10 класс (литература)
Любовная лирика
А.С.Пушкина
Цели и задачи занятия:
Образовательные –
познакомить учащихся с женщинами, которые были знакомы с Пушкиным,
любимы им, которые вдохновляли поэта. Умение работать с разными
источниками.
Развивающая –
развивать эстетический вкус, формировать ораторские
умения.
Воспитательная –
воспитывать уважение к личности Пушкина, его окружению; внимание к
художественному слову.
Методы: комбинированный (словесный, иллюстративный,
частично-поисковый)
Форма обучения: групповая
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход занятия
I. Организационный
момент.
Актуализация темы.
Слайд №1
II. Переход к новой
теме.
1. Слово учителя.
-
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о любовной лирике
А.С.Пушкина. Осмыслим, что любовь к женщине была вечной ценностью в
жизни поэта. Будем продолжать анализировать поэтический текст,
развивать умение выразительно читать.
И
хотя цели и задачи нашего урока ограничены, вы вольны высказать
всё, что вы думаете о стихах А.С.Пушкина. Но не забывайте, что у
каждого поэта своя группа крови, свой вдох и выдох. У него вообще
всё своё. Это всё своё и создаёт неповторимую интонацию. Нам
предстоит заглянуть в мир чувств великого поэта. Узнать, какой
женский образ воспевал поэт? Главное для нас – за событиями жизни –
понять Поэзию.
Сегодня на уроке вы кратко расскажете о некоторых
женщинах, которые вдохновляли поэта. Мы услышим прекрасные
стихотворения Пушкина в вашем и других
исполнениях.
Мы
будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя
которому – любовь. Великое множество произведений посвятили этому
чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы.
- А
какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
Л
ЮБОВЬ
( Слайд №2)
-
Итак, форма работы у нас групповая. Каждой группе были даны
опережающие задания.
(подготовить сообщения)
Адресаты любовной лирики
А.С.Пушкин
Анна
Оленина
Елизавета
Воронцова
Анна
Керн
Наталья
Гончарова
2.Индивидуальные выступления
ребят.
Первая группа
- Давайте, послушаем выступление участников
первой группы. Первый адресат любовной лирики А.С.Пушкина – Анна
Оленина.
(«Её глаза», «Ты и вы», «Не пой, красавица при
мне», «Предчувствие»)
Вторая группа.
- За другой поэтической легендой отправимся в
Одессу.
(Рассказ о Елизавете Воронцовой, чтение
стихотворений «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман»,
«Талисман», «Всё в жертву памяти
твоей»)
Третья группа.
- Одним из самых проникновенных, трепетных,
гармонических стихотворений является послание «Я помню чудное
мгновенье …». Считается, что оно посвящено А.П.Керн. Так ли это, мы
скажем позже. А пока воспроизведём некоторые связанные с этой
женщиной факты биографии поэта.
(выступление участников третьей
группы)
III. Анализ этого
стихотворения.
1. Выразительное чтение
стихотворения.
Это стихотворение - целая поэма о подлинной
любви. В сжатом виде перед нами промелькнули три поры в духовной
жизни поэта – от юности до Михайловской
ссылки.
- Обратите внимание на композицию. На сколько
равных частей делится стихотворение?
(на 3 по 2-е
строфы)
-
Прочитайте выразительно первую строфу послания. О чём
она?
(Воспоминание о мимолётном и прекрасном видении
юности)
-
Слово «гений» во времена Пушкина употреблялось в поэтическом языке
в значении «дух» или «образ». Пушкин, умевший создавать чёткие,
конкретные картины жизни, здесь сознательно избегает уточнений,
отсутствуют портретные штрихи Керн, а лишь обобщённый образ –
«гений чистой красоты».
-
Какую роль играет эпитет «чистой»?
(вызывает ассоциации с одухотворёнными образами
Мадонн, молодых матерей; внутренняя
красота).
-Прочитайте вторую строфу. О каком периоде жизни
поэта говорится? (О жизни в
Петербурге).
-
Отметьте черты, характеризующие женский образ.
(«голос нежный», «милые
черты»)
- О
чём последующие две строфы?
(Поэтический рассказ о жизненных
испытаниях)
-
Как меняется настроение стихотворения?
(Период южной ссылки; говорит о мраке заточения
михайловской ссылки, о тягостных днях, проведённых в глуши; жизнь
словно замерла, утратила свою поэзию – наступила душевная
спячка).
-
Какие слова символизируют полноту, яркость чувств, светлую сторону
бытия?
(божество, вдохновение, слёзы, жизнь,
любовь).
-
Всё противопоставляется чему? (мраку заточения)
-
Какие повторы стихотворения подчёркивают удаление
любви? («милые черты» стали
«небесными»)
-
Как звучат две последние строфы стихотворения?
(Звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни;
как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, его душа не
завяла, она готова откликнуться на зов
красоты).
-
Итак, есть ли в послании реальный образ А.П.Керн? Почему же Пушкин,
умевший несколькими словами создать запоминающийся образ человека,
в данном случае отступил от выработанных им же
приёмов?
(Поэт не стремился нарисовать образ красавицы,
поэт доверительно, взволнованно рассказал о своих чувствах к
женщине. Образ женщины идеальный, чистый,
неземной).
Романс М.Глинки.
- С
этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная.
Композитор М.Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на
стихи «К***».
-Прослушайте романс. Передала ли музыка
настроение, душевное состояние героя?
(в начале – грустная, мечтательная; в середине
– напряжённая, тревожная; в конце – светлая,
торжествующая).
Четвёртая группа.
-
Самые счастливые и трагические годы жизни А.С.Пушкина связаны с
Н.Н.Гончаровой.
(рассказ о Н.Н.Гончаровой).
Стихотворение «Мадонна»
IY. Вывод.
-
Главной задачей урока было рассмотрение стихотворений о любви.
Изучая любовную лирику А.С.Пушкина, вы узнали о женщинах, которым
поэт посвятил стихи. В своих стихотворениях он показал, что любовь
позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала. Любовь
вдохновляла на творчество. Вы согласны с этим
утверждением?
Y. Домашнее задание:
выучить стихотворение «Я помню чудное мгновенье …»; выполнить анализ
стихотворения «Я вас любил…».