Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Классный час "Наш дом - Казахстан"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС
(По учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой)
Пояснительная записка
1. Место учебного предмета
«Русский язык» в решении общих целей и задач на данной ступени
общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса составлена в соответствии с ФК государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования, утвержденного приказом №1089 Минобразования России
от 05.03.2004 г., на основе Примерной программы основного общего образования, авторской программы под редакцией В.В.Бабайцевой и ориентирована на использование учебного комплекса:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык: Теория. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2009 г.
2. Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений /
А.Ю.Купалова и др.; – М.: Дрофа, 2009 г.
3. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007 г.
Данная Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и даёт точное распределение учебных часов по разделам курса.
Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей современного школьника, развивает его абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, поэтому предмет «Русский язык» как учебный предмет занимает ведущее место среди всех предметов. Кроме того, значение изучения предмета возрастает в связи с введением ЕГЭ в 11 классе и ГИА по новой форме в 9 классе.
Общепредметными задачами
работы по русскому языку является воспитание обучающихся средствами
данного предмета, обучение умению работать самостоятельно, развитие
общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой и
т.д.
2. Цели и задачи учебного предмета «Русский язык» в области
формирования ЗУНов и ключевых компетенций.
Учебный
предмет «Русский язык» в современной школе имеет
познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся
знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые
умения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению
родному языку:
-
формирование лингвистической (осведомлённость школьников о системе языка, его функционировании) и коммуникативной (осведомлённость о функционировании языка в системе устной и письменной речи) компетенций обучающихся, которые связаны также с решением познавательных и практических задач в системе обучения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
3. Новизна данной Рабочей учебной программы.
Данная Программа содержит все темы, включённые в Федеральный компонент содержания образования.
Сопоставление Примерной и авторской программ выявило отсутствие в авторской программе следующих дидактических единиц, которые добавлены к изучению в Рабочей программе:
Разделы науки о языке |
Дидактические единицы, которые введены в Рабочую программу |
Морфемика |
Исторические изменения в составе слова. Этимологические словари. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. |
Лексика |
Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Жаргонизмы. Основные виды тропов. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления. |
Синтаксис и пунктуация |
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Интонация предложений с обращением. |
4. Межпредметные
связи.
В школе учащиеся изучают в основном русский
литературный язык, поэтому наиболее тесные и органичные связи
русского языка как предмета осуществляются с литературой. При
обучении русскому языку широко используются изучаемые
художественные произведения для иллюстрации языковых фактов,
наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм,
разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений
и частей текста, использование в тексте отдельных типов речи
(повествование, описание и рассуждение).
Одинаковые лингвистические
понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков
(подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия
содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним,
антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории
учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными
словами, широко вводят их в речь; при изучении географии - с
вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии
- с вопросами мышления и речи, при занятиях музыкой - со звуком,
тембром, интонацией. Осуществлять межпредметные связи позволяет,
например, такой вид работы, как сочинение по картине.
5. Место предмета в учебном плане.
Учебный предмет изучается в 5 классе, курс рассчитан на 204 часа, в том числе 34 часа на развитие речи. Содержание программы носит практико- ориентированный характер.
Резервное время, предусмотренное в данной Рабочей программе, используется на усмотрение учителя.
Срок реализации программы- 2013-2014 г.г.
6.Особенности организации учебного процесса по предмету «Русский язык».
Преподавание предмета «Русский язык» предполагает использование различных средств обучения: карточки, таблицы, ОС (составленные учителем и учащимися), раздаточный материал, справочная литература, словари.
Данная рабочая программа предполагает использование новых форм творческой работы обучающихся: создание проектов, электронных презентаций. Предполагается использование наряду с традиционным уроком таких форм занятий, как практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.
Виды и формы контроля:
- наблюдение, беседа,
- фронтальный опрос,
- опрос в парах,
- практикум,
- диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
- тесты,
- комплексный анализ текста,
- устные рассказы по плану на лингвистические темы,
- сочинения,
- изложения.
7.Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
-
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
-
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
-
владеть техникой чтения;
-
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
-
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
-
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
-
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
-
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
-
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
-
правильно расставлять логические ударения, паузы;
-
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
-
доказательно отвечать на вопросы учителя;
-
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
-
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
-
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
-
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
-
создавать письменные высказывания разных типов речи;
-
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
-
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
-
делить текст на абзацы;
-
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
-
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
-
выражать свое отношение к предмету речи;
-
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
-
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
-использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в
выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление
местоимений, избыточная информация и др.);
-
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
-
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
-
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
-
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
-
находить в художественном тексте явления звукописи;
-
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
-
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
-
правильно произносить названия букв русского алфавита;
-
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
-
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
-
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
-
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
-
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
-
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
-
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
-
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
-
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
-
распределять слова на тематические группы;
-
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
-
различать прямое и переносное значение слов;
-
отличать омонимы от многозначных слов;
-
подбирать синонимы и антонимы;
-
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
-
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
-
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
-
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
-
различать части речи;
-
правильно указывать морфологические признаки;
-
уметь изменять части речи;
орфография:
-
находить орфограммы в морфемах;
-
группировать слова по видам орфограмм;
-
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
-
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
-
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
-
выделять словосочетания в предложении;
-
определять главное и зависимое слово;
-
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
-
выделять основы предложений с двумя главными членами;
-
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
-
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
-
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
-
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
-
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
-
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
-
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
-
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
-
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Учебно-тематический план курса русского языка в 5 классе
(по УМК под ред. В.В.Бабайцевой)
№ |
Тема |
Колич. часов |
В том |
числе |
Развитие речи |
Контрольные |
|||
1. |
Введение |
3 ч. |
1 ч. |
|
2. |
Вводный курс (орфография) |
10 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
3. |
Морфология и орфография |
25 ч. |
3 ч. |
2 ч. |
4. |
Синтаксис и пунктуация |
56 ч. |
10 ч. |
3 ч. |
5. |
Основной курс русского языка Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. |
20 ч. |
2 ч. |
1 ч. |
6. |
Морфемика. Орфография |
48 ч. |
8 ч. |
4 ч. |
7. |
Лексика. |
21 ч. |
4 ч. |
1 ч. |
8. |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе |
15 ч. |
|
1 ч. |
9. |
Резерв |
6 ч. |
|
|
|
Итого |
204ч. |
34 ч. |
13 ч. |
Содержание тем учебного курса
5 класс
(170 +34 ч. р.р.)
Введение(2+1 ч.)
Знакомство с частями учебного комплекса по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
ВВОДНЫЙ КУРС
ОРФОГРАФИЯ (9+1 ч.)
Понятие об орфограмме. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание гласных и,а,у после шипящих. Правописание безударных гласных в приставках. Правописание парных, непроизносимых и удвоенных согласных.
Умения и навыки:
-
уметь различать звук и букву, распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применить правило.
-
уметь подбирать проверочные слова при проверке безударных гласных, проверяемых ударением;
-
уметь проверять согласные, находящиеся в слабой позиции
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (21+3 ч.)
Части речи. Самостоятельные в служебные части речи. Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание надежных окончаний.
имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Неопределенная форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ь в глаголе 2-го лица ед. ч.
-Ться и -тся в глаголах.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными. Союз. Союзы и, а. но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы(б), ли(ль), же(ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Умения и навыки:
-
понимать термин ИНФИНИТИВ;
-
знать вопросы частей речи;
-
уметь опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах;
-
уметь находить орфограммы— гласные буквы в корне и приставке и орфограммы — согласные (звонкие и глухие, непроизносимые);
-
уметь узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), знать их морфологические признаки и роль в предложении.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (46+11 ч.)
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Синтаксис как раздел грамматики.Связь синтаксиса и морфологии.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при выражении именем существительным в им. п.).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство.)
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении. Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение
Сложносочинённые предложения.
Сложноподчинённые предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).
Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях).Оформление диалога на письме.
Умения и навыки:
-
уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске;
-
уметь использовать повествовательные и вопросительные предложения (как пункты плана высказывания);
-
уметь находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в им. п. или прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
-
уметь отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
-
использовать навык совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
-
производить синтаксический и пунктуационный разбор (в практических целях).
ОСНОВНОЙ КУРС
Основные разделы науки о языке. Понятие о литературном языке. Нормы литературного языка (2 ч.)
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. ОРФОЭПИЯ. (19+3 ч.)
Звуки речи. Орфоэпия как наука о языке. Соотношение звука и буквы.
Звуки речи и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией
Правописание слов с непроизносимыми согласными. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Алфавит.
Гласные и согласные звуки.
Слог.
Правила переноса слов.
Ударение. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения.
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Безударные гласные в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.
Значение букв Е,Ё,Ю,Я. Правописание разделительных знаков Ъ и Ь.
Правописание гласных после шипящих. Правописание Ь после шипящих на конце слов. Правописание Ы-И после Ц.
Умения и навыки:
-
иметь представление об орфоэпии как разделе науки о языке;
-
знать предмет изучения фонетики и графики;
-
уметь слышать и различать звуки и буквы;
-
уметь акцентировать ударные слоги;
-
использовать умение в соответствии с принятыми номами обозначать звуки речи на письме; пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарём.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. (43+11 ч.)
Понятие о морфемике. Основа слова и окончание. Корень слова. Виды морфем. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания
Приставки, суффиксы.
Словообразование. Правописание сложных и сложносокращённых слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней слов с чередованием гласных А— О. Возможность исторических изменений в составе слова. Этимологические словари русского языка.
Правописание корней с чередованием гласных Е — И.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на З (С).
Правописание приставок рос- (рос-), раз- (рас-).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-.
Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах.
Умения и навыки:
-
знать основные морфемы слова, способы словоизменения;
-
уметь осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
-
подбирать родственные слова для решения практических задач (осмысление значения слова, обогащение активного словаря, культуроведческий анализ слова, выразительность речи,правописание и др.);
-
производить этимологический анализ слова в практических целях (включая общепознавательный, культуроведческий аспекты);
-
уметь пользоваться словообразовательным и этимологическим словарями;
-
использовать приобретенные знания и умения, чтобы видеть орфограммы в разных морфемах и применять изученные орфографические правила.
ЛЕКСИКА. (17+4 ч.)
Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова.
Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Омонимы. Различение омонимов и многозначных слов в речи.
Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Антонимы. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Жаргонизмы.Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях.
Архаизмы. Неологизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в тексте.
Заимствованные слова. Старославянизмы.
Фразеология как раздел лексикологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления.
Умения и навыки:
-
иметь представление о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке;
-
знать назначение, структуру, содержание словарной статьи;
-
уметь использовать разные способы толкования слова, пользоваться словарями;
-
уметь подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;
-
уметь выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
-
использовать приобретенные знания и умения для совершенствования текста, устраняя неоправданный повтор при помощи синонимов;
-
обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их.
Повторение (7 ч.)
Резерв (6 ч.)
Развитие речи
(34 ч)
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.
У м е н и я и навыки:
-
знать характеристику основных стилей речи;
-
иметь представление о повествовании, описании и рассуждении;
-
уметь анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
-
уметь выразительно читать тексты: определять и соблюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово предложении логическим ударение;
-
уметь озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
-
уметь подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной в письменной форме с сохранением стиля речи;
-
использовать приобретённые знания и умения, чтобы самостоятельно строить высказывание (повествование, описание).
Резерв (2 ч.)
Контроль уровня обученности
Контрольная работа
Контрольный диктант по теме «Вводный курс»
Синица.
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная шапочка. Это же синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.
Много разных жучков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших садов.
(По Г. Скребицкому) (94 слова)
Грамматические задания.
1. Озаглавить текст.
2. Перечислить, какие части речи имеются в 1-м предложении (I вариант) и в предложении «Увидит зорким глазом добычу, схватит её и съест». (II вариант).
3. Разобрать слова по составу: наносят, фруктовых, грудка (I вариант); разломишь, маленький, жучками (II вариант).
4. Подчеркнуть орфограммы в словах: вред, плоды, на дереве (I вариант); клюв, на головке, садам (II вариант). Объяснить правописание слов.
Контрольная работа
( после темы «Повторение изученного по глаголу»)
Диктант с дополнительными заданиями.
Ночь под белой луной.
Засыпает(3) станица. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.
Мошки бьются в стекло. Ветер чуть раскачивает (3) тонкую паутинку(3) под окном, но большой паук в паутине(3) упрямо не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы и наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь, она щедро считает годы. Лягушки пытаются перекричать ее.
Луна забирается в яблоневый сад, и деревья в саду становятся белыми.
Но вот звуки умолкают. Наступает тишина, какая бывает только перед рассветом. (По В. Бурлаку).
Дополнительные задания.
1. Укажите части речи в третьем предложении.
2, Произведите разбор слов в соответствии с указанными нал ними индексами.
3. Подчеркните главные члены в предложении Рыжий кот…
Контрольная работа
(После изучения темы «Второстепенные члены предложения»)
Диктант с дополнительными заданиями.
В зимнем лесу
Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима (7).
Гуляет вьюга. В лесу всё тонет под белым покровом. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь(2) знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега (4). Перешёптываются на ветру длинные косы берёз.
Прячутся (6) в норку ежи, укрываются(2) от мороза белки в зимние гнезда.
Плохо зимой птицам. Они часто погибают(6) от холода и голода. Как им помочь?
Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы- наши друзья (7). Помогайте им!
Дополнительные задания.
1. Начертите схему предложения, достаточную для объяснения постановки тире в нем.
2. Произведите все виды разбора, обозначенные в тексте цифровыми индексами.
Контрольная работа
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» (резерв)
1. Определить подлежащее в предложениях.
а) Враги нам лучшие друзья... (Г. Державин)
б) О чём ты воешь, ветр ночной? (Ф. Тютчев)
в) Что ветры мне и сине море? (Г. Державин)
2. Определить сказуемое в предложениях.
а) Кто ж этот путник? (М. Ю. Лермонтов)
б) У лисы хвост мягкий, пушистый.
в) Адонис — растение полезное.
3. В каком предложении грамматическая основа выражена следующим образом: числ.+ сущ. глаг.?
а) Однажды в столицу приехали двое обманщиков.
б) двум хитрецам отвели большую комнату.
в) Оба министра ни в чём не сознались.
4. Разобрать синтаксически предложения. Начертить схему предложений.
а) В огромном сборочном цеху висят моторы наверху.
б) С горы спускаются к реке рысцою лёгкой кони.
5. Списать. Расставить знаки препинания в предложениях. Составить схемы, достаточные для объяснения пунктограмм.
а) От дома от деревьев и от голубятни и от галереи от всего побежали далеко длинные тени. (И. Гончаров)
б) В Обломовке верили всему и оборотням и мертвецам.
(И. Гончаров)
6. Определить предложение с неправильной пунктуацией при обращении. Выписать его, расставить правильно знаки препинания.
а) Кто волны, вас остановил? (А. Пушкин)
б) Жученька, Жучок, беленькие ножки, шёлковый хвостик, пусти погреться
7. Составить схемы предложений.
а) На небе ярко сверкнула звёздочка, и в окнах домов замелькали огоньки.
б) Я не боялся пчёл, потому что дед научил меня тихо ходить по пасеке.
Контрольная работа
Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография».
I вариант.
1. Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?
2. Можно ли говорить, что в слове мышь мягкий знак смягчает букву ш? Почему?
З. Запишите два слова, в которых буква о обозначает звук [а].
4.Запишите два слова, в которых букв больше, чем звуков.
5. Запишите два слова, в которых мягкий знак не обозначает мягкость согласных.
6. Каких звуков - звонких или глухих согласных - больше в слове вкусный?
7. Сколько звуков и букв в словах соль, Юля?
8. Произведите фонетический разбор словавдруг.
9. Запишите названия букв ч, ф, л, к.
10. Поставьте ударения в словах алфавит, премировать, каталог.
II вариант
1. Какие буквы в русском языке обозначают два звука?
2. Можно ли говорить, что в слове конь мягкий знак смягчает букву н? Почему?
З. Запишите два слова, в которых буква Б обозначает звук [п].
4.Запишите два слова, в которых меньше, чем звуков.
5. Запишите два слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость согласных.
6. Каких звуков - звонких или глухих согласных - больше в слове прелестный?
7. Сколько звуков и букв в словах ёлка, куль?
8. Произведите фонетический разбор слова вокруг.
9. Запишите названия букв щ, х, н, й.
10. Поставьте ударения в словах баловать, договор, начал.
Контрольная работа
Контрольный диктант (После изучения темы «Чередование гласных»)
Старый тополь.
Огромный сад был заброшен. Я нанял работников, и на заре загорелые люди с топорами и лопатами.
Больше всего разрослись и глушили другие деревья тополь и черемуха. Полянка за прудом вся покрылась ростками тополей, и я велел их рубить. Когда топор касался молодых росточков, мне становилось жалко их. Один тополек особенно привлек мое внимание. Он всеми силами упирался и как бы говорил: «Хочу расти под солнцем!
Я полагал, что ростки вытягивают сок из старого тополя, а вышло другое. Старый тополь давно умирал, знал это и передавал свою жизнь в отростки. Потому они так скоро разрастались.
Это были дети старого тополя.
Дополнительные задания.
1. Произведите морфемный разбор слов работников, разрастались, передавал.
2. Обозначьте орфограмму корня в словах росточков, внимание.
3. Подберите родственные слова к словам полянка, загорелые.
4. Подчеркните грамматические основы в сложносочиненных предложениях (по выбору учащихся).
Контрольный диктант по теме "Словообразование"
Ночлег в лесу
Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.
Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.
Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.
Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.
(102 слова)
(По А.Зуеву.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.
2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.
2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – побежали, съестное;
2 вариант – отужинали, рассвет.
4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении. Контрольная работа
Тест по теме «Морфемика»
1.Какая основа в слове «пригодиться»?
2. Укажите слово, не имеющее окончания.
3. Слова каких частей речи не имеют окончаний, так как не изменяются по падежам, родам и т.п.?
1) Глагол.
2) Местоимение.
3) Наречие.
4.Укажите слово с нулевым окончанием.
1) Озноб
2) Над
3) Наугад
5. В каком слове —ЕЙ является окончанием?
1) Ручей.
2) Ножей.
3) Воробей.
6.В каких словоформах —ОЙ входит в состав основы?
1) Конвой.
2)Живой.
3)Отвагой.
7. Какие слова являются однокоренными?
1. Запах, пахарь, пахать, пахнуть, пахучий.
2. Краса, красивый, краска, украшение, красильня.
8. Какое слово имеет приставку?
1) доблесть.
2) довезтп.
3) высота.
4) выстрел.
9. Какую приставку имеют слова?
1. Отапливать, отоварить, отощать.
А) От-.
Б) О-.
2. Подарок, подарить, побелить.
А) По-.
Б) Под-.
10. Одинакова ли приставка в словах «надавить, надоить, нашить»?
1. Да.
2. Нет.
11. Какие приставки имеют значение высшей степени качества, проявления признака?
1. При-, над-.
2. Пре-, сверх-.
12. Какое слово и какой суффикс соответствуют выражению следующих лексических значений?
1. Заботящийся о своем доме, материальном благополучии, достатке.
А. Домашний (-ашн-).
Б. Домовитый (-овит-).
В. Домовой (-ов-).
2. Обладающий сильным звонким голосом.
А. Голосистый (-ист-).
Б. Голосовой (-ов-).
13. Укажите слова, в корне которых есть исторические чередования.
1. Двигатель.
2. Пожарить.
3. Шуметь.
4. Разнимать.
Итоговый контрольный диктант по курсу 5 класса
Березовый лес. Листья вверху. Листья внизу. Они светят и утром, и днем, и в потемках. Сегодня солнце тусклее и ниже, но оно еще бодрит. Хорошо под его лучами!
На склоне старого леса в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Собирай!
Под косогором сквозь зелень кустов синеет вода. Над речкой в зарослях острой травы раздается испуганный всплеск. Вот над березовой рощей взмыло стадо гусей. Белокрылые, рослые, они поднимаются в глубину сквозного синего неба. Улетают на целую осень. На целую зиму. До свидания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с талой водой на реке.
(По С. Багрову)
(98 слов) Задания к тексту :
1) С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое - текст?
- какую роль в тексте играют слова с переносным значением?
- с помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
- докажите, что этот текст является не описанием, а повествованием;
- какова роль эпитета в этом тексте?
2) Графически объясните орфограммы в словах этого текста, схемами - знаки препинания;
- выполните синтаксический разбор выделенного предложения; морфологический разбор слов: в шляпках, березовой (рощей); фонетический разбор слова осень.
Перечень учебно-методических средств обучения
для учащихся:
1. В.В.
Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 — 9 классы. М.:
Дрофа . 2005 г
2. Русский язык: Практика. 6 класс. Под редакцией Купаловой А.Ю. —
М: Дрофа, 2009
3. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. — М: Дрофа, 2005
4. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995
6. Вартаньян З.А. Путешествие в слово. — М., 1987
7. Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 5 класс. — М.: Дрофа, 2005
8. Лайло ВВ. Проверь себя. Русский язык. 5 класс. М.: Дрофа, 2005
9. Леденева ВВ. Русский язык. Лексика. Тематическая тетрадь. — М.: Дрофа, 2005
10. Леденева В.В. Русский язык. Фонетика. Тематическая тетрадь. — М.: Дрофа, 2005
11. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
12. Шаповалова Т.Е. Морфемика и словообразование. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
13. Канафьева АВ., Леденева ВВ. Русский язык. Имя существительное. Тематическая тетрадь. — М.: Дрофа, 2005
для учителя:
1. Закон РФ
«Об образовании».
3. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по
учебным предметам федерального базисного учебного плана».
4.Письмо Минобразования России от 20.02. 2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».
5. Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений
Курганской области, реализующих программы общего образования.
6.Л.Г. Бобкова. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине.
Методические рекомендации. ИПКиПРО Курганской области. Курган, 2005г.
7.Разработка рабочей программы по учебному предмету «Русский язык».
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы\
Авт.- сост. О. Г. Шаврина, Л.Г. Бобкова / ИПКиПРО Курганской области.-
Курган, 2006.
8. Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. — М: Дрофа, 2005
9. Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова ЛЮ. — М.: Издательство АСТ, 2002
10. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. /Под ред. А.Ю.Купаловой. — М.: Дрофа, 2005
11. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. — М.: Дрофа, 2004
12. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. — М.: Дрофа, 2005
13. Шипицына Г.М., Петровская СО., Черников И.Н. Русский язык. Дидактические материалы. -. М.: Дрофа, 2005
14. Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. — М.: Дрофа, 2005
15. Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007
16. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2005
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
-
CD «Большая Советская энциклопедия»
-
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
-
1С Репетитор. Русский язык.
-
1С Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ 2006
-
1С Репетитор. Тесты по пунктуации
-
СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.
-
СD Конструктор тестов. Тренажёр.
-
СD «Энциклопедия русского языка»
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
-
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html
Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/
Русское письмо http://character.webzone.ru
Редактор.ru http://www.redactor.ru/
Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm
Словесник http://www.slovesnik.ru
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Литература
Учебное и учебно-методическое
обеспечение:
для учащихся:
1. В.В.
Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 — 9 классы. М.:
Дрофа . 2005 г
2. Русский язык: Практика. 6 класс. Под редакцией Купаловой А.Ю. —
М: Дрофа, 2009
3. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. — М: Дрофа, 2005
4. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995
6. Вартаньян З.А. Путешествие в слово. — М., 1987
7. Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 5 класс. — М.: Дрофа, 2005
8. Лайло ВВ. Проверь себя. Русский язык. 5 класс. М.: Дрофа, 2005
9. Леденева ВВ. Русский язык. Лексика. Тематическая тетрадь. — М.: Дрофа, 2005
10. Леденева В.В. Русский язык. Фонетика. Тематическая тетрадь. — М.: Дрофа, 2005
11. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
12. Шаповалова Т.Е. Морфемика и словообразование. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
13. Канафьева АВ., Леденева ВВ. Русский язык. Имя существительное. Тематическая тетрадь. — М.: Дрофа, 2005
для учителя:
1. Закон РФ
«Об образовании».
3. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по
учебным предметам федерального базисного учебного плана».
4.Письмо Минобразования России от 20.02. 2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».
5. Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений
Курганской области, реализующих программы общего образования.
6.Л.Г. Бобкова. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине.
Методические рекомендации. ИПКиПРО Курганской области. Курган, 2005г.
7.Разработка рабочей программы по учебному предмету «Русский язык».
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы\
Авт.- сост. О. Г. Шаврина, Л.Г. Бобкова / ИПКиПРО Курганской области.-
Курган, 2006.
8. Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. — М: Дрофа, 2005
9. Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова ЛЮ. — М.: Издательство АСТ, 2002
10. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. /Под ред. А.Ю.Купаловой. — М.: Дрофа, 2005
11. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. — М.: Дрофа, 2004
12. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. — М.: Дрофа, 2005
13. Шипицына Г.М., Петровская СО., Черников И.Н. Русский язык. Дидактические материалы. -. М.: Дрофа, 2005
14. Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. — М.: Дрофа, 2005
15. Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007
16. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2005
23