Современнный урок: проблемы, подходы,
решения.
Современный
урок: проблемы, подходы,
решения.
« Урок – это зеркало
общей и
педагогической культуры
учителя,
мерило его
интеллектуального богатства,
показатель его
кругозора, эрудиции»
В.А.
Сухомлинский
Об уроке написано множество
книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования,
появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не
свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи
лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель
и ученик. Между ними – океан знаний и рифы противоречий. И это –
нормально.
Что бы ни твердили о
компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет
капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все
рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как
был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке.
Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и
применения этих знаний. Любой урок имеет огромный потенциал
для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми
средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному
результату.
Как для учеников, так и для
учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком
понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не
теряющий связи с прошлым, одним словом –
актуальный. Актуальный [от
лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для
настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий
непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека,
насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо
этого, если урок – современный, то он
обязательно закладывает основу для
будущего.
В школе я работаю 12 лет, с
каждым годом требования к урокам меняется.
Каковы же особенности
современного урока.
Современные
подходы к уроку: личностно-ориентированный,
деятельностный, компетентностный
Ситуация современного урока
- это ситуация расставания с
уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной
регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников,
подчиняющихся учителю, и встреча с
уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но
не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего
свободный урок.
Урок – это работа души и
тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к
самому, а также учителя к своей собственной
личности.
Цели современного
урока:
Цели деятельности
учителя: цели,
ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД;
предметные цели
Цели деятельности
учащихся
Виды
УУД:
-
личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную
ориентацию детей: знание моральных
норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость,
ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими
чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть
нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на
вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные
знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему
школьнику организацию учебной
деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того,
что уже известно и усвоено, и того, что ещё не
известно;
-планирование как способность самостоятельно определять
последовательность выполнения действий;
-
контроль как способность
сличения способа действия и его результата с заданными
эталонами;
-
саморегуляция как способность
начинать и заканчивать учебные действия в нужный
момент;
- коррекция как
способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих
действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как
способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно
усвоить, способность осознать уровень
усвоения.
Коммуникативные
- планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной,
групповой или коллективной работе);
-
умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли;
- умение разрешать
конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на
себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора
необходимой информации, ее структурирования; моделирования
изучаемого содержания, логические действия и операции, способы
решения задач.
Нетрадиционные виды
уроков
1. «Концерт», «спектакль»,
«литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей»,
«турнир»,
2. «презентация», «круглый
стол», «аукцион»
3. Кино-, теле-,
видеоуроки
4. Уроки самоопределения,
уроки самореализации
5. Урок-дискуссия, урок
проблемных поисков, урок интеллектуальных
раздумий
7. Модульный
урок.
Дидактические требования
к современному уроку:
• четкое формулирование образовательных задач в целом и их
составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными
задачами. Определение места в общей системе уроков;
• определение оптимального содержания урока в соответствии с
требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня
подготовки и подготовленности учащихся;
• прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний,
сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных
его этапах;
• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом
этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на
уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
•реализация на уроке всех дидактических принципов;
•создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к
уроку:
Психологическая цель урока:
1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного
учебного предмета и конкретного урока;
2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения
темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического
воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие
учащихся.
Организованность
учащихся:
1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень
умственного развития;
2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих
обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и
фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей
учащихся:
1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями учащихся;
2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Каждый учитель должен строить свой урок по своему, исходя из этих
требований. Укаждого учителя свой стиль урока, свои
подходы.
Учить детей сегодня
трудно,
И раньше было
нелегко.
Читать, считать, писать
учили:
«Даёт корова
молоко».
Век XXI – век
открытий,
Век инноваций,
новизны,
Но от учителя
зависит,
Какими дети быть
должны.
Желаем вам, чтоб дети
в вашем классе
Светились от улыбок и
любви,
Здоровья вам и творческих
успехов.
Литература:
-
В.А. Сухомлинский Сердце
отдаю детям.- М.: Просвещение 1989.
-
Боброва Л.И. Современный
урок и мультимедийные средства / литература в школе-2008 №3-с.
48-50.
-
Бабанский Ю.К. Методы
обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: Просвещение
1985.
-
Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.
Полат. – М., 2000.
-
Чуракова, Р.Г. Технология и
аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г.
Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112
с.
-
Щуркова, Н.Е. Культура
современного урока / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной
институт усовершенствования учителей, 1997. –
114с.
-
Зотов, Ю.Б. Организация
современного урока: Книга для учителя Ю.Б. Зотов. – М.:
Просвещение, 1984.- 144 с.