Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Интеллектуальная игра «Конкурс эрудитов»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Интеллектуальная игра «Конкурс эрудитов»
«Путешествие от «наскальных рисунков
к компьютерной грамотности»
Цель:
Развитие творческих способностей, логического
мышления учащихся; повышение интеллектуального и культурного
уровня, расширение кругозора учащихся;
воспитание
любви к русскому языку, к
слову.
Оборудование:
Плакаты с высказываниями о русском языке, ребусы, раздаточные
карточки,
игрушечные зверята, компьютер
Ход
игры:
В «шкуре» древнего человека – эрудит XXI века
Психологический настрой
Учитель: Прежде чем мы начнём наш конкурс, я хотела бы выяснить, какое у вас настроение, готовы ли вы эмоционально и психологически принять участие в предстоящем соревновании, а зрители и болельщики по-настоящему болеть и тоже проявлять свои знания, смекалку и сообразительность. Я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх («хорошо» или опуская большой палец вниз («плохо»). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: Во!
- Какие у вас друзья?
-А школа?
- А учителя?
- Класс?
- Как ваши дела?
-Как настроение?
Молодцы! Прекрасно! Я рада за вас. Значит на сегодня наш девиз:
«Знания зовут, а дела не ждут!»
Мы отправляемся вперёд. Нас ждёт конкурс эрудитов.
- А что обозначает слово эрудит?
Вот перед нами 10 человек - будем надеяться - эрудитов по русскому языку. И пусть победят сильнейшие и не будет огорчений, а только радость за себя и за друзей.
Знание языков - большое дело. Народная мудрость гласит:
«Владеть языками - быть богаче». А сегодня у нас пойдет речь о необходимости знания русского языка - языка межнационального общения народов Казахстана.
Поэт С.Данилов писал:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
А писатель К. Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». Вот сегодня в ходе нашего конкурса мы и постараемся выяснить, какие же чудеса можно творить с русским языком. Это и покажут участники нашего конкурса.
Итак, начнём с древних времён.
I В «шкуре» древнего человека
Учитель: У первобытных людей не было своего языка. Они общались жестами, звуками. Послания писали не буквами, а рисунками. Давайте попробуем побывать в «шкуре» древнего человека. Выполните следующее задание:
- нарисуйте послания: 1 команда – позвони мне в 6 часов вечера;
- приходи днём играть в куклы;
2 команда – приглашаю вас на день рождения;
- в соседнем лесу пожар.
Конкурс болельщиков:
- Как вы думаете, трудно ли без букв объясняться?
А теперь покажите жестами:
-
У меня болит голова.
-
Когда ты мне вернёшь долг?
-
Я на баскетбольной секции.
-
Общение с другом в «Агенте».
II «Наскальные рисунки» в пещере
Учитель: Мы ещё среди древних людей, и участники команд попали в пещеру. Задание участникам: как можно быстрее прочитать наскальные рисунки (ребусы)
(Ахматова)
(Матвей)
(Лиса)
(Астроном)
1 = О
III «Взять быка за рога»
Учитель: Время не стоит на месте. «Всё течёт, всё изменяется»
И люди постепенно начинают говорить. В речи появляются устойчивые обороты, т.е. фразеологизмы. Следующий конкурс: я читаю толкование фразеологизма, а каждая команда, кто быстрее, должна назвать соответствующий фразеологический оборот.
-
Человек, на которого сваливают все грехи и проступки других. (Козёл отпущения)
-
Старый, опытный моряк. (Морской волк)
-
Кто-либо испытывает сильное беспокойство, волнение, тревогу.
(Кошки скребут на сердце)
-
Смотреть, ничего не понимая. (Смотреть, как баран на новые ворота)
-
Говорить нудно, медленно. (Тянуть кота за хвост)
-
Глазеть по сторонам, бездельничать. (Считать ворон)
-
Жить недружно, постоянно ссорясь. (Как кошка с собакой)
-
Уделять слишком много внимания тому, что такого внимания не заслуживает. (Носиться как курица с яйцом)
-
Очень сильно обидеться, рассердиться. (дуться как мышь на крупу)
IV Таинственное слово. Тема «Школьные принадлежности»
Учитель: И всё-таки ещё очень многие слова для людей остаются непонятными, таинственными. Задание участникам: расшифровать данные слова.
-
НИЗАРЕК - РЕЗИНКА
-
ЛЕЙКИНА - ЛИНЕЙКА
-
ЖАБОКОЛ - ОБЛОЖКА
-
БЕИНЧУК - УЧЕБНИК
-
КУРАЧ - РУЧКА
-
ШРАНАКАД - КАРАНДАШ
-
ЦУЛЬРИК - ЦИРКУЛЬ
-
АНЕЛП - ПЕНАЛ
-
ВИКНЕНД - ДНЕВНИК
-
МОЛЬБА – АЛЬБОМ
Конкурс болельщиков «Кот в мешке»:
Учитель: В мешке лежат игрушечные зверята. Назвать фразеологизм, в котором упоминаются эти домашние животные.
-
Собака - «как собак нерезаных», «устал как собака», «нужен как собаке пятая нога», «вот где собака зарыта», «собак гонять», «собаку съел» .
-
Кошка - кот - «чёрная кошка пробежала», «бегать как угорелая кошка», «играть в кошки-мышки», «купить кота в мешке», «кот наплакал», «тянуть кота за хвост» .
-
Курица - «писать как курица лапой», «носиться как курица с яйцом», «мокрая курица», «слепая курица» .
-
Козёл - «козёл отпущения», «драть как сидорову козу» .
-
Баран - «как баран на новые ворота».
V Превращения слова
Учитель: И вот люди в своём развитии дошли до того, что научились делать различные превращения со словами. Задание участникам: осуществить по четыре превращения одного слова (с помощью перестановки букв в слове)
1 команда - слово КЛОУН (колун, кулон, уклон);
2 команда - слово ИКАР (раки, Ирак, икра)
(Икар - герой древнегреческого мифа - сын скульптора Дедала, построившего на острове Крит лабиринт)
VI Грамотеи
Учитель: И вот, наконец, надоело людям только говорить, общаться с помощью наскальных рисунков, жестами объяснять друг другу, чего они хотят. Создали они азбуку и стали передавать свои мысли, чувства и желания с помощью букв, слов и предложений на письме. Русскую азбуку создали Кирилл и Мефодий. Появилась письменность.
И вот в настоящее время, в 21 веке, как только ребёнку исполняется 5-6 лет, он идёт в школу, чтобы научиться читать и писать. Но писать-то писать! А ведь иногда нерадивый ученик напишет так, что ни учитель, ни окружающие, ни даже он сам не могут понять, что же он хотел сказать своими каракулями и сколько же он ошибок там допустил!
А мы сейчас проверим, насколько грамотны наши участники.
Задание командам: оформить грамотно меню.
Меню:
1. Бу...он кури...ый с фрикадельками
2. Ра...ольник с к...лбасой
3. Котлеты сви...ые
4. П...льмени
5. Шамп…ньоны в яично…масл ...ом соусе
6. К...мпот груш...во…алыч...вый
7. Кисель клюкве…ый
8. Коври ... ка ржа…ая
9. П...рожное б...сквитное
10. Пиро…ки с печ...нкой
Конкурс болельщиков:
Занимательные вопросы, шарады, шутки
VII Синтаксическая пятиминутка
Учитель: Ну что ж, теперь мы, люди, живущие в 21 веке, умные, грамотные, эрудированные, должны уметь не только грамотно писать, но и знать синтаксис и пунктуацию, правильно расставлять знаки препинания. Вот и для наших эрудитов самое сложное задание (Выполнение задания в компьютере): составьте предложение.
-
из предложения Вдоль дорожки мы собирали незабудки. выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им.пад. мн.ч.;
-
из предложения В саду цветут астры. выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн.ч.;
-
из предложения Ещё в полях белеет снег. (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл.пад. ед.ч. с предлогом В;
-
из предложения Лось вышел на опушку и заревел. Выписать
обстоятельство места, поставив существительное в форме ед. ч. предл.пад. с предлогом НА;
-
из предложения Роняет лес багряный свой убор. (А.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад. ед.ч.
(Предложение: Незабудки цвели в поле и на опушке леса.)
Конкурс болельщиков:
Занимательные вопросы
VIII Подведение итогов конкурса
Литература:
-
Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку».
-
Панов М.В. «Внеклассная работа по русскому языку».
3. ж-л «Русский язык и литература в казахской школе» 2006 год, N22;
Интернет-ресурсы