Материалдар / Классный час «Школьный буллинг и его профилактика».

Классный час «Школьный буллинг и его профилактика».

Материал туралы қысқаша түсінік
1. Формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как травля, буллинг, психологическое насилие. 2. Развитие навыков выхода из ситуаций травли. 3. Воспитание толерантного отношения к сверстникам. 4. Развитие навыков межличностного взаимодействия. Форма проведения: классный час с элементами тренинга
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: «Школьный буллинг и его профилактика».

Цель: профилактика буллинга в школьной среде.  

Задачи:

  1. Формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как травля,  буллинг, психологическое насилие

  2. Развитие навыков  выхода из ситуаций травли.

  3. Воспитание толерантного отношения к сверстникам.

  4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.

Форма проведения: классный час с элементами тренинга

Оборудованиекомпьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с надписями

Ход занятия


  1. Вводная часть

Учитель: 

- Доброе утро, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Хорошего нам настроения и успехов! 

Все ли готовы к занятию? Тогда вперед!

Ребята, давайте вспомним правила работы группы: 

Мы всегда помогают друг другу 

На занятии все относятся друг к другу с уважением;

 – Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга 

Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует.

  1. Основная часть

Ребята, прежде, чем мы определим тему нашего занятия, я хочу показать вам отрывок из старого мультфильма, который вы все хорошо знаете.

Демонстрация отрывка из мультфильма «Гадкий утенок» (2-3 мин)

Классный руководитель: Итак, ребята, кто вспомнит, как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)

Классный руководитель: Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

Классный руководитель: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.

-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)

  К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и  постоянно дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют. 

 – Определите из всего сказанного тему нашей беседы (дети высказывают свои предположения). Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас сегодня? Правильно, о травле или другое название этого явления – буллинг. 

Работа с понятиями. 

Учитель: С травлей вы все сталкивались неоднократно. К сожалению, классы, где кого-то травят, встречаются чаще, чем классы, в которых все живут дружно. Давайте подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?

Ответы детей. (Когда кого-то постоянно обижают, оскорбляют, с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом, когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи, когда кого-то толкают, бьют, унижают, угрожают)  – это называется травля.

Итак, буллинг – это притеснение, травля, дискриминация. Произошло оно от английского слова «bully», что означает хулиган, драчун, задира, грубиян. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек или группа физически угрожает другому, более слабому человеку или группе лиц. Это не случайная драка, так как буллинг отличается регулярностью повторов. Жертвой буллинга становятся те, кто отличается от других: более слабый в эмоциональном или физическом плане, имеет особенности внешности или характера.


Демонстрация презентации (Гульмаржан и Дана)


Упражнение « Мы одинаковые и мы разные»

Учитель предлагает встать определенную группу:

- ученики, имеющие голубые глаза;

- те, кто родился летом;

- те, в чьем имени 5 букв;

- те, кто родился под знаком «рыбы»;

- те, кто любит рисовать;

- те, кто любит животных и имеет их дома…

Теперь мы легко можем сделать вывод о том, что, несмотря на то, что мы разные, у нас есть очень много общего. Это подчеркивает разнообразие нашего мира. Мы похожи на радугу, если бы она имела лишь один цвет, то перестала бы нас удивлять и восхищать. Наши отличия – это не повод для буллинга.

Основная часть урока

Травля более слабого показывает неполноценность того человека, который нападает, за агрессивным поведением скрывается неполноценная личность.

Подскажите, как и в чем проявляется агрессия в буллинге? (Ответы детей)

Мы вместе с вами выделили основные формы агрессии, это:

- негативные высказывания по поводу внешности, а так же в адрес родителей ученика;

- угрожающие жесты или выражения;

- унижение ученика, который не успевает/преуспевает в учебе;

- оскорбление другого человека унизительными, а иногда даже нецензурными словами.


Упражнение «Ярлыки»

Учащимся предлагается встать в круг, и наклеить на соседа слева распечатки слов: «ленивый», «злой», «неудачник», «равнодушный», «бездельник», «балбес», «безответственный», «несерьезный», «драчун», «прогульщик».

Далее, обсудить с участниками упражнения, нравится ли им такая наклейка? Почему не нравится? (Обсуждение)

Хотят ли они от нее избавиться? (Обсуждение)

А теперь давайте, разберемся, кто становится буллером.

Как правило, это:

- те, кто претендует на роль лидера в классе, они активные и общительные;

- те, кто проявляет агрессию, используя для самоутверждения безответную жертву;

- те, кто стремится быть в центре внимания;

- учащиеся, делящие всех на "своих" и "чужих";

- те, кто не научился самоконтролю и не умеет отвечать за свое поведение.

Поэтому, мотивами буллинга являются:

- стремление выглядеть круто, быть в центре внимания;

- стремление разрядиться, «приколоться», удивить;

- чувство неприязни, желание унизить, запугать непонравившегося человека;

- зависть или месть (наказать «обидчика» за боль и причиненные страдания);

- борьба за власть,  нейтрализация соперника через показ преимущества над ним,  самоутверждение.

Упражнение «Агрессор»

Ученикам предлагается встать в круг, плечом к плечу, лицом в центр. Учитель выступает в роли «агрессора». Участникам предлагается закрыть глаза и сосредоточиться на ощущениях. Агрессор поочередно толкает участников.

- Что вы почувствовали? Это было неприятно?

Итак, в вашем классе появился агрессор. Я даю вам 5 минут для того, чтобы найти стратегию правильного поведения. Вам необходимо противостоять агрессору. Я не знаю, что предпримете вы, но через пять минут вам необходимо снова встать в круг и закрыть глаза.

Упражнение повторяется несколько раз, нужно, чтобы ученики самостоятельно нашли решение. Если им это не удастся, то подсказку дает психолог. Выход следующий, надо агрессора «затащить» в центр круга или поставить в круг, сделав участником коллектива.

- В этом упражнении мы рассмотрели ситуацию. Когда одному человеку противостоит целый коллектив. А если ситуация складывается наоборот, и один человек вынужден противостоять группе? Что, на ваш взгляд, испытывает жертва буллинга? (Ответы учащихся).

Жертвы буллинга испытывают следующие эмоциональные состояния:

- обиду и раздражительность;  

- неустойчивое подавленное настроение;

- страх или эмоциональное напряжение при появлении ровесников.

Последствиями буллинга являются психологические травмы. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида. Взрослые люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут, рассказывая о своих болезненных переживаниях, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки.

И, наоборот, у школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

Что же нужно делать, если кто-то из ваших знакомых проявляет агрессивное поведение в адрес другого человека?

Необходимо сделать следующее:

- старайтесь не допускать насмешки и пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;

- больше общайтесь друг с другом, организовывайте классные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.;

- дайте возможность наиболее активным ученикам проявить себя и самоутвердиться;

- следует избегать высмеивания одноклассников в ситуации их неудач.

Показ видеоролика (Аяулым и Жаннур)

Заключительная часть

Упражнение «Письмо»

Учитель предлагает на листе бумаги начертить пять колонок. Название первой колонки – «Гнев», вторая колонка называется «Печаль», третья колонка «Страх», четвертая «Сожаление» и пятая «Любовь».

В каждой колонке учащимся предлагается написать, почему они испытывают эти чувства по отношению к другому человеку, а так же о своих пожеланиях на будущее.

Это упражнение помогает нам взглянуть со стороны на свои проблемы, а так же увидеть пути их решения.

Остается только подвести итог: в нашей жизни нет одинаковых людей. Мы все разные, но все же похожи друг на друга. Умение уважать чужое мнение, строить позитивные взаимоотношения, дружить помогает нам исключить понятие «буллинг» из нашей жизни.

Рефлексия: встаньте в круг и произнесите свои пожелания присутствующим ученикам.

Спасибо за работу!



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ