Использование информационно-коммуникативных
технологий в воспитательном процессе школы-интерната
Современное содержание образования предполагает
активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные
учреждения.
Воспитанники с интеллектуальными
нарушениями нуждаются в специальных методах, приемах и
средствах обучения, учитывающих особенности их психического
развития. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально
скоррегировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.
Наиболее эффективным методом воспитания является применение на
занятиях разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей
возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия
являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся
чувственных образов в сознании
воспитанника.
Включение компьютерных технологий в
воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать
разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать
активной и целенаправленной работу
воспитанников.
Практика использования информационных технологий
показывает, что при условии дидактически продуманного применения
ИКТ, появляются неограниченные возможности для индивидуализации и
дифференциации процесса воспитания. При использовании ИКТ
стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход,
появилась возможность рациональнее организовать весь
учебно-воспитательный процесс.
Использование ИКТ открывает дидактические
возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением",
возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно
те явления, которые невозможно продемонстрировать иными
способами.
Воспитательные
занятия, самоподготовки и коррекционно-развивающие занятия,
проводимые с использованием мультимедиа в силу
своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший
эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном у
воспитанников при восприятии
материала.
При использовании мультимедийных презентаций
появляется возможность постоянно «держать руку на пульсе»,
видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся
ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень
развития которых характеризуется недостаточностью познавательной
деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием
внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими
детьми предполагает организацию активной деятельности самого
ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим
специальный настрой воспитанника на восприятие предлагаемой
ему информации.
Одной
из задач является - развитие познавательной активности
таких детей за счет реализации принципа доступности материала,
обеспечения «эффекта новизны». Занятия с применением компьютерной
презентации, созданные воспитателем методически грамотно, хорошо
помогают справиться с этой задачей.
Основная воспитательная ценность информационных
технологий в том, что они позволяют создать среду воспитания с
почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися
в распоряжении и воспитателя, и воспитанника. В отличие от обычных
технических средств воспитания информационные технологии позволяют
не только насытить воспитанников большим количеством понятий, но и
развить интеллектуальные, творческие способности воспитанников, их
умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с
различными источниками информации.
Чаще всего на занятиях в нашей школе
воспитателями используются мультимедийные презентации, которые дают
возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно,
усилить воздействие на воспитанника и, соответственно, резко
повысить возможности восприятия им
материала.
Электронные
презентации можно рассматривать как дидактические средства, а
мультимедийный проектор, как техническое средство обучения,
позволяющее показ презентации в классе. Презентация –
вспомогательное средство воспитания, используемое воспитателем на
занятии и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной
презентацией понимается логически связанную последовательность
слайдов, объединенную одной темой и общими принципами
дизайна.
Мультимедийная презентация позволяет сочетать в
себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные,
контролирующие, моделирующие,
справочные).
Презентация может использоваться в различных
воспитательных ситуациях: в процессе рассказа воспитателя,
при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы на занятии
демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с практической
работой. Управление сменой слайдов мультимедийной презентации
осуществляется воспитателем, поэтому темп предъявления информации с
экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно
отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в
небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению
материала.
Включение в презентацию заданий, тестов,
вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит
актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить
полученные в ходе занятия сведения. При возникновении ситуации
затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному
слайду для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или
выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет
способствовать выполнению воспитанниками
самопроверки.
Особое внимание на занятии с применением
компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям:
учитывается соблюдение технических, санитарно-гигиенических
требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз
на таких занятиях обязательны. Физкультминутку для воспитанников
также может провести с помощью презентации . Существуют также
компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых
глазам ребёнка.
Использование ИКТ в воспитательной
работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно
востребовано. В результате применения ИКТ в нашей школе -
интернат, значительно повысился интерес педагогов в использовании
новых технологий, возросла заинтересованность детей на занятиях и
самоподготовках.
Таким образом, информационно-коммуникационные
технологии являются эффективным техническим средством, при помощи
которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий
процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие
познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка,
воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном
обществе.