Школа:
Тема урока: Разнообразие теорий о социогенезе
|
Раздел : |
Раздел 2. Этническиие социальные процессы Подраздел 2.3.Исторические формы социальной организации общества |
|
|
ФИО педагога |
Орымбаева Ф.М |
|
|
Дата: |
|
|
|
Класс: 10 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
|
Тема урока |
Разнообразие теорий о социогенезе. |
|
|
Цели обучения в соответствии |
10.2.3.1 использовать понятия «социогенез», «формационный подход», «цивилизационный подход» для объяснения исторических процессов; 10.2.3.2 систематизировать и обобщать различные теории социогенеза |
|
|
Цели урока |
Выявить особенности теорий, объясняющие закономерность развития человеческого общества Сравнить теории в объективности объяснения исторических процессов |
|
|
Исторический концепт |
Сходство и различие |
|
|
Этап урока |
Действия педагога |
Действия ученика |
Оценивание |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
I.Орг.момент. |
Приветствие, проверка присутствующих, готовность к уроку |
Записывают ответы в тетради |
проверка учителем |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
II. Изучение –объяснение нового материала. |
ПСМ На слайде иллюстрация. Вопрос: - возможно ли сравнение этапов развития человеческого общества с этапами развития человека? - в чём их отличие? Определение темы урока, цели Учитель знакомит учащихся с определением понятия «Социогенез». Дает объяснение: - однолинейный процесс - теория социального прогресса- одна из первых научных концепций социального прогресса - теории социогенеза Задание 1 (Г). Проанализируйте особенности теорий социогенеза 1 группа - Эволюционный подход 2 группа - Формационный подход 3 группа - Модернизационный подход 4 группа - Цивилизационный подход
У Сравнение формационного и цивилизационного подходов Если учащиеся смогут, то дать на самостоятельное сравнение Задание 2. Сравните особенности подходов
Задание 3 (П или Г) Какой из подходов наиболее объективно объясняет исторический процесс? ПОПС анализ в рамках утверждения: «______ подход наиболее объективно объясняет исторический процесс». П – позиция: «Я считаю, что…», О – обоснование: «Потому что…» или «Так как…». П – примеры: (не менее трёх аргументов)«Я могу доказать это на примере…». С – следствие(суждение или умозаключение): «Таким образом…», «Поэтому…» |
Ознакомление с материалом Отвечают на вопросы Определяют тему и цели урока
Предлагают варианты ответов
Дескрипторы: 1. указывает авторов подходов 2. определяет главные идеи исторических подходов развития общества
Презентация от групп
Дескрипторы: 1. Характеризует схожесть в подходах к изучению общества 2.Выделяет особенности формационного подхода 3. Выделяет особенности цивилизационного подхода 4. Формулирует вывод
Дескрипторы: 1. Определяет свою позицию 2. Делает обоснование 3. Приводит не менее трёх аргументов 4. Формулирует вывод |
Устная/письменная обратная связь
Обратная связь от учителя Взаимооценивание «Светофор»: всё понятно есть вопросы непонятно |
Учебник §35 стр. 212-216 Презентация
Презентация
Учебник флипчарты маркеры
Презентация
Тетрадь
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Закрепление полученных знаний
|
Задание 1. Ответьте на вопросы 1. Согласно Фергюсону, изначально всё человечество находилось в_______________ состоянии (диком) 2. Эдуард Тейлор предложил эволюционную теорию развития духовной жизни человечества по линии: магия – религия -_____________(наука) 3. Главным критерием общественного прогресса, по Карлу Марксу является: А) Общественные противоречия В) Политическое многообразие С) Формы этнической консолидации Д) Совершенствование производственных отношений Е) Эволюционное развитие общества 4. Рассматривал всемирную историю в однолинейном ключе от грехопадения людей до наступления "Царства Божия": А) А.Блаженный В) Г.Спенсер С) А.Дж.Тойнби Д) Э.Тэйлор Е) А.Фергюсон 5. Автором теории конвергенции являлся: А) Г. Спенсер В) Э. Тэйлор С) П. Сорокин Д) Ф. Энгельс Е) А. Тойнби 6.Укажите верную характеристику соотношения антропогенеза и социогенеза в процессе становления человечества:
7.С какой системой сравнивал общество Герберт Спенсер?
8.Формационная концепция К.Маркса в советской науке была детализирована до пяти, выбери из предложенных те, которые к ним относятся
9.Разновидностью «линейной» концепции истории можно считать:
10.Цивилизованный подход в понимании роли объективных и субъективных факторов в развитии общества в отличие от формационного подхода:
11.Какое из суждений выходит за рамки философии истории А.Тойнби?
Вывод урока: Что вы сегодня узнали нового? Какая сегодня стояла перед нами цель? Добились ли мы ее? |
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
|
Самооценивание или взаимооценивание |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Учебное задание и инструктаж |
§35 стр. 212-216, задания |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексия
|
Вернёмся к цели урока «3 П»
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз Школа: Тема урока: Разнообразие теорий о
социогенезе Раздел : Раздел 2. Этническиие социальные процессы
Подраздел
2.3.Исторические
формы социальной организации общества ФИО
педагога Орымбаева Ф.М Дата: Класс: 10 Количество
присутствующих: Количество
отсутствующих: Тема
урока Разнообразие теорий о
социогенезе. Цели обучения в соответствии 10.2.3.1 использовать понятия
«социогенез», «формационный подход», «цивилизационный подход» для
объяснения исторических процессов;
10.2.3.2 систематизировать и
обобщать различные теории социогенеза Цели
урока
Выявить особенности теорий, объясняющие
закономерность развития человеческого общества
Сравнить теории в объективности объяснения
исторических процессов Исторический
концепт Сходство и различие Этап урока Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы I.Орг.момент. Приветствие, проверка присутствующих,
готовность к уроку Записывают
ответы в тетради проверка
учителем II.
Изучение –объяснение
нового материала. ПСМ На слайде
иллюстрация. Вопрос:
-
возможно ли сравнение этапов развития
человеческого общества с этапами развития
человека?
- в чём их отличие?
Определение темы урока,
цели
Учитель знакомит учащихся с
определением понятия «Социогенез». Дает
объяснение:
- однолинейный процесс
- теория социального прогресса- одна из первых
научных концепций социального прогресса
- теории социогенеза
Задание 1
(Г). Проанализируйте особенности
теорий социогенеза
1 группа
- Эволюционный подход
2 группа
- Формационный подход
3 группа
- Модернизационный подход
4 группа - Цивилизационный
подход Подход Эволюционный подход Формационный подход Модернизационный подход Цивилизационный подход Авторы Главные идеи У
Сравнение формационного и
цивилизационного подходов Если учащиеся смогут, то дать на самостоятельное
сравнение Задание
2. Сравните особенности подходов Формационный подход Цивилизационный подход Общие черты Особенности Вывод: Задание
3 (П или
Г) Какой из подходов наиболее
объективно объясняет исторический
процесс? ПОПС анализ в
рамках утверждения:
«______ подход
наиболее объективно объясняет исторический
процесс». П – позиция: «Я
считаю, что…», О – обоснование: «Потому что…» или «Так как…». П – примеры: (не менее трёх
аргументов)«Я
могу доказать это на примере…». С – следствие(суждение или
умозаключение): «Таким образом…», «Поэтому…»
Ознакомление с
материалом
Отвечают на вопросы
Определяют тему и цели
урока
Предлагают варианты ответов
Дескрипторы:
1. указывает авторов
подходов
2. определяет главные идеи
исторических подходов развития общества
Презентация от групп
Дескрипторы:
1. Характеризует схожесть в
подходах к изучению общества
2.Выделяет особенности
формационного подхода
3. Выделяет особенности
цивилизационного подхода
4.
Формулирует вывод
Дескрипторы:
1. Определяет свою
позицию
2. Делает
обоснование
3. Приводит не менее трёх
аргументов
4. Формулирует вывод Устная/письменная обратная
связь
Обратная
связь от учителя Взаимооценивание
«Светофор»: всё
понятно есть
вопросы непонятно Учебник
§35
стр.
212-216
Презентация
Презентация
Учебник
флипчарты
маркеры
Презентация
Тетрадь
Закрепление полученных
знаний
Задание 1. Ответьте на
вопросы 1. Согласно Фергюсону, изначально всё
человечество находилось в_______________ состоянии
(диком) 2. Эдуард Тейлор предложил эволюционную
теорию развития духовной жизни человечества по линии: магия –
религия -_____________(наука) 3.
Главным критерием общественного прогресса, по Карлу Марксу
является: А)
Общественные противоречия В)
Политическое многообразие С) Формы
этнической консолидации Д)
Совершенствование производственных отношений Е)
Эволюционное развитие общества
4. Рассматривал всемирную
историю в однолинейном ключе от грехопадения людей до наступления
"Царства Божия":
А)
А.Блаженный
В) Г.Спенсер
С) А.Дж.Тойнби
Д) Э.Тэйлор
Е) А.Фергюсон
5. Автором теории конвергенции
являлся:
А) Г. Спенсер
В) Э. Тэйлор
С) П. Сорокин
Д) Ф. Энгельс
Е) А. Тойнби
6.Укажите верную характеристику
соотношения антропогенеза и социогенеза в процессе становления
человечества:
антропогенез и социогенез
взаимосвязаны и протекали одновременно
социогенез предшествовал
антропогенезу
антропогенез и социогенез -
дистанцированные друг от друга процессы
антропогенез предшествовал
социогенезу
7.С какой системой сравнивал
общество Герберт Спенсер?
С банком
С природной средой
С паровым двигателем
С человеческим
организмом
8.Формационная концепция
К.Маркса в советской науке была детализирована до пяти, выбери из
предложенных те, которые к ним относятся
традиционная
рабовладельческая
индустриальная
постиндустриальная
коммунистическая
аграрная
модернистская
феодальная
9.Разновидностью «линейной»
концепции истории можно считать:
культурологический подход О.
Шпенглера
цивилизационный подход к
истории А.Тойнби
формационный подход К.
Маркса, Ф.Энгельса
10.Цивилизованный подход в
понимании роли объективных и субъективных факторов в развитии
общества в отличие от формационного подхода:
выводит на первый план
индивидуальные
позволяет обобщить роль
объективных начал в развитии общества
выводит на первый план черты
человека, связанные с господствующим способом
производства;
синтезирует объективный и
субъективный факторы, рассматривая человека как порождение культуры
своего народа
11.Какое из суждений выходит за
рамки философии истории А.Тойнби?
История – нелинейный процесс
зарождения, роста, надлома, дезинтеграции и гибели несвязанных друг
с другом цивилизаций
Цивилизация является высшим
уровнем развития культуры, предшествующим ее смерти
Цивилизация – общность людей,
объединенных сходным образом жизни, духовными традициями,
географическими и историческими рамками
Вывод урока:
Что вы
сегодня узнали нового?
Какая сегодня стояла перед нами
цель?
Добились ли мы ее?
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Самооценивание или взаимооценивание
Учебное задание и
инструктаж
§35
стр. 212-216,
задания
Рефлексия
Вернёмся
к цели
урока «3 П»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||













