных
осадках? Каких?
2. Работа в малой группе
Упр.280 Поставь личные местоимения в нужном
падеже, спиши текст. (взаимопроверка по образцу,
критерии: выполнил верно -5, выполнил, но
допустил 1-2 ош -4, выполнил, но допустил 3 ош.-3, более 3-х
ошибок- 2)Примечание: критерии оговорены совместно с
детьми.)
|
Домашнее
задание
Вот
и дома мы опять.
Пора заданье получать.
3 мин
|
стр. 136 правило,
упр.391
|
Стр.99, упр 270; стр. 98 таблица склонения
имен сущ. множ. числа
|
Стр.104 правило,
упр.281
|
РЕФЛЕКСИЯ 5 мин
|
Чем понравился вам урок? Что нового узнали?
Чему научились?
Самооценка «Лестница успеха» (учащиеся
комментируют почему находятся на том или ином
уровне)
|