Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ИМЯ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУР»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ИМЯ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУР»
Программное содержание:
-
углублять представление ребенка о себе;
-
познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (т.е. именем);
-
продолжить работу над этимологией казахских и русских имен, их историческую значимости;
-
помочь детям раскрыть более широкое и глубокое понимание значения имени как имя – название. Воспитывать умение договариваться между собой, работать сообща.
Материал: портреты Петра1, Абылайхана, шкатулка, иллюстрации животных и человека, эмблемы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации портретов Абылай-хана, Петра 1, знакомство с жизнью двух великих монархов. Беседа о происхождении имен. Работа с родителями: оформление мини-альбомов «Тайна имени вашего ребенка».
Ход занятия:
Ребята, хочу вам показать волшебную шкатулку. Если вы ее откроете, то увидите там очень доброго, внимательного человечка. А потом скажите, как его зовут.
Шкатулка.
- Как зовут твоего человечка?
Я очень рада, что этим добрым человечком оказались именно вы. Не случайно вы назвали свои имена, потому что тема нашего сегодняшнего занятия так и называется «Имена».
На прошлом занятии мы говорили о наших с вами именах. Мы знаем, что они означают. Сегодня я вам предлагаю узнать историю других имен.
В чем тайна. Собственное имя
Пусть не впечатано в гранит,
Но в сочетании с другими
Твое отличие хранит.
Оно сливается с тобою,
Хотя подходит не всегда
Оно становится судьбою
На все грядущие года.
- На этой огромной планете нет человека, у которого не было бы имени.
- Ребята, а как вы думаете, зачем люди придумали имена?
- Сен қалай ойлайсың?
- Чтобы тебя никто не называл эй.
- Чтобы не быть безымянным (и т.д.).
Действительно, у каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Можно спросить «Тебе здесь нравиться?». Вопрос прозвучит в пустую. А можно так: «Настя, тебе здесь нравиться?». Вы сразу поймете, что вопрос я задала именно Насте. Имена могут быть древними и совсем новыми. По имени можно определить откуда человек родом, о чем мечтали его родители, ведь у каждого имени есть смысл.
- Ребята, я вам приготовила несколько картинок-загадок. Скажите. Пожалуйста, как эта картина, и все что нарисовано, связано с темой нашего занятия. А имен с именами? Что здесь нарисовано?
- Лев –орысша, қазақша қалай болады? (арыстан)
Тигр – жолбарыс
Ласточка – қарлығаш
Лебедь – аққу
Ягненок – қозы
Марал – марал
Верблюжонок – бота
Жолбарыс, арыстан, марал, бота, қозы – бұларды бір сөзбен не дейміз? (Жануарлар)
- Аққу, карлығаш, бүркіт бұларды бір сөзбен не дейміз?
(Құстар)
- Теперь закройте глазки и внимательно послушайте, я скажу те же слова:
Ботагөз, Арыстан, Қарлығаш, Аққу, Ақбота, Аққозы, Бүркіт
- Балалар, бір сөзбен бұларды не дейміз? Что это?
(имена)
- Совершенно верно, казахи издревле давали своим детям имена от названия какого-нибудь животного или птицы.
- Балалар, ата-аналар балаларына ат қоярда нені армандады:
- Аққу сияқты әдемі болсын деп.
- Арыстан сияқты мықты болсын деп.
- Марал сияқты әсем болсын деп.
- Бота сияқты мейірімді болсын деп.
- Қарлығаш сияқты шапшаң болсын деп и т.д
«Родилась у казахов дочь
Глазки черные, словно ночь.
Имя нужно малышке дать,
Имя дать судьбу пожелать,
Чтоб веселой и резвой была,
Назови ее Қарлығаш.
Чтобы золото в косу вплела,
Назови ее Алтыншаш
Цветом яблони – Алмагүл
Или блестящим цветком – Айнагүл
Но для внучки своей әже
Подыскала имя уже
Верблюжонок мой Ақбота
В жизни главное доброта».
- Ребята, а вы заметили, как много у казахов имен, которые начинаются о слова «ақ»
- Ақ– қазақша, орысша қалай болады?
(белый)
Ақмарал, Аққу, Ақбота, Аққозы, Ақбөне
- Как вы думаете, почему белый, а не синий, черный или красный?
- Сен қалай ойлайсың?
(Белый цвет является символом чистоты и доброты)
- Правильно, вот почему әже назвала свою внучку Ақбота, потому что в жизни главное доброта. Назвать ее таким именем, значит пожелать ей добра.
- Ребята, а в нашей группе есть мальчик, у которого очень древнее имя.
- Балалар ол баланың есімі кім? – Богдан.
Өте жақсы. Это древнее имя, состоит оно из двух слов «бог» и «данный», т.е. богом данный. Так называют детей, которых очень ждут.
- А какие имена древних рисучей, вам больше всего запомнились?
Показываю картинку
Ребята, а почему некоторые родители называли своих детей такими именами, как Неждан, Немил, Нелюбим?
- Ребята, а почему у этого человека два имени?
- одно давалось с рождения
- другое имя прозвище
- О чем могли рассказать имена – прозвища?
- о характере
- о внешности
- о профессии
- Назовите имена которые бы рассказали о внешности человека:
(о характере, о профессии)
Добряк – Красавец – Кожемяка
Молчун – Хромой – Рыбак
Говорун – Одноглаз – Кузнец
Тихоня – рыжий – Лекарь
Злюка – Чернявый – Пастух
Заика – Зубастый – Сапожник
- Ребята, а хотите я вам открою секрет. Позже и этих имен – прозвищ образовались фамилии (Пастуховой, Кузнецовой, Молчуновой)
(Телефонный звонок)
- Это звонок из Астаны. Прислали его ребята из детского сада «Айсұлу». Они попросили помочь им справиться с одним очень сложным заданием. В этих конвертах портреты тех людей, чьи имена закодированы.
Задание заключается в следующем. Нужно раскодировать имя, а затем мы скроем конверт и посмотрим правильно ли выполнили задание.
(Вкл.музыка. Дети выполняют задание)
- В разных странах наши имена будут звучать по-разному
Маша – Мария – Мари – Мариям – Марьян
Ваня – Джон – Иоганн – Гуан – Вано
- А сейчас я вам назову имена, а вы скажите от какого древнего имени произошли эти имена: Вук – Вылко – Вольфганг – Вулфил (подсказка: этим именем называли, когда хотели, чтобы ребенок был умным, смелым, смекалистым как …Волк)
- Ребята, а кто еще кроме людей имеет свое имя?
(Города, государства, птицы, насекомы, животные)
- Имена имеют не только люди, но города и животные, птицы и целые государства.
На этой огромной планете,
Безымянным никто не бывает
Будь человек или просто предмет
Каждый кто имя свое,
А кто имя – название в дар получает.
- А сейчас мы поиграем в игру «Назови правильно». Я покажу эмблему, а вы мне скажите имя – название города.
А) Астана Б) Москва В) Алматы
Государства
А) Узбекистан Б) Индия
Материки
А) Антарктида Б) Австралия В)Африка
- Теперь мы знаем что имена есть не только у людей, но и у всех предметов, у всех живых существ, которые окружают нас. Даже у нашей планеты, на которой мы живем, есть свое имя – Земля. Нужно всегда помнить, что мир имен настолько велик и разнообразен, что на своем жизненном пути вы всегда будите с ним сталкиваться каждую минуту и секунду. Еще нужно всегда помнить, что наше прошлое и наше настоящее состоит из имен, а как они впишутся в историю будет зависит от людей, от нас с вами, от наших дел и поступков.
Конспект
занятия в подготовительной группе
Тема: Сила духа богатыря и батыра.
Встреча в музейном зале.
Цель:
-
учить детей видеть историко-культурный контекст окружающих вещей;
-
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием;
-
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
-
развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Материал: макеты снаряжения казахских батыров: кольчуга, шлем, щит, копье; портреты казахских батыров и русских богатырей; скульптуры малой формы: поэт-жырау с домброй, гусляр; иллюстрации картин художника А.Дузелханова; музыкальные произведения.
Предварительная работа: чтение былин, легенд о русских богатырях и казахских батырах; экскурсии в краеведческий музей, музей изобразительного искусства; знакомство с народными музыкальными инструментами: гусли, домбра; дидактическая игра «Снаряди воина в поход».
Ход занятия:
В.: Сегодня у нас есть возможность заглянуть с вами в волшебный мир музея. Музей – это древнегреческое слово, если его перевести на русский язык, оно будет означать «Храм муз». А что вы можете сказать про музей?
О.: Музей – это место (коллекция, галерея, сокровищница, хранилища), где хранятся картины, ценные вещи, предметы быта прошлого, оружие, исторические вещи и мн. др.
В.: У каждого музея есть свое предназначение, в музеях собраны разные предметы. Как по-другому называются эти предметы?
О.: Экспонаты
В.: Для чего нужны музеи?
О.: В музее мы можем увидеть те вещи, которых нет в сегодняшней жизни, можем узнать, как жили наши предки.
(Звучит казахская мелодия)
В.: Ребята, вы слышите звуки музыки? Что вам представляется?
О.:Я представляю себе джигитом на коне.
Я представляю скачки на конях.
Я представляю бескрайнюю степь.
(Музыка тише)
В.: Много легенд и песен сложено о степи, о героях прошлого. Люди знают их имена и бережно хранят в памяти, передавая из уст в уста. В древние времена, когда часто совершались набеги, народ мечтал о спокойной и мирной жизни, о надежных и сильных защитниках. Как казахский народ называет таких защитников?
О.: Батырами.
В.: Что вы знаете о батырах?
О.: Лихие наездники, храбрецы, отважные воины, защитники народные, надежные друзья.
В.: Ребята, а как по-другому казахи называют батыров?
О.: Жүректі
В.: Великий мудрец Абай говорил о батырах, что это джигиты с пламенным сердцем. Каждый батыр должен был иметь оружие, уметь с ним обращаться. В нашем музее выставлены экспонаты -снаряжение казахских батыров. Посмотрите внимательно, что вы здесь видите?
О.: 1. Кольчуга, она служит защитой для тела.
2. Шлем – защита для головы.
3. Щит – защита (хвост жеребенка - талисман, оберег).
4. Копье – оружие.
В.: Батыры ценили свое оружие и приравнивали его к святыням, поклонялись ему. Бытовало поверье, что в оружие батыра вложена и его душа, перед боем батыры возносили хвалу своему оружию и давали клятву не терять его в бою. Каких знаменитых батыров вы знаете?
О.: Алпамыс – батыр , Қамбар – батыр , Ерқосай - батыр, Ер Тарғын, Қарасай, Ағынтай.
В.: Почему их имена мы помним до сих пор?
О.: Их подвиги воспеты в песнях, о них слагали легенды, на них хотели быть похожи. Народ уважает их и любит.
В.: Обратите внимание на эту картину, что на ней изображено?
(Показ иллюстрации памятника батырам Агынтаю и Карасаю)
О.: Памятник Агынтаю и Карасаю – батырам Он расположен на Театральной площади.
В.: Скажите, ребята, как вы думаете для чего воздвигли этот памятник?
О.: Эти батыры – герои – полководцы, защитники своего народа. Народ в знак благодарности воздвиг этот памятник, в знак памяти народной.
В.: Скульптор сумел нам показать, что батыры подлинные полководцы, любимые народам, патриоты, освободители.
(Иллюстрации картин художника А.Дузелханова)
Узнайте на картинах батыра Карасая, покажите его.
О.: На картине изображен батыр Карасай в бою.
В.: Эту картину написал художник А.Дүзелханов.
В военных походах полководцев сопровождали люди, которые вместо оружия держали в руках совсем другие инструменты. Посмотрите на скульптуру и скажите кто это?
О.: Это поэт – жырау, в руках у него музыкальный инструмент, он прославляет мужество, героизм защитников своей Родины.
(Звучит казахский кюй)
В.: Для блага отчей стороны,
Чтоб расцветал великий край,
Судьбой на счастье нам даны
Мудрец и воин Абылай,
И гордость Родины моей
Карасай и Агынтай,
И Богенбай. Канжыгалы
И Кабанбай, Каракерей
Мой Казахстан, моя страна,
Их не забудет имена.
В.: А теперь ребята мы переходим в следующий зал. Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в этом зале?
О.: Речь пойдет о русских богатырях, о русских войнах, защитниках Отечества.
В.: А кто – это защитники Отечества?
О.: Те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает ее.
В.: Действительно, каждый раз на защиту своей Родины вставали русские люди-богатыри, защитники Земли русской. Много былин и песен складывал народ об их силе и подвигах. Каких русских богатырей вы знаете?
О.: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга Всеславович, Святогор.
В.: У богатырей были свои доспехи, свое снаряжение. А хорошо ли вы знаете ратное снаряжение русских воинов? Сейчас проверим. Вам нужно будет снарядить русского воина в поход и рассказать о его снаряжении.
Дидактическая игра «Снаряди русского воина в поход»
(Иллюстрации картин о русских богатырях).
В.: Вы справились с заданием. А теперь посмотрите на картины и скажите, кого вы здесь узнаете?
О.: Добрыня Никитич.
В.: Что вы можете о нем сказать?
О.: Добрыня Никитич – русский богатырь, друг Ильи Муромца и Алеши Поповича. Смелый, храбрый защитник Отечества. О его подвигах сложены былины.
В.: Ребята, какие былины вы знаете?
О.: «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Как Илья Муромец от Святогора меч получил».
В.: Добрыню Никитича считают былинным героем. А это вовсе не так. Это реальный герой. Как вы понимаете слово реальный?
О.: Т.е. он жил на самом деле.
В.: Добрыня Никитич родился в славном городе Рязани. Сын князя Мала, племянник князя Владимира. Рано остался сиротою. Добрыня рос смышленым, любознательным мальчиком. Играл на гуслях, песни складывал.
Что такое гусли?
О.: Музыкальный инструмент (старинный струнный инструмент).
В.: Вырос Добрыня и сказались в нем ухватки богатырские: упорство, ум, сноровка, недюжинная сила. Народную любовь Добрыня Никитич заработал многолетней героической борьбой за народное дело.
В нашем музее есть малые скульптуры. Как по-другому можно назвать малые скульптуры?
О.: Статуэтки.
В.: Ребята, обратите внимание на эту скульптуру. Чей образ воссоздал скульптор в этой работе?
О.: Музыканта, гусляра.
В.: Чем знамениты гусляры?
О.: Они как и поэты – жырау прославляли подвиги русских богатырей в своих песнях, былинах.
В.: И взрослые и дети часами напролет могли слушать напевные рассказы о чудесном рождении богатырей и их подвигах.
А что, друзья мои, богатыри и батыры, устроим теперь поединок не в силе и не во владении оружием, а в названии мудрости народной. Проверим, как вы знаете пословицы. Что говорят в народе о храбрости, героизме богатырей и батыров.
О. Пословицы:
1. Қылышты қорқақты сойылды батыр соғып алады.
Батыр с дубинкой труса с саблей одолеет.
2. Батырға оқ дарымайды.
Батылға жау жоламайды.
Батыра пуля не берет.
Храброго враг не сторонится.
3. Ер сасқанда белгілі, ат шапқанда белгілі.
Джигит познается в беде, добрый конь на скачках.
4. Батыл болсаң батыр да боласың.
Сталь закаляется в огне, батыр на войне.
5. Болат қайнауда шынығады
Батыр майданда шынығады.
6. Кто смел, тот на коня сел.
7. На Руси не все караси – есть и ерши.
8. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
В.: Ребята, я тоже знаю пословицы
Ұрыстың мерейі – ерлік, Ырыстың мерейі – бірлік.
Битвы успех – в героизме, счастья успех – в единстве.
В.: Гляжу на вас и радуюсь! До чего умны! Отвечаете как по писаному. За знания ваши хочу наградить вас медалями памятными.
(Вручение медалей)
Заключение (под музыку)
Говорили мы про дела старые,
Что по старые, про бывалые.
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы призадумались.
Что века не меркнет слава богатырская
Что лучше того дела нету.
Чем родную землю от врагов защитить!