Материалдар / Ключевые компетенции педагога в рамках профессиональной деятельности
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ключевые компетенции педагога в рамках профессиональной деятельности

Материал туралы қысқаша түсінік
В данной статье описаны рефлексивная, проектировочная, информационная коммуникативная, социальная компетенции, которые сопровождаются развитием межкультурных качеств, необходимых учителю для адаптации в рамках профессиональных и универсальных сообществ.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
20 Желтоқсан 2021
304
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Ключевые компетенции педагога в рамках профессиональной деятельности


Емберді Әлия Акбарқызы

Специализированная школа-гимназия №90 для одаренных детей г.Шымкент


Процесс современной оценки подготовки педагогических кадров делает основной акцент на компетентностный подход, направленный на развитие профессионализма, компетентности, творческое развитие личности учителя. Профессиональная компетентность включает личностную ориентацию профессиональной деятельности учителя, умение ставить и решать задачи своей профессии.

Вышеизложенное требует от учителей владения профессиональными ключевыми компетенциями, которые, по мнению В.А. Сластенина, «выражают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности» [1; 117-118]. А.К. Маркова считает, что «ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, свойства (качества) личности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности» [2; 192].

Ключевые компетенции трактуются нами как универсальные, межкультурные и межотраслевые умения и способности, необходимые специалисту для адаптации и продуктивной деятельности, как в рамках профессиональных сообществ, так и вне профессиональной сферы, которые являются для него «ключом к успеху» в современном мире. К данному виду компетенций мы отнесли: рефлексивную, проектировочную, информационную коммуникативную, социальную компетенции.

В связи с этим остановимся на каждой из ключевых компетенций подробнее.

1. Рефлексивная компетенция связана с интегральной, неотъемлемой способностью педагога оценить свой труд в целом. Речь идет об умении увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами. Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма, результативности своей деятельности, от частного к целому. По мнению Н.В. Кузьминой, самопознание педагога представляет собой процесс решения определенной совокупности рефлексивных гностических задач, способствующих адекватному восприятию и пониманию педагогом различных сторон своей личности и деятельности [3; 47]. Педагогическая рефлексия в методической деятельности – это процесс последовательных действий от затруднения к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия – комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности [4; 176].

2. Проектная компетенция – способность выполнять обобщенный алгоритм проектирования: выдвигать идею, выделять проблему, определять цели и формулировать задачи их решения, осуществлять обоснованный выбор оптимальных способов и средств решения задач; разрабатывать проектное задание; планировать совместную работу и распределять обязанности в проекте, оформлять результаты и др. Управление проектами становится одним из важнейших критериев профессиональной компетенции. Сегодня переменам подвержен весь деловой мир, и любая работа заключается в создании проектов, инициирующих эти перемены [5; 84].

3. Информационная компетенция педагога предполагает, кроме наличия специальных и профессионально-педагогических знаний и способов мышления, владение специальными умениями получать, обрабатывать и использовать необходимую информацию в процессе профессиональной деятельности [6; 180; 43].

4. Коммуникативная компетенция характеризует особенности коммуникативной деятельности педагога, специфику его взаимодействия с коллегами. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических целей. Коммуникативная компетенция включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. К ним относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности педагога; способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения; умение встать на другую точку зрения и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком [6; 112].

5. Социальная компетенция является показателем осознания социальной значимости повышения уровня методической подготовки, способности взять на себя ответственность за предложенные новые методические подходы и их реализацию, проявление сопряженности личных интересов с потребностями конкретной образовательной организации. Одним из перспективных механизмов овладения педагогами ключевыми компетенциями в процессе профессиональной подготовки является контекстно-проектное обучение, поскольку в этом заключается его целевое назначение. В процессе учебной проектной деятельности учителя последовательно осваивают проектировочную, информационную, коммуникативную и социальную компетенции. Протяженность циклов, а также эффективность проектного обучения определяют целый ряд факторов. В их числе – сформированность у педагогов следующих навыков и умений, составляющих основу развития ключевых компетенций – результатов допроектной подготовки:

1. Умения использовать правила коллективно-групповой работы, оценки и выбора приоритетных идей, коллективной и групповой дискуссии, работы в сотрудничестве, совместной работы в группе; способы и средства выявления проблемы, анализа и планирования ее решения, а также чтения научной литературы и маркирования информации.

2. Умения работать с информацией: понимать информацию, представленную в виде диаграммы, схемы, формулы, таблицы; вести ее поиск по каталогам и контекстный поиск в гипертексте; отбирать актуальную и необходимую информацию, ее структурировать, интерпретировать, свертывать, выделять главное; критически оценивать и воспроизводить информацию, необходимую для решения учебных заданий; передавать информацию в письменной форме и обеспечивать упорядоченное ее хранение; передавать информацию в устной форме: выступать с научной информацией; визуально презентовать итоги учебной работы.

3. Владение коммуникативными навыками: осуществлять эффективное взаимодействие в команде; осуществлять устное общение: вести диалог и полилог; слушать и принимать во внимание то, что говорят другие; выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Выводы по актуальности проблемы формирования ключевых компетенций связаны с вызовами современного общества: конкурентоспособность учителей, обладающих такими качествами личности, которые бы обеспечивали его профессиональную компетентность.

Совершенствование подготовки учителей на современном этапе связано с развитием ключевых компетенций, к которым отнесены: проектировочная, коммуникативная, информационная, социальная, рефлексивная. Процесс освоения обозначенных компетенций сопровождается развитием межкультурных и межотраслевых способностей, необходимых учителю для адаптации в рамках профессиональных и универсальных сообществ.

4. Контекстно-проектное обучение доказательно рассматривается в качестве перспективного механизма формирования ключевых компетенций учителя: в этом заключается его целевое назначение. Определены последовательность формирования ключевых компетенций и признаков их проявления на отдельных этапах и в циклах проектного обучения; эффективность освоения будущими учителями ключевых компетенций в процессе проектного обучения определяется сформированностью общеучебных навыков и умений – результатов допроектной подготовки.

Список литературы

1. Сластёнин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя / В.А. Сластёнин. – М.: Педагогика, 2000. – 180 с.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Просв., 1996. – 192 с.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 2000. – 117 с.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.

6. Тимирясова В.Г. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза / В.Г. Тимирясова. – Казань: Талигмат, 2001. – 112 с.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!