Материалдар / Лекционный материал по предмету История Казахстана Музыка в жизни казахского народа
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Лекционный материал по предмету История Казахстана Музыка в жизни казахского народа

Материал туралы қысқаша түсінік
Лекционный материал для студентов І курса
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Наурыз 2021
375
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Музыка в жизни казахского народа.

Музыкальная культура казахского народа стала формироваться одновременно с образованием казахской народности. В разных песенных и инструментальных произведениях (кюях) отражалась жизнь народа на всех этапах его исторического развития. 

Поэты-сказатели, вышедшие из среды народа, слагали песни, выражали мечту трудового народа, прославляли подвиги батыров. 

Песня сопровождала людей во всех сферах их жизни. Песнями благословляли откочевки аулов со стадами на жайляу, предваряли совещания старейшин, песни звучали в походах, на свадьбах, вечеринках молодежи, при исполнении похоронных ритуалов. В феодальном обществе не было сильнее гнева, чем гнев хана, мысль о том, что гнев хана может усмирить только музыка, выражает кюй "Аксак кулан и хан Джучи". Музыкант, который знал о силе музыки, написал кюй "Нар идирген".

Казахский народ создал большое количество песен и кюев. Эти песни и кюй до сих пор очень популярны. 

В первом Музыкальном театре республики собрались талантливые люди, самородки. Калибек Куанышбаев, ставший впоследствии народным артистом Советского Союза, пришел в искусство благодаря музыкальным способностям (у него не было музыкального образования). Куляш Байсеитова, названная "казахским соловьем", имея прекрасный музыкальный слух, пела в сопровождении симфонического оркестра, исполняла оперные арии, хотя не знала нот. 

Благодаря традициям сохранились многие достижения, которыми человечество по праву гордится. Игра на музыкальном инструменте — это традиция, которая передается от поколения к поколению. Красивые кюй, которые исполняются на домбре, кобызе, свирели и на других музыкальных инструментах, любят все ценители музыки. А.В. Затаевич писал, что такого музыкального жанра, как кюй (народная инструментальная пьеса), нет ни у одного народа. Музей казахских национальных музыкальных инструментов, открытый в 1981 г., хранит и популяризирует лучшие образцы народной музыки. 

Экспонаты этого музея в течение долгого времени собирались со всей республики. Огромную помощь оказали коллекционеры. 

Если при открытии музея было всего лишь 70 видов музыкальных инструментов, то теперь в его фонде хранится более 500. Посетители музея могут не только увидеть музыкальные инструменты, но и послушать их.

В зале музея выставлены древние инструменты, сделанные талантливыми народными мастерами. Среди них, например, кобыз XVI века, на котором играл поэт Жарас, и домбра Абая. Здесь хранятся также инструменты исполнителей прошлой эпохи: Биржана, Ыхыласа, Дины, Шашубая, Мурына и др. В коллекции музея можно увидеть посох, подаренный Абаем Семипалатинскому краеведческому музею в 1885 г., двустороннюю домбру Жамбыла. Здесь есть и шанкобыз, который издает своеобразные звуки.

         Каждое отделение музея представлено в виде юрты с открытым тундыком. Древний кобыз, найденный во время раскопок в Таразе, находится в отделе древних инструментов. Рядом с ним — игрушка, изготовленная из керамики. 

Кочевой и полукочевой образ жизни, занятия скотоводством способствовали появлению традиционных видов музыкального искусства. Эти виды музыкального искусства отличаются от музыки западных и восточных народов. 

Пение и игра на музыкальном инструменте, или инструментальное и песенное искусство — два вида в музыкальном наследии казахского народа. 

В духовной жизни казахского народа большое место отводилось певческому искусству. Песни были широко распространены в повседневной жизни. 

Песни, передаваемые от поколения к поколению, помогали формировать у молодого поколения добрые чувства, высокие эстетические вкусы. Темы песен были различными. 

Казахские поэты и мыслители отводили большую роль музыкальной культуре в жизни народа. 

В XX в. национальный музыкальный фонд пополнился произведениями с новым содержанием.

Традиционным видом музыкального искусства казахского народа являлось сольное пение, сопровождаемое игрой на домбре или кобызе, или исполнение произведений на инструментах. Хоровое пение звучало на вечерах, у алтыбакана (качелях), хором исполнялись свадебные песни "жар-жар", "сынсу" и др.

Как отметил В. В. Радлов, исследователь духовной культуры народов Средней Азии, казахский народ "в своих песнях показывает не сказочный мир, а воспевает свою жизнь". 

Профессиональные певцы, поэты, исполнители кюев постоянно пополняли свой репертуар, расширяли тематику. 

Произведения народного творчества понимал каждый человек, в них отражены мечты народа, в них люди находили поддержку, они вселяли веру в будущее и надежду.

Народные песни делятся на следующие виды: 

—  обрядовые песни (колыбельные песни, детские песни и молодежи, трудовые, песни земледельца, охотника, рабочего); свадебные песни; песни, посвященные религиозным обычаям: заклинания баксы и др.; песни печали, скорби, сообщение о печальном известии, песни-прощания, причитание, плач об умершем;

—  песни-назидания (песни благодарности, благословения, пожелания, песни-загадки, песни-басни и с ироническим смыслом); 

—  фантастические песни (песни-легенды, песни-небылицы); 

—  сатирические, юмористические песни (смешные, шуточные);

—  эпические сказания (песни-назидания — терме, эпические сказания в стихах — толгау); 

—  айтыс (поэтические состязания в виде песен); 

—  лирические песни;

—  песни, описывающие исторические события.




Контрольные вопросы:


Когда сформировалась музыкальная культура казахского народа?

Когда открылся музей казахских национальных музыкальных инструментов?

Что повлиялоразвитию традиционных видов музыкального искусства

На какие виды делятся народные песни?


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!