Оекенева А.К.
Школа-гимназия № 30
Казахские национальные свадебные наряды и
комплекс украшений невесты: история и
современность
Начиная с
далекого прошлого, одежда неизменно сопутствовала человеку. По
материалу, форме и покрою одежды можно было судить об образе жизни
человека, о климатических условиях, в которых он живет, о его
классовой и сословной принадлежности, о культурном уровне и уровне
его материального благосостояния. Особенно, люди стремились
наряжаться, когда происходили важные моменты в жизни, среди которых
особое место занимает свадьба.
У казахского
народа всегда были свои устоявшиеся из века в век традиции и обычаи
проведения свадебных церемоний, которые имели свой глубокий смысл.
Важно отметить, что все данные обряды направлены были на
обеспечение дальнейшего благополучия, рождение детей и процветание
семьи.
Однако, особое
место в свадебной церемонии занимает свадебный наряд невесты и
жениха. Если сравнивать свадебную одежду прошлых веков и
современности, то можно найти определенные отличия. Но в тоже
время, наблюдается, что в современном обществе никто не желает,
нарушать обычаи своего народа, даже наоборот все стремятся
соблюдать традиции при сотворение молодой, счастливой
семьи.
Целью
данной работы
является изучение казахского свадебного наряда жениха и невесты
прошлых веков и современности, определение их различий и
преемственности, а также смысловое назначение элементов
одежды.
Актуальность исследования
определяется тем, что
казахский национальный костюм является отражением быта и
деятельности казахского народа, изучение костюма помогает понять
культурное наследие народа его традиций и образ
жизни.
Свадебный
комплект казахской национальной одежды включал мужской и женский
костюм. Своим богатством и красотой отличался костюм
невесты. Сложный и потрясающе красивый, где каждая деталь
наполнена смыслом.
Комплект традиционного костюма казахской невесты
включает в себякойлек (платье-рубаха), камзол, шапан, саукеле
(головной убор) и желек (расшитое покрывало, что-то вроде
фаты).
Традиция белоснежного платья невесты пришла в
Казахстан не так давно. Но в прошлом прапрабабушки казахских невест
выбирали для свадебного платья тот цвет, который был принят ее
родом или просто почитался традиционным. Казахские невесты надевали
красные, зеленые, синие и даже черные платья, потому что в отличие
от западных понятий на Востоке черный цвет был цветом величия. А
вот белый, напротив, чаще был символом траура. Вот почему белые
платья в старину у восточных невест встречались
нечасто.
Следующий элемент одежды
камзол, девушка одевала на национальное свадебное
платье сверху. Длина его была
ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на
подкладке. Хотя камзол, элемент
казахского национального костюма, вообще, но красиво и празднично
украшенный, в тон превращался в Той
койлек.
Украшали камзол вышивкой казахским орнаментом,
бисером, вышивкой золотыми нитями, монетами и драгоценными
камнями..
Символом казахской национальной свадебной одежды
считается головной убор саукеле. Существовало
поверье, чем выше Саукеле на невесте — тем удачнее,
счастливее и богаче будет жизнь молодой
девушки в новой семье, в семье
мужа. Выглядит
«саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его
жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр,
бархат). В качестве декоративных элементов используются также
бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора
украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются
мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет
продемонстрировать финансовые возможности семьи. «Саукеле» выглядит
настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту,
облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и
родственники готовы дарить небольшие
подарки.Главный принципом создания саукеле была его
высота. Она порой достигала 70 сантиметров и даже больше. И чем
выше был саукеле, тем, считалось, в большем почтении к традициям
воспитана невеста. Входя в юрту жениха она должна была сделать
поклон. Добрым знаком считалось, если кончик ее головного убора при
поклоне достанет очаг юрты. Вот и старались матери сделать для
своей дочери-невесты саукеле как можно выше, чтобы приняли невесту
в доме жениха мягче и добрее.[1]
По обычаям
казахской свадьбы, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее
отца. Традиция саукелекигизу занимала особое место. На голову
невесте вместе со свадебным головным уборомодевали особое покрывало
- желек, в котором она должна была приехать в аул жениха. Однако
особый интерес данного покрывала представляла вышивка орнаментов с
большим и глубоким смыслом. Об этом свидетельствуют
зарисовкиэтнографа XIX века Самуила Мартыновича
Дудина-Марцинкевича.Оказывается, на зарисованном им покрывале
искусная вышивальщица написала целую притчу. В центре покрывала –
солнце. Очаг. Огонь в очаге. Черные и белые лебеди. Гусиные лапки,
казаяк. А над всем этим – радуга.
Мудрая
художница словно хотела сказать невесте: ты еще молода, делаешь
первые шаги в этой жизни. Тебе предстоит стать хранительницей
очага. В жизни есть место и черным, и белым дням. Но пусть в твою
жизнь придут все цвета радуги, и огонь в очаге никогда не погаснет,
как не погаснет никогда солнце.[2]
Свадебные наряды были своего рода визитной
карточкой каждого рода. И люди, едва взглянув на невесту, могли без
труда определить, откуда и из какого рода пришла к ним новая
келин.
У
каждого рода веками складывались свои особенности, свои характерные
детали. Южанки – это обилие узоров, богатые вышивки на платье.
Северные невесты украшали себя монистами и подол платья расшивали
монетками. Невесту с запада легко было узнать по характерным
деталям головного убора – богато расшитые “лопасти” до плеч.
Уральские восточные красавицы отличались стилем и покроем свадебных
платьев, которые больше напоминали русский сарафан, расшитый сверху
донизу крупными цветами.
Наравне с костюмом невесты большой интерес
представляет костюм жениха.Жених,
отправляющийся за невестой, обязательно должен одеться особенно
нарядно, чтобы встречающие женщины и девушки могли безошибочно его
определить. По обычаю одежда жениха должна была отличается от
одежды жигитов, сопровождающих его. На головной убор
«борик» он прикреплял
«укы» (перья филина),
сапоги одевал на высоких каблуках, на плечи
накидывалкрасный чапан.Обычно жених
надвигал «борик» на глаза и вел
себя очень скромно, всем своим видом показывая почтительность, а в
противном случае ему придется платить штраф, или его поднимут на
смех. Оказавшись в таком виде среди женщин, жених терпеливо
переносил их насмешки и колкости. Конь жениха превращался в объект
забавы для детей – они вдоволь могли покататься на
нем. [3]
Неотъемлемой частью костюма невесты были
ювелирные украшения. Они не только украшали свадебный костюм, но и
несли в себе магический смысл. Считалось, что кольца и перстни обладают
чудодейственной силой и защищают от злых духов. Поэтому два, три, а
то и четыре кольца на руках казахской женщины были повседневной
«нормой» (Тамақадал болу үшінқолыңдакүмісжүзік болу
керек).
Невеста
обязательно надевала височные украшения
«шекелик», крепящися за петли головного
убора саукеле или за волосы у
виска. Височные украшения подвешивали
к головному убору ремешками или
вытканными лентами. В ювелирных
украшениях воплощалось вечное тя-готение
человека к прекрасному, надежда на
счастье, вера в чудодейственные силы
природы, способные защитить от
недугов, бед и зла.
[4] Кочевой народ верил
в очистительную силу колец и
перстней. Каждая женщина должна была
носить кольцо или перстень, в
противном случаепища, приготовленная ею
будет не чистой.
Особый
интерес представляют перстни в виде
спирального или зернистого конуса.
Такой перстень, надевали на палец
невесты — она должна была
продолжить род своего жениха. Форма
кольца представляла собой конус,
устремленный ввысь. Большие перстни
называли «тасбака жузик». На востоке
черепаха — символ долголетия, поэтому
считалось, что эти перстни удлиняют
жизнь. В наборе женских украшений
можно встретить перстни типа «кус
тумсык» — птичий клюв. Птица —
символ счастья, независимости, доброго
начала в жизни. Перстень надевали
на палец девушки перед тем, как
отправить ее в семью будущего
мужа. Массивные перстни свах (кудаги
жузик), рассчитанные на два пальца,
символизировали, единение двух начал,
двух семей. Такие перстни дарила
мать невесты матери жениха в
знак слияния двух родов и в
надежде на доброе отношение к
своей дочери.
Ожерелья
занимали особое в свадебном костюме невесты.
Ювелиры на них изображали
великолепный орнамент, выполненный зернью
или сканью, преимущественно треугольной
формы. Подвески инкрустировали драгоценными
камнями. В последующем ожерелье
представляло собой тумар — амулет.
Однако, следует постоянно помнить о
магико-религиозном значении украшений,
призванных в данном случае не
только подчеркнуть красоту молодой
девушки, но и обезопасить ее в
один из самых важных и
ответственных моментов ее
жизни.
В начале статьи
мы попытались рассмотреть казахский свадебный костюм в прошлых
веков. Сейчас уделим внимание современному казахскому свадебному
костюму. Современная казахская свадьба – это чудесное
переплетение древних и современных красивых традиций и
обычаев. Теперь невеста нашего времени покупает два платья
один на КызУзату, другой на свадьбу
жениха.
На
КызУзату невесты стараются одеть платье в национальном стиле, чаще
всего они различаются по цвету, бывают белые и красные, шьются из
дорогой красивой и яркой ткани как атлас, шелк, органза,
тафта.Красные оттенки платья в казахском понимании, означают юность, жизнь
стремление в будущее. Невестка является будущей хозяйкой и
хранительницей домашнего очага, будущей
матерью. А вот на свадьбе жениха встречаются платьяс
национальными элементами, белые платья в европейском стиле, а также
свадебные платья мусульманского толка, так как еще одним атрибутом
создания семьи, является обряд Некекыю. Это обряд бракосочетания по религиозным
канонам Ислама. Проводится служителем мечети или самым старшим в
роду членов семейного клана. При
проведении Неке Киюприсутствуют родственники со стороны жениха и
невесты, ставится чаша с водой, в неё опускаются серебряные
монеты(символ благополучия), затем читается молитва -
благословление.[5]
Покупка свадебного наряда на основную свадьбу,
лежит на плечах жениха и невеста может увидеть его только в день
свадьбы.
Также как Саукеле, койлек и камзол элемент
свадебного наряда желек
(покрывало)дошел и до наших дней, просто он
видоизменился.Если
раньшежелекукрашался тамбурным швом, где вышивались орнаменты со
смыслом, то теперь представляет собой белую прозрачную ткань и
используется в ритуальной песне «Беташар». Сегодня мы можем
наблюдать, что желек, как один из предметов традиционного
казахского свадебного костюма не утратил своего
функционально-знакового назначения в современной свадебной
обрядности казахов, но в то же время его роль «исполняют» предметы
из современной культуры (например, фата - накидка из свадебного
головного убора невесты) или традиционные предметы «берут на себя»
дополнительные функции (например, платок -
жаулық).
Современный
мужской костюм жениха, отличается от прошлого. Новоиспеченный жених
чаще всего на свадьбу одевает классический европейский костюм.
Однако и для него есть выбор одежды.
При
желании он может заказать свадебный
костюм у портных,
самостоятельно придумав национальный дизайн и оформления своего
наряда.
Костюм жениха
делится на европейский и национальный. Национальный костюм должен
сочетаться с платьем невесты, образуя общую картину свадебного
комплекта.
Подводя итоги
необходимо отметить:
-
Казахи глубоко
чтят свои обычаи и традиции, стараются их выполнять, возлагая на
него определенный смысл;
-
Современная
молодежь наряду с элементами национальной культуры, использует и
элементы европейской моды, т. е. как бы вбирая лучшие достижения
двух культур образует современную стилизованную казахскую
одежду;
-
В современных
свадебных платьях большое внимание, уделяется его цвету. Теперь
вместе с красным, зеленым и черным платьем невесты выбирают в
пользу белого;
-
Также как и в
прошлые века саукеле считается атрибутоми важным элементом
свадебной одежды.
Список
использованных источников
-
https://www.liveinternet.ru/users/len/post209161495
-
http://www.intelros.ru/pdf/Antropo_Forum_online/2011_15/prischepova2.pdf
-
[2] Шевцова А.А. Казахский традиционный
свадебный костюм (XIX - начало ХХ века) // Среднеазиатский
этнографический сборник / Ин-т этнологии и антропологии Н.Н.
Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука. - Вып. V / [отв. ред. С.Н.
Абашеев, В.И. Бушков]. - 2006. - С.
33-46.
-
Казахская
национальная одежда. - Алма-Ата: Жалын, 1976. - 112
с.
-
Джанибеков У. Казахский костюм. Альбом.
- Алма-Ата: Онер, 1996. - 192 с