Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
лекция по предмету государственные закупки
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема
1. Государственные закупки:
понятие, структура и
виды
Цель
лекции: Понятие, сущность
государственного заказа. Функции государственного органа. Заказ.
Иерархические уровни системы государственных закупок. Потребности в
закупках и муниципальные потребности. Республиканские и
региональные, государственные нужды. Понятие" государственные
нужды". Понятие "государственный интерес". Понятие" государственные
закупки". Государственный оборонный
заказ.
1. понятие государственных
закупок
2. структура государственных
закупок
3. виды государственных
закупок
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или
муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в
установленном законом порядке заказчиком и направленных на
обеспечение государственных или муниципальных нужд. Непосредственно
процедура закупки начинается с определения поставщика (подрядчика,
исполнителя) и заканчивается исполнением сторонами своих
обязательств по контракту.
Государственные закупки обладают многозадачностью, расширенным
функционалом, они призваны обеспечивать государственные нужды в
товарах, работах, услугах в различных сферах, в том числе
космической, военной и иных закрытых областях науки и техники,
распространяют свое действие на заказчиков всех уровней и объема
финансирования. Их виды и структура адаптированы под имеющиеся
потребности государства, рынка, промышленности, заказчиков,
участников закупок, таким
образом,
чтобы при минимальных затратах трудовых, временных и финансовых
ресурсов поставленные задачи достигались максимально
эффективно.
Разделяя мнение большинства современных авторов, сформулируем
понятие структуры государственных закупок, как совокупности
способов закупок, предусмотренных законом о контрактной системе,
применяемых в определяемых внешними обстоятельствами случаях,
призванных обеспечивать наиболее рациональное использование
бюджетных средств.
Для удобства восприятия многогранной структуры государственных
закупок, предусмотренных законом о контрактной системе в редакции,
вступившей в силу с 1 января 2019 г., предлагаем авторский подход к
рассмотрению группировки государственных закупок по определенным
признакам: допущению наличия или отсутствия конкуренции при
заключении контракта, способу определения поставщика, степени
открытости информации о закупке в целом или ряда сведений,
содержащихся в документации или проекте контракта, типу
информационного сопровождения, предъявлению дополнительных
требований к участникам закупки (табл. 1).
Первый группировочный признак предусматривает деление всех закупок
на конкурентные и неконкурентные, то есть закупки у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика). Решение о способе закупки
принимает заказчик в соответствии
со своими
потребностями, возможностями и с учетом норм закона о
контрактной системе. К первым относятся виды
закупок,
подразумевающие наличие торгов в том или ином виде, то есть
доведение информации о планируемой закупке до неограниченного
круга лиц посредством специализированных электронных информационных
систем, отбор заказчиком потенциальных претендентов,
удовлетворяющих заявленным критериям, торги и заключение контракта
с победителем. К конкурентным закупкам относят все виды конкурсов,
аукционов, а также запросы котировок и запросы предложений.
Закупка у единственного поставщика представляет собой заключение
контракта с любой организацией - поставщиком интересующих товаров,
работ, услуг, определенной заказчиком в произвольном порядке.
Законом о контрактной системе предусмотрены конкретные случаи и
ценовое ограничение на заключение подобных контрактов.
У единственного поставщика могут размещаться заказы на товары,
работы, услуги, относимые к сфере деятельности субъектов
естественных монополий, водоотведение и водоснабжение, поставку
электроэнергии гарантирующим поставщиком, проведение работ по
мобилизационной подготовке в Республике Казахстан, устранение
последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, культурные мероприятия
и командировки сотрудников и т. д.
Отдельного внимания заслуживает положение о максимальной сумме
одной сделки на поставку продукции повседневного спроса. Цена
такого контракта не может превышать предельный размер расчетов
наличными деньгами, установленный Указанием Национального банка
Казахстана в сумме 100 000 000 тенге. При этом действует
норматив на заключение таких сделок, он составляет не более двести
миллионов тенге или 5 % от совокупного годового объема закупок,
указанного в плане-графике на текущий финансовый год.
Существующие нормативно-правовые
акты,
методические рекомендации и разъяснения уполномоченных на это
органов власти в сфере закупок не содержат данных, обосновывающих
размеры установленных ограничений. По нашему мнению, которое далее
в работе будет обосновано конкретными расчетами, заданный лимит по
свободному заключению договоров без проведения закупочных процедур
значительно занижен и не учитывает потребностей заказчиков в
современной экономической ситуации.
Согласно закону о контрактной системе совокупный годовой объем
закупок (далее - СГОЗ) - это объем финансового обеспечения,
утвержденный на финансовый год и направляемый заказчиком на
осуществление закупок в соответствии с планом-графиком закупок,
рассчитываемый по формуле (1).
где i - номер конкурентной закупки;
n - количество конкурентных закупок;
НМЦКi - начальная максимальная цена контракта
конкурентной закупки;
j - номер закупки у единственного
поставщика;
m - количество закупок у единственного
поставщика;
ЕПj - закупка у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 93 закона о
контрактной системе.
Установление данного суммового ограничения направлено на
недопущение расходования бюджетных средств заказчиками
неэффективными способами, на повышение конкуренции, на достижение
заданных параметров закупок при минимальных ценах.
Основная рекомендация экономистов-экспертов заказчикам во избежание
превышения установленных лимитов в связи с полным или частичным
уменьшением доведенного финансирования, возникновением
непредвиденных обстоятельств, требующих незамедлительного
заключения контракта и его исполнения, планировать свою
деятельность и осуществлять закупки преимущественно конкурентными
способами.
Все дальнейшие группировочные признаки распространяются только на
конкурентные способы закупок.
По способу определения поставщика (подрядчика,
исполнителя), как уже было сказано
выше,
закупки подразделяются на конкурсы, аукционы, запросы предложений
и запросы котировок. Наиболее широко распространен и активно
применяется открытый аукцион в электронной форме (электронный
аукцион), данный способ закупки обеспечивает максимально возможный
уровень открытости, прозрачности и антикоррупционности, поскольку
между участниками и заказчиком существует посредник - оператор
электронной площадки, призванный пресекать возможный сговор.
Победителем такой процедуры признается участник, предложивший
минимальную цену. Согласно закону о контрактной системе
электронный аукцион является предпочтительной процедурой
определения поставщика.
Конкурс - более длительная и сложная процедура в отличие от
аукциона. Конкурс - единственный способ закупки, при котором
победителем является участник, предложивший наилучшие условия
исполнения контракта, то есть, помимо цены, критериями оценки
могут быть расходы на эксплуатацию, качественные и функциональные
характеристики объекта закупки; квалификация участника закупки, в
том числе наличие у него финансовых ресурсов. Конкурс может быть
двухэтапным или с предквалификационным отбором, если его предметом
являются технологически сложные работы или работы по сохранению
культурного наследия. При этом к участникам предъявляются
дополнительные требования и соответствие участника оценивается
комиссией заказчика до проведения финансовой составляющей конкурса
- до торгов. Данная мера позволяет не допустить недобросовестной
конкуренции и последующего за ней некачественного исполнения
контракта или его полного неисполнения.
На каждом этапе проведения закупочной процедуры, то есть
непосредственного определения исполнителя контракта, когда заказчик
уже определился со своими потребностями, получил для удовлетворения
конкретной нужды бюджетное финансирование, решается своя задача.
Электронный аукцион указан в законе о контрактной системе как
предпочтительный способ закупки. Так, статьей 31 закона о
контрактной системе установлено требование о соответствии
участников закупки ряду критериев. Удовлетворение данным нормам
участник просто декларирует в своей заявке без приложения
документов, при этом комиссия заказчика не имеет права требовать
подтверждения достоверности предоставленных участником
сведений.
На практике получается, что установленная законом норма попросту не
работает, поскольку в результате к закупке допускаются на равных
условиях все, в том числе недобросовестные компании.
Вторая, часто обсуждаемая специалистами в данной области, проблема
электронных аукционов тесно связана с первой. Высокий уровень
конкуренции, вызванный невозможностью заказчика отказать в допуске
к торгам недобросовестным участникам, ведет к демпингу, итогом
которого становится некачественное или несвоевременное исполнение
контракта либо отказ победителя от заключения или полного
исполнения контракта. Предусмотренные законом о контрактной системе
для подобных ситуаций меры являются слишком мягкими и
неадекватными в отношении ущерба, наносимого эффективности
расходования бюджетных средств.
Запрос котировок - способ, используемый, как правило, для
небольших закупок с участием местных
поставщиков, при котором
победителем, как и в аукционе, признается участник с
наименьшей ценой.
При данном способе закупки действует ограничение по начальной
(максимальной) цене контракта, которая не должна превышать пятьсот
тысяч тенге, а общая сумма закупок, проведенных способом запроса
котировок, не может быть более 10 % совокупного годового объема
закупок заказчика.
Запрос предложений - инновация закона о контрактной системе, способ
закупки, применяемый в строго установленных законом случаях. Редко
используемая процедура еще и потому, что имеет ряд
нормативно-правовых упущений, не урегулированных
законодательно.
С точки зрения открытости закупочные процедуры подразделяются на
открытые и закрытые. Закрытые способы закупок (конкурсы и
аукционы) заказчики вправе использовать в случае, если сведения о
закупке составляют государственную тайну или данные, содержащиеся
в закупочной документации, являются государственной тайной.
Оценить количество, ценовой диапазон, общий объем закупок
в стоимостном
выражении,
отрасли или сферы деятельности, в которых осуществляются закрытые
закупочные процедуры, не представляется возможным, поскольку
информация о таких закупках не размещается в единой информационной
системе, так же как и контракты, заключенные по итогам таких
отборочных процедур не включаются в открытый реестр
государственных контрактов, доступный для всех пользователей
Интернета.
С внедрением информационно-коммуникационных технологий в сферу
закупок, активным оснащением заказчиков современными компьютерами,
беспроводной связью, спутниковой связью по закрытым каналам,
закупки практически в полном объеме переходят в плоскость
электронного документооборота. Документарными остаются только
процедуры, сведения о которых составляют государственную тайну.
Электронный документооборот позволяет расширить возможности всех
участников контрактной системы. Размещение информации о закупке в
сети Интернет взаимовыгодно для заказчика и участника, так как
увеличение конкуренции снижает цены, а открытие доступа к закупкам
в других регионах способствует развитию бизнеса. Контролирующим
органам открытость и доступность информации дает возможность
проводить камеральные проверки, а также выявлять нарушения в
режиме онлайн по текущим закупкам, выдавать предписания об их
устранении, не допуская тем самым нерационального, неэффективного
или нецелевого использования бюджетных средств.
Закон о контрактной системе предусматривает также ряд
дополнительных мер, направленных на регулирование экономической
ситуации в стране, конкретные случаи применения которых
указываются в подзаконных нормативно-правовых актах. Данные
мероприятия обязательны к применению заказчиками при проведении
открытых конкурентных закупок. В качестве основных можно назвать
следующие:
- поддержка государством развития малого бизнеса осуществляется
через установление минимального объема
заказов,
обязательных к размещению только для субъектов малого
предпринимательства, в размере 15 % от СГОЗ. Данное направление,
как уже говорилось, является одним из приоритетных для поддержания
стабильного роста экономики
страны;
-
применяется национальный режим в целях защиты внутреннего рынка Республике Казахстан и развития национальной экономики, а также поддержки отечественных товаропроизводителей; -
предоставление преимуществ в отношении цены контракта в размере до 15 % участникам, являющимся учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы или организациями инвалидов; -
пресечение приобретения заказчиками товаров, работ, услуг с необоснованно завышенными качественно-функциональными характеристиками, по ценам выше среднерыночных, в количестве, несоответствующем реальным потребностям заказчиков. Одной из новелл закона о контрактной системе стало положение о нормировании. Общие правила нормирования установлены постановлениями Правительства Республике Казахстан. Каждое ведомство и министерство с учетом своей специфики разработало нормы разрешенных к закупке подведомственным организациям товаров, работ, услуг. Данные нормы содержат перечень товаров, работ, услуг, их качественные характеристики, максимальную стоимость, количественное ограничение. Заказчик при планировании расходования бюджетных средств учитывает утвержденные нормы, а также соблюдает их при непосредственном исполнении бюджетной сметы, независимо от выбранного способа закупки.
Можно сделать вывод о том, что закон о контрактной системе призван
решать задачи, связанные не только с целевым, экономным и
рациональным использованием бюджетных средств, но также и влиять
на развитие и оказывать защиту нуждающимся в этом секторам
национальной экономики, формировать и укреплять некоторые сегменты
товарных рынков, стимулировать деловую активность определенных
категорий производителей.