Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Использование критического мышления на уроках русского языка через проблемный диалог
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Общеобразовательная школа № 115 имени Д.Бабаева
Преподаватель русского языка и литературы.
Использование критического мышления на уроках русского языка через проблемный диалог
Современного ученика трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают затруднения в восприятии учебного материала.
Критическое мышление – мышление, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но при этом открытым новым идеям. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, ответственности за собственные решения. Учащиеся должны иметь достаточно свободы, чтобы думать и самостоятельно решать сложные вопросы. Мышление может быть критическим, если оно будет индивидуальным.
Критическое мышление исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезированию информации и идей; умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы попытки применения и оценивания новых методов. (Руководство для учителя. Стр. 117)
Использование на уроках критическое мышление формирует позитивный опыт из всего, что происходит с человеком, убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения, проявляется умение рассматривать явление с разных сторон, формирует личностную культуру работы с информацией.
Урок критического мышления состоит из трех частей:
- Стадия вызова – пробуждение интереса к предмету или пробуждение мотивации на уроке.
- Стадия реализации смысла – осмысление материала во время работы над ним
- Стадии рефлексии – обобщение материала и оценивание его через собственную призму
Критическое мышление – мышление открытое, рефлексивное, способность принимать решение, уметь занять свою позицию, обосновывать свою позицию, способность выслушать собеседника.
Критичность ума – это умение человека оценивать свои и чужие мысли, проверять свои предложения и выводы.
Особенностью модуля «Критическое мышление» является то, что, он позволяет проводить уроки интересно, у детей повышает уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
В основе критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех уровней: вызов, осмысление и рефлексия.
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребенку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего эти знания и где их можно применить.
Если пройтись по тем урока, которые я проводила на протяжении 20 лет своего стажа то прихожу к выводу что в традиционных уроках они почти присутствовали, только назывались иначе.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и решения проблем, которые нужно решить на уроке. При подготовке к урокам мне пришлось много думать, как же построить урок, каким проблемным способом дойти к цели урока.
Все работы по критическому мышлению я проводила в парах, группах, основным приемом взаимодействия дискуссии.
Для создания рабочей обстановки в классе в своей педагогической деятельности пробовала разные виды стратегии. Чтобы достигнуть хороших результатов обучения учащиеся должны чувствовать себя свободно, безопасно в процессе обучения. На практике в процессе проведения уроков и даже вне урока, я заметила, что внедрение различных психологических тренингов и игр благоприятно влияют на весь класс. Они становятся дружнее, менее стесняются, высказывают свое мнение в рамках темы урока. Во время выполнения заданий в группе учащиеся активно обсуждают идей друг с другом, тесно сотрудничают, находят общее решение проблем.
При проведении наблюдения за учениками на своих уроках, выявила то, что я своих учеников знаю только в рамке моего предмета, но это недостаточно для того, чтобы учитывать все взаимоотношения в данном классе, так как я не знаю характер каждого ученика. При проведении первых тренингов я заметила, что некоторые ученики плохо ладят друг с другом. Среди детей есть которые полностью не раскрывают своих возможностей, некоторые знают, но не могут высказать свои мысли, а то и вовсе стесняются других. Поэтому из-за создавшихся психологических барьеров дети не могли оценивать на должном уровне.
Для себя в создании коллаборативной среды взяла на заметку дать детям высказывать все свои мысли, касающиеся темы урока, позволить помочь не успевающему ученику или повторно объяснить не понятный материал. Я стала лучше знать каждого ученика выделять для себя его особенности и стала строить урок, учитывая особенности каждого ученика. Я решила для себя, что применение некоторых шуточных истории, анекдотов поможет для снятия напряжения в классе сделает более открытым для общения.
Для того, чтобы создать коллаборативную среду в классе мне пришлось первую очередь работать над собой. Все психологические тренинги пришлось пропустить через себя, чтоб понять ученика.
Пришлось перечитать, перелистать все задания, темы, пройденные на курсах. Поискать много литературы в интернете. После своих первых тренингов я почувствовала многие перемены в своих детях. Они с удовольствием приходили в класс и перед началом урока каждый друг другу говорили «что-то интересное подготовил для своего друга». И меня это радовало больше всего.
Используя тренинг «Хочу пожелать…» в начале урока при психологическом настрое, учащиеся перед тем, как пожелать друг другу хорошего настроения или же удачи в учебе, перед тем как сказать своему другу хорошее слово он, обязательно, задумается над тем, что пожелать, как пожелать, как бы порадовать друга. Ученики с радостью делятся мнением, желают друг другу хорошего дня. При этом каждый из них, перед тем как что-то пожелать думает критически. Наряду с этим такой вид работы на уроке помогает для создания коллаборативной среды в классе.
Основной формой обучения является урок. Использование групповой формы обучения позволяют лучшего усвоения материала, и повышает уровень знаний учащихся, вызывает интерес к предмету. Цель групповой работы: повысить уровень знании учащихся, учить критическому мышлению.
Задача групповой работы является научить детей работать вместе, дружно; научить детей самооцениванию, и взаимооцениванию; привлечь внимание к работе и заинтересовать. Групповая работа применяется для того, чтобы дети могли разговаривать, думать, мыслить, слушать и слышать. Для этого учитель должен обладать терпением. Ведь нужно дать возможность высказаться, уметь согласиться с мнением ученика. Групповая работа должна быть построена на взаимодействии учащихся в исследовательской работе для поиска решения задач. В групповой работе эффективно: скорость выполнения задании, создание благоприятных условии для самоопределения, проявление организаторских способностей. В групповой работе учащиеся учатся задавать вопросы, делать обобщение, анализировать, делать заключение.
На уроке при изучении «Вопросительных и относительных местоимении», используя предложения для деления на группы за одно дети обсуждая предложения вопросительные и сложные предложения пришли к сути новой темы. Например, Что ты купил? Я спросил, что он купил. Вот даны два предложения, в котором есть одинаковые слова, но в предложении они являются разными членами предложения. Выражены они местоимением.
Какие различия Вы заметили в этих предложениях? В чем различия этих предложении? Почему одни и те же местоимения по-разному называются? Дети обсуждая в группе приходят к тому что в первом предложении это вопросительное местоимение, а во втором – относительное местоимение. Сразу восстанавливают правило при работе «Карты памяти».
При изучении темы «Указательные местоимения» для детей создала проблемную ситуацию с помощью текста, в котором использовались предложения с местоимениями, которые прошли в предыдущих уроках. Но и были предложения с использованием указательных местоимении. Ребята при этой работе смогли повторить прошедшие темы, но при выделении других еще не изучивших указательных местоимении дети не очень растерялись они сразу начали доказывать, что и как указывает местоимение. Так как дети уже знали склонение существительных, прилагательных. числительных, они склонение местоимения было для них легко доступным. Такой вид работы дает саморегулированию ученика.
А вот при изучении «Определительных местоимении» повторяя правильное правописание букв, дети называют тему сегодняшнего урока. При этом они смогли повторить правописание Далее урок продолжался как исследовательская работа по теме. А весь урок был в определенном плане:
Ребята на каждом уроке следовали по карте урока. В карте дословно было показано все действия ученика. Талантливый или же одаренный ученик имел все возможности для опережающего выполнения задания. Другие учащиеся, которые затруднялись в выполнении могли делать задания при помощи взрослых, или же заниматься ими дополнительно дома.
Критическое мышление - это мышление открытое, рефлексивное, это способность принимать решения, умение отстаивать свою позицию при беседе, способность выслушать собеседника. Критически думать это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно продумать все предположения и выводы.
В стратегии «Ассоциационный куст» дети для того чтобы поработать над тем, как ответить на вопрос «с чего же начинается Родина?» Дети думали критически. Среди детей были дети которые приводили свои ответы на этот вопрос стихотворением, картиной которую нарисовали на уроке.
При использовании парной беседы в целях развития критического мышления, я заметила, что у детей повышается работоспособность, усвоение знании на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
На своем первом уроке я использовала парную работу для закрепления новых знаний. Для этого я применила стратегию распределения пары дети должны были в процессе нахождения своей пары восстановить пословицу. Далее было дано задание, дать объяснение значении пословиц и найти местоимения, определить разряд синтаксическую роль, морфологические признаки местоимения. После создания пары и в процессе беседы учеников я способствовала как наблюдатель и не включалась в процесс обсуждения. Что я для себя отметила. ученикам в парной беседе удобно отвечать на все вопросы и получать ответы и пояснения друг друга. При парной беседе ученики чувствуют себя более раскованно, открыто учатся высказывать свое мнение по поводу темы. Когда в групповой работе некоторые ученики были лишь слушателем, то в парной беседе они ищут совместно ответы на все заданные вопросы. Во время беседы в парах некоторые активные дети, с хорошим уровнем мышления, в начале беседы не могли сразу задавать вопросы, а пользовались лишь примерами или же брали тонкие вопросы. И встречались наоборот дети среднеразвитым мышлением входили процесс беседы легко и непринуждённо. Работа в парной беседе, для самих детей, было очень интересно обсуждать, спорить, отстаивать собственное мнение.
Так как это форма работы ранее не употреблялось в моей практике, естественно, были некоторые отрицательные моменты. Дети чувствовали некомфортно при беседе, не все задавали вопросы, придерживались обсуждения, дети стеснялись друг друга. Эти отрицательные моменты парной беседы меня натолкнули к проведению различных тренингов, бесед для выявления дискомфорта в классе. создания более доверительных отношении друг другу.
И через неделю данная работа дала свои положительные стороны. Уже на следующем уроке «Вопросительных и относительных местоимениях» дети при парной работе для составления предложении по картине показали наличие не плохого критического мышления.
ранее использование на своих уроках диалог все-таки не давал мне ни каких результатов в своей работе. Проводился бесконечный монолог учителя, и порой некоторые дети оставались без внимания. Ответы всегда на свои вопросы вытягивались через силу, и вовсе на свои вопросы мне приходилось отвечать самой.
Я в своей педагогической практике перепробовала разные методы для улучшения обучения, учащихся к русскому языку и развитию речи. Так как наши дети сегодняшнего поколения не очень любят читать естественно они не очень любят говорить. Ну вот познакомившись на занятиях курса, я решила использовать технологию проблемно – диалогического обучения. Технология проблемно –диалогического обучения заключается в том. чтобы ученик был в поиске самостоятельного решения. Особенность данной технологии в том, что знания не даются в готовом виде. На своих уроках я теперь решила, что мои дети сами будут добывать себе знания под моим чутким направлением.
Для этой цели на своих уроках, я для усвоения новой темы решила создать проблемную ситуацию с помощью текста в котором дети должны были
- Прочитать текст, который отображается на экране.
- О чём говорится в тексте?
- Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению (наши –возвратное- собой, притяжательные – его, они – личные).
- Давайте проверим, все ли местоимения мы нашли. Какие местоимения остались без нашего внимании? Почему? (Без внимания остались местоимения такой).
После этого ученики приводили разные доводы, предположения, взятые из жизни, например, «указываем на качество, цвет, плохое отношение ит.д» Дети на собственных примерах на самостоятельном исследовании усвоили и запомнили указательные местоимения. При этом задавая открытые и закрытые формы вопросов, я как учитель, только направляла их к цели урока.
На своих уроках, где использовала проблемно – диалогический метод, дети начали больше думать, чаще говорить, развивать речь, и им очень нравилось, что увиденное, найденное они могли сами объяснить. И конечно, это очень мотивировало к усвоению новых знании (в особенности местоимении). Дети на этих уроках учились отстаивать свое мнение, рисковали, вырабатывали характер.
Наряду с этим я использую мультимедийные презентации: например, использовала мультфильм из которого нужно было выписать предложения с вопросительными и относительными местоимениями. но и при изучении «определительных местоимении» я использовала метод исследований и каждый из участников исследования доказывали в процессе всего урока свои предположения с использованием диалога.
На итоговом уроке по разрядам местоимении я использовала игровой метод, при котором дети работали в группе, но между заданиями конкурса я использовала фронтальный опрос.
На ряду с фронтальной и индивидуального опроса проводила групповой и парный опрос учащихся. При такой работе ученики имели возможность помочь друг другу, дополнить мнение второго ученика, уверенно выражать идеи группы. Уроки, на которых дети сами определяли тему, раскрывали все цели, приходили к ожидаемому результату,- это все конечно приводило в восторгу и радости учеников, и давала стимул к следующему уроку. Дети уже с нетерпением ждут следующего урока, приходят на урок уже с подготовленной домашней работой и с жаждой познания.
При подготовке к уроку приходиться учитывать уровень подготовленности класса, ситуацию на уроке, настроение ученика, погоду.
И то что я поняла и взяла себе на пометку использование проблемного диалога — это ключ к успеху и творчеству ученика.
Для будущего наших выпускников в современном мире, для осуществления быть самостоятельным, развитым, уверенным, и умеющим критически мыслить необходимо постоянно применять на каждых уроках различные стратегии. Парная беседа способствует развитию речи, где ребенок раскрывает себя.
Окончательно стадию рефлексии можно проводить по-разному. И подход к этой стадии может быть индивидуальным. На своих уроках я предлагаю детям, показать каким настроение они уходят с урока. Большинство детей уходят с урока в очень хорошем настроении, и бывают дети, которые уходят в расстроенном настроении. С этими детьми мне приходиться поработать после уроков поговорить, объяснить о пробелах которые они допустили. На одном из уроков я предложила стратегию «Все в моих руках...» для создания коллаборативной среды в начале урока я рассказала им притчу «Всё в твоих руках». Прослушав притчу, дети очень сильно задумались.
Я пришла к выводу, что использование на уроках технологии критического мышления учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать ума заключение.