Материалдар / Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся

Материал туралы қысқаша түсінік
Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках истории Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к реалиям жизни. Сегодня учебное заведение должно формировать людей с новым типом мышления, инициативных и коммуникабельных, творческих личностей, смелых в принятии решений, способных постоянно повышать свое образование и ориентирующихся в быстро меняющейся жизненной ситуации.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
19 Мамыр 2021
253
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Shape1







Мадеев Жанат Жулатович

Преподаватель истории, первой категории

Высшего многопрофильного колледжа гражданской защиты.


Использование активных и интерактивных методов обучения

как средство формирования

познавательной активности учащихся

на уроках истории

Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к реалиям жизни. Сегодня учебное заведение должно формировать людей с новым типом мышления, инициативных и коммуникабельных, творческих личностей, смелых в принятии решений, способных постоянно повышать свое образование и ориентирующихся в быстро меняющейся жизненной ситуации.

В настоящее время образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения истории тесно связаны со стратегией модернизации казахстанского образования. Они ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Цель-результат образования: ЛИЧНОСТЬ, которая:

-Владеет знаниями о мире

-Умеет действовать в мире

-Имеет активную жизненную позицию

-Готова к саморазвитию

-Готова к непрерывному образованию

Эту тему считаю актуальной, так как одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что главный результат образования – это не только отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Я считаю, что если систематически на уроках и во внеурочной работе применять активные и интерактивные методы обучения, то это будет способствовать формированию у учащихся ключевых образовательных компетенций, поэтому данный вопрос стал моей методической темой. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению и рефлексии. 
Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку  это специальная форма организации познавательной, практической и творческой  деятельности. Из активных и интерактивных методик и стратегий использую такие, как: Творческие задания,  Работа в малых группах,  Обучающие игры, 
Виртуальные экскурсии,  Интеллектуальные разминки,  Решение проблемных и практических задач, Метод проекта, ПОПС, «Шесть шляп мышления», «Синквейн», «Корзина идей», «Распаковка кластера», «Дерево предсказаний», «Снежный ком», «Продолжи рассказ», «Напиши синим цветом», «Кладезь мудрости», «Нарисуй картину», «Проиллюстрируй тему», «Картинная галерея» ,«Шифровка», «Исторический диктант», «Карта памяти», « Карусель», «Свободное письмо, «Микрофон», «РАФТ» , «Джигсо», «Фишбоун», «Двухчастный дневник», метод «Сила-Слабость-Возможности-Риск» (ССВР), прием для урока " Мудрые совы", приём «Диаманта», метод «Аукцион»,прием «Бумеранг», технология «Мастерская будущего», технология «Метаплан», стратегия «Уголки», метод «Конструктор», метод «Один-пара-группа», прием «Кубик Блума», прием «Перепутанные логические цепочки», метод « SWOT-анализ» и другие.

Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, как:

- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);

- игра «Домино»;

- игра «Аукцион»

- работа с карточками

- составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);

- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);

- разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и т.д.

- восстановление логической цепочки событий;

- анализ текста с ошибками;

- рассказ о событии по иллюстрации.

Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц. Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания исторических или обществоведческих понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических или современных фактов и явлений в живой и яркой форме, ибо учащимся зачастую  трудно усвоить материал урока.

В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат. Учу детей обобщать, делать выводы и заключения.

  Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).

Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания.

Используемые элементы   ИКТ в учебном процессе:

- Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

- Тренажеры и программы тестирования;

- Образовательные ресурсы Интернета;

- Видео и аудиотехника;

-Научно-исследовательские работы и проекты.

Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к итоговой аттестации. Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий итоговой аттестации на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

Использование Интернета для проведения тестирования в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.

Для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, для поиска исторических источников, текстов монографий, разнообразных методических материалов активно использую образовательные ресурсы сети Интернет. В частности, при изучении курса истории Казахстана большую поддержку оказывает сайт Цифровых образовательных ресурсов http://lms.nci.kz/historyhttp://lms.nci.kz/history ,http://e-history.kz/ru/scorm

Здесь представлен богатый материал по каждой теме курса (интерактивные задания, карты, схемы, таблицы и т.д.). А использование интерактивной доски помогает реализовать данный материал в полном объеме. Применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации у обучающихся к истории, но и повышению качества их знаний. ЦОР позволяют обучающимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии.

Применение активных и интерактивных методов на уроках позволяет:

1. Самостоятельно освоить новый материал. В ходе игры, дискуссии или любого другого активного занятия обучающиеся ищут решение проблемы, сравнивают различные точки зрения и способы действия. Найденная таким образом информация, выведенное самостоятельно определение не просто механически запомнятся, но будут осознаны как собственное достижение.

2. Развивать коммуникативные умения и навыки.

3. Повышать учебную мотивацию. Активные и интерактивные методики интересны, потому что при выполнении необычных заданий они могут в большей степени проявить свою индивидуальность, не боятся дать неправильный ответ. Как правило, обстановка на активных занятиях более свободная: учащиеся могут передвигаться по аудитории, разговаривать, смеяться. Дополнительная мотивация связана и с соревновательностью, неизбежной во многих играх и дискуссиях.

4. Для учителя – новые возможности оценивания и один из способов уменьшить психологическое давление оценки.

Главное, к чему стремлюсь - прививать ребятам глубокий интерес к истории, прививать каждому учащемуся навыки самостоятельной работы и мышления, умения анализировать исторические факты, поиск аргументов в дискуссиях.

Я считаю, что учитель должен учиться всю свою жизнь. Это самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом с коллегами.


Использованная литература

  1.  Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

2.Активные методы обучения. Электронный курс образовательного портала «Мой университет».

3  Мясникова Т.Ю. Воспитание успешно, если оно системно / Муниципальная система образования. - 2004, часть 2, с.9.

4 Осмоловская И.М. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы 3. - № 8, 2006.

5 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000. - с. 272.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!