Материалдар / Интерактивные методы обучения на уроке русского языка в 10 классе
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Интерактивные методы обучения на уроке русского языка в 10 классе

Материал туралы қысқаша түсінік
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
29 Қараша 2018
409
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.  Урок русского языка в 10 классе естественно- математического направления школ с казахским языком обучения

Сартаева Гульнар Камелбековна учитель русского языка и литературы ОСШ№8, Карагандинская область, г. Балхаш

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы возможно через использование интерактивных методов обучения. «Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.» 
В. А. Сухомлинский 
Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь точки зрения, что главная задача учителя научить ученика учиться. 
Интерактивные методы обучения (от англ. «интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач. 
Интерактивные методы позволяют: 
1.Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; 2.Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей; 
3.Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия; 
4.Осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия. 
Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся. 
Преимущества интерактивных методов: 
1.Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; 
2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта; 
3.Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; 
4.Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. 
Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов: 
различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы; 
мозговой штурм; 
имитации; 
дискуссии и диспуты; 
ролевые, дидактические и имитационные игры. 
Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока. 
Благодаря таким урокам, на которых использовались интерактивные методы обучения, происходят процессы самореализации и саморегуляции, создаются благоприятные условия для развития функциональной грамотности учащихся, тем более если они основаны на принципах взаимодействия, активности и свободе обучаемых в решении образовательных задач, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.  Предлагаю вашему вниманию урок русского языка, проведенный в 10 классе, на котором были использованы интерактивные методы обучения.

Урок русского языка в 10 классе

Тема: повторение изученного по разделам: «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация»

Тип урока: урок обобщения пройденного

Цели урока:

- систематизировать знания учащихся по орфографии, синтаксису и пунктуации русского языка, вырабатывать навыки применения полученных знаний при выполнении работы с текстом;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

- развить у учащихся речевые и общеучебные навыки работы с текстом, творческие способности ;

- создать для учащихся условия для систематизации умственной деятельности и объективности самооценивания и взаимооценивания;

- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Оборудование:

Интерактивная доска, раздаточный материал ( тексты, рабочая карта)

Методы и приемы:

Частично- поисковый, групповая форма работы

Ход урока.

  1. Организационный момент. Целеполагание ( целевая установка, ознакомление с целью урока). Деление на группы.

  2. Орфографическая разминка.

Задание : вставить пропущенные буквы ( на карточках)

Проверка ( ответы на интерактивной доске)

Выводы: повторение сведений по орфографии- правописании безударной гласной: проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова.

  1. Мозговой штурм. (Учащиеся задают друг другу группам вопросы по разделам: «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация»)

  2. Подготовка к восприятию содержания текста. Рассказ ученика:

Легенда о птице –зимородке. ( на экране иллюстрации птицы – зимородка) По легенде Ной послал зимородка за огнем. Он взлетел высоко в небеса, и его крылья окрасились в  цветнеба. Когда он увидел костер, то спустился и взял головешку, которая обожгла ему перья и лапки, ставшие с тех  пор огненного цвета.

Беседа о птице. – Как вы думаете, каким образом легенда о зимородке связана с самой птицей? Каждая группа высказывает свои предположения.

Ознакомление с содержанием текста.

Я сидел у шалаша. Вдруг над пр…брежными зар…слями часто махая крылышками пром…лькнула крупная яркая бабочка4. Бабочка опустилась на удилище2 сл…жила крылья и оказалась … птичкой.

Я стал разглядывать незнакомку. Она была уд…вительна красива. Оранжевая грудка, темные, в п…стринках крылья и яркая, н…бесного цвета спинка. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную2 бабочку. Но в её облике было что-то скорбное, печальное. Казалось она уронила что-то на дно и теперь опечаленная л…тает над р…кой и раз…скивает свою потерю.

И у меня стала складываться сказка про кр..савицу- царевну. Её зак…лдовала злая баба- яга и превратила в птичку – зимородка. Одежда на птичке так и осталась царская: из з…лотой парчи и голубого атласа. А печальная царевна оттого, что баба-яга забросила в р…ку серебря…ый ключик, которым отмыкается кованый сундук. В сундуке л…жит волшебное слово. Овладев этим словом, царевна- птичка снова станет царевн…- девушк…. . Вот и л…тает она над р…кой, грустная и скорбная, ищет и (ни)как не может от…скать заветный ключик.

Я соб…рался д…мой. На фоне полыхающего заката отчетливо вырисовывалась сир…тливая фигурка птички. Я снял кепку, пом…хал моей царевне и от всей души пожелал от…скать серебря…ый ключик.



  1. Чтение текста учащимися. Беседа по содержанию текста. Ответы на вопросы. Лексико-грамматическая работа со словарями.

  2. Работа по рабочей карте ( у каждого ученика на парте)

Выполняют задания по рабочей карте ( работают по группам, выходят к простой доске и отмечают на интерактивной доске.

Рабочая карта учащегося 10 класса

Фамилия, имя_____________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________

I. Работа с текстом Задания: 1. Внимательно прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному чтению. Определите а) тему текста________________________________________________________

б) стиль (докажите свое мнение)_____________________________________________________ _________________________________________________________________________________

в) тип текста

  1. Выделите основные части текста ( обоснуйте ответ)_____________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Как вы думаете, в чем особенность третьей части текста?______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение, дать оценку? _____________________________________________________________________________________

5. Составить синквейн по тексту. Работа в группах. Опорные слова:

1. Птица- зимородок.

2. Сказочная, красивая.

3. Завораживает, удивляет, печалит.

4. Зимородок- птица печального образа.

5. Царевна.

5. Выясните лексическое значение слов: удилище, диковинный. Выполните морфемный разбор. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. В последнем абзаце найти и выписать словосочетания: а) по способу управления;б) по способу согласования; в) по способу примыкания. __________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 7. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, объясните подчеркнутые орфограммы и пунктограммы. ____________________________________________________________________

8. Произведите синтаксический разбор 2-го предложения из первого абзаца _______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Сделайте вывод, заполнив таблицу (см. на обрат. стороне листа) Рефлексия. Инсерт.

П ( + )

М (--)

И ( интересно)






  1. Работа со словарями в группах ( орфографическими и словарями синонимов, толковым, словообразовательным).

  2. Рефлексия. ( по таблице «Разделы русского языка). Заполняют таблицу примерами из текста.



- буквы е,ё,ю,я обозначают два звука

- оглушение согласных



- словообразовательные суффиксы ( - ищ)

- уменьшительно -ласкательные суффиксы (-к, -ик)



- лексическое значение слова

- синонимы



- проверяемые\ непроверяемые безударные гласные в

корне

- чередующиеся гласные в корне

(лож-(лаг-),рос-( раст), бер –( бир)

- непроизносимые согласные

- приставки пре- и при-

- гласные ы и и после приставки на согласную

- мягкий знак после шипящих

- суффиксы имен существительных ик- (ек)

- суффиксы имен прилагательных -ан-, -ян, -ин

- одна и две буквы –н- в прилагательных

- буквы о и а на конце наречий



- виды подчинительной связи ( согласование,

управление, примыкание)

- вводные слова

- обособленные члены предложения



- знаки препинания в простом осложненном

предложении



- научная статья

- образность, эмоциональность - стилевые черты

художественного стиля




Задание на дом: 1. Написать эссе на тему : «Маленькая птица - зимородок», собрать материал об этой птице; 2.Повторить по учебнику теоретические сведения по разделу «Морфология»; 3. Выполнить морфологический разбор 1 существительного, 1 местоимения,1 глагола из текста; 4. Подготовиться к цифровому диктанту по разделу: «Морфология».

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!