Материалдар / Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассматривается повышение эффективности учебного процесса и получении учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
11 Сәуір 2018
555
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Жукенова Г.Б. к.п.н., доцент; Жарболганова С.И. магистрант


Актюбинский региональный государственный университет им.К. Жубанова



Эффективность применения методики критериального оценивания знаний


Аннотация

В статье рассматривается повышение эффективности учебного процесса и получении учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля в учебно-познавательной деятельности учащихся. В данном случае необходимо усилить обучающую функцию проверки знаний и учебных умений, как важного элемента учебно-воспитательного процесса. Одной из причин, создающей трудности в проверке знаний и умений учащихся, является неполная реализация учителями одного из условий проверки - условия объективности.



Аңдатпа

Мақалада білім беру процесінің тиімділігін арттыру және мұғалімнің оқу іс-шараларының барысында оқушылардың оқу- танымдылығы туралы объективті ақпараттар алуы қарастырылған. Бұл ақпаратты мұғалім оқушылардың оқу-танымдылық қабілеттерін бақылау барысында анықтайды. Бұл жағдайда, білім беру процесінің маңызды элементі ретінде, білім және оқу дағдыларын тексеру оқыту функциясын күшейту қажет. Білім және оқу дағдыларын бықылауындағы қиыншылықтарының себептерінің бірі мұғалімдердің бақылау шарттарының бірін толық емес іске асыруы- объективті шарты.

Ключевые слова: критериальное оценивание, учебный процесс, информация, проверка, объективность, знание, эффективность, текущий контроль, результат

Ізденушілік сөздер: бағалау критериесы, оқу процесі, ақпарат, тексеру, объективтілігі, білім, тиімділік, ағымдық тексеру, нәтиже






Современный этап общественного развития характеризуется постоянной изменяемостью, динамизмом. Меняются знания, технологии, информация, что обусловливает быстрое устаревание полученных знаний. В связи с этим возникает потребность по-новому определить цель обучения и его функции. Сегодня в процессе ежедневного обучения нам необходимо выработать у учащегося умения, навыки и желание учиться в течение жизни, чтобы всегда быть конкурентоспособным. Мы должны также научить его учиться, тем самым обеспечивая индивидуальную и самостоятельную работу ученика (согласно требованиям Болонского процесса), ориентировать содержание и методы обучения на компетентность. Развитие человечества приобрело глобальный характер, и это делает конкурентоспособным только человека, способного жить и действовать в таком пространстве. Требуются изменения системы ценностей, которые мы хотим видеть у наших детей. Это должно стать главным стимулом к качественному обучению вместо мотивации методами авторитарной педагогики, и к тому же ориентирует человека на максимальную самореализацию. В частности, уже в школе надо ориентировать учащихся на желание быть успешными в жизни.

С этой целью в Казахстане в течение последних пяти лет были разработаны программы на основе обновленного стандарта содержания образования. С сентября 2015 года Программа обновления содержания начального образования успешно прошла апробацию в 30 пилотных школах, в число которых входят городские, сельские и малокомплектные. Апробация образовательных программ принесла положительные результаты обучения, и с сентября 2016 года во всех общеобразовательных школах Казахстана в первых классах осуществлен переход на обновленный стандарт содержания образования.

Какие же изменения наблюдаются в новых учебных программах? Следует отметить, что академическое содержание сохранено, а изменились ожидаемые результаты, представленные через систему целей обучения. Отличительная особенность обновления содержания в том, что образование будет строиться не от содержания к обучению, когда учащийся должен обязательно усвоить то предметное содержание, которое заложено в стандарте и программах, а от ожидаемых результатов обучения. В данном подходе главным становится не количество знаний учащихся по отдельным темам, а реальные результаты обучения, а также умения и навыки учащихся применять полученные знания в реальных ситуациях. При этом главной задачей учителя становится организация такого образовательного пространства, в котором учащиеся переходят на саморегулируемое обучение. В рамках обновленного образовательного стандарта широко применяется интегративный подход, который способствует становлению целостной картины мира за счет взаимосвязи содержания различных учебных предметов. Преемственность содержания образования в учебных программах по предметам обеспечивает принцип «спиральности». Данный принцип устанавливает следующую возможность: каждая цель и тема обучения по истечении определенных академических периодов рассматриваются повторно с постепенным углублением или усложнением объема знаний и навыков по ним

Итак, что представляет собой критериальное оценивание и его виды в рамках обновления содержания образования в казахстанских школах? Рассмотрим следующее определение: «Критериальное оценивание - процессуально-действенная метатехнология, обеспечивающая систему взаимосвязанных контрольно-оценочных действий всех участников образовательного процесса для достижения поставленных целей и задач обучения. Отличается от «нормативно-ориентированного», при котором работа/люди оцениваются относительно того, насколько хорошо работа выполнена другими людьми» [1, 196]. Читаем далее: «Формативное оценивание - оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения. Формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Ф. оценивание проводится по определенным схемам и обеспечивает правильную направленность и эффективность процесса обучения, создает возможность для изучения учебных нужд учеников, обеспечивает прослеживание продвижения учеников в области обучения. Ф. оценивание имеет следующие способы: - наблюдение; - устные ответы учеников; - письменные работы учеников; - тестовые задания.» [2, 200].


С целью исследования эффективности применения методики критериального оценивания знаний были поставлены следующие задачи:


  1. Сравнить познавательную активность учащихся в контрольном классе и экспериментальном классе

  2. Провести контроль знаний учащихся по окончании эксперимента с помощью тестовых заданий и контрольной работы

  3. Обработать полученные данные в ходе эксперимента


Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод , что на первом этапе урока в экспериментальном классе применение критериального оценивания, способствует повышению коэффициента познавательной активности до 63%, когда в контрольном классе коэффициент активности на данном этапе составил 33%. На втором этапе урока, при организации стадии осмысления, учащиеся получали необходимую информацию на основе демонстрационного эксперимента. Коэффициент познавательной активности в экспериментальном классе составил 82%. В контрольном классе коэффициент активности составил 62%. На третьем этапе урока показатель активности составил 86% в экспериментальном классе и 63 % в контрольном.

Результаты проведенного исследования представлены в диаграмме 1 и 2.

Диаграмма 1

Познавательная активность учащихся контрольного класса

Диаграмма 2

Познавательная активность учащихся экспериментального класса

Следует отметить психологический климат на уроке в контрольном и экспериментальном классе. В контрольном классе он был спокойным, ровным, иногда учащиеся проявляли активность и задавали вопросы, когда сталкивались с непонятными для них моментами. На протяжении всего урока в контрольном классе, учитель являлся источником информации, объясняя новый материал. В то время как, в экспериментальном классе, наблюдалась рабочая «живая обстановка». Учащиеся постоянно, общаясь в парах, совещались между собой, делали предположения, оспаривали идеи и сравнивали, анализировали, делали выводы. Учитель в экспериментальном классе выступал в роли тьютера, с его стороны было задано большое количество вопросов, позволяющим ученикам в ходе логических операций самостоятельно находить ответ.

Таким образом, применения критериального оценивания позволяет создать рабочую атмосферу, в ходе которой учащиеся не были пассивными слушателями, а являлись активными участниками при получении новой информации.

Результаты проведенного педагогического исследования позволяют сделать вывод о том, что применение критериального оценивания положительно влияют на развитие познавательной активности учащихся и эффективности усвоения изучаемого материала.

Применение системы критериального оценивания на уроках химии имеет большое практическое значение и определяется следующими преимуществами:

- оценивается только работа учащегося, а не его личность;

- работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;

- оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;

- учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;

- повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.

Из опроса учащихся, после проведения серии уроков с применением новых подходов в обучении и критериев оценивания, можно сделать выводы, что учащиеся, приходя домой, могут объяснить полученную на уроке оценку, по критериям, зависящим от выполненной работы, знают, какие пробелы в знаниях не позволили получить отметку выше, что нужно сделать, чтобы повысить уровень своих достижений.

Результаты анкетирования учащихся показали, что

  • умеют оценивать свою работу и работу одноклассников – 63% учеников;

  • знают критерии, по которым учитель оценивает их работу – 83%;

  • оценка учителя включает комментарии и рекомендации о том, как дальше улучшить работу, считают – 71%.

Затруднения в работе учителей вызвала разработка критериев ко всем этапам деятельности учащихся на уроке. Поэтому большая часть коллег, начали с разработки критериев оценки отдельных видов деятельности учащихся. Коллеги считают, что работа над критериями и дескрипторами – очень трудоемкая и занимает много времени, но оценивание по критериям очень удобно.

В итоге соглашаясь с выводами АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», можно утверждать, что критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

  1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

  2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

  3. Улучшить качество преподавания;

  4. Улучшить качество обучения;

  5. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;

  6. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

  7. Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

  1. использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

  2. знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;

  3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

  4. использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

  1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

  2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

  3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдильдина Ж. Обновление – для эффективного и качественного образования. // Білімді ел. Образованная страна. № 15 (52)16 августа 2016 г. // www.bilimdinews.kz

2. Руководство для учителя. «Эффективное обучение». ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». – Астана, 2016


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!