Место
хореографии в образовательной школе
В настоящее время часто рассматривается
вопрос о том, какой учебный предмет на данном этапе важнее. То все
силы бросаются на "спасение" русского языка, то не утихают
дискуссии о знании детьми истории, то говорят о необходимости
повышения уровня технического образования.
Наряду с этим мы постоянно слышим тезис о
необходимости достижения гармонии в развитии ребенка. Но только
умственное, интеллектуальное обогащение детей не обеспечивает их
всестороннего развития. Не меньше внимания надо уделять их
нравственному, физическому совершенстованию, нельзя оставлять без
внимания развитие эмоциональной сферы.
Я работаю в школе хореографом, учителем
танцев.
Танцу в школе обучают крайне редко, в
основном ограничиваясь ведением итмики в начальной школе.
Традиционно в образовательную область "Искусство" входят музыка и
изобразительное искусство, в последнее время добивалсь мировая
художественная культура, и совершенно забыт такой популярный и
широко распространенный вид искусства, как
хореография.
В настоящее время на образовательную
область "Искусство" в учебном плане начальной школы отводится, в
среднем, 16,5% учебного времени, с 5-9 классы - 13%. В старших
класах "Искусство" бывает вообще исключено из плана.
Ограничено представлено программное и методическое обеспечение
этого предмета. Программа, выстроенных подобно программам по музыке
и изо, охватывающие различные направления хореографического
искусства, нет.
В последнее время на уровне правительства
говорят об увеличении объема двигательной активности. Как правило,
это выражается в ведении дополнительных уроков физкультуры,
совершенно забывая о том, что двигательная активность может
выступать в других формах, например в танце. Мой опыт работы
показывает, что дети очень любят танцевать, и не только в младшем
школьном возрасте.
Чем взрослее они становятся, тем больший
интерес к танцу проявляют. Потребность красиво двигаться
увеличивается в подростковом возрасте, когда ребенок стремится
как-то проявить себя среди сверстников.
Специфика моего предмета определяется
разносторонним воздействием на человека. Танец дает возможность
физического развития (формирование осанки, развитие физических
данных, координации движений). Движение в определенном ритме и
темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе во весх
внутренних органов и систем.
На уроках идет развитие тех функций,
которые неостаточно развиваются на других предметах% воображения,
внимания, творческого мышления, инициативы. Урок дает хорошую
эмоциональную разгрузку. Кроме того, хореография развивает
дисциплинированность, чувство долга, коллективизма,
организованнность, умение переносить культуру поведения и общения в
паре на межличностное общение и поведение в повседневной жизни,
воспитывает чувство патриотизма, гордости за свой народ, его
уникальную культуру, при изучении русского танца, а изучая
национальные танцы - этническую толерантность (терпимость и
уважительное отношение к другим народам).
Участие ребенка в танце может дать
оперативную информацию о физическом и эмоциональном благополучии
ребенка, что позволяет дать оценку его действий и
поведения.
Танцуя, ребенок начинает понимать
физические возможности своего тела, а это способствует воспитанию
уверенности в себе, предотвращает появление различных
психологических комплексов. Кроме того, занятия хореографией
являются не только средством физического развития, но и средством
коррекции и компенсации двигатеьных
нарушений.
Результат моей работы основывается на тех
качественных изменениях, которые происходят сребенком, особенно это
касается детей, имеющих трудности в обучении. На уроках имеется
прекрасная возможность создать для слабоуспевающих детей ситуацию
успеха, необходимую для приобретения уверенности в собственных
силах.
Занятия хореоргафией расширяют
познавательные возможности учащихся в области истории, географии,
литературы, фольклора. Это позволяет гармонично включить этот
предмет в образовательное пространство школы, путем интеграции
учебного материала "хореография" с другими
предметами.