Методические рекомендации
по на тему: «Инновационные формы и методы работы
заместителя директора по научно-
методической работе – фактор успешного
развития профессиональной
компетентности учителя»
(Карюгина
Марина Леонидовна, зам.директора по НМР, ГКУ «Общеобразовательная
школа имени М.Горького, г.Шардара, Туркестанская
область)
Учитель лишь до тех пор
способен на самом деле воспитывать и
образовывать,
пока сам работает над
собственным
образованием и воспитанием".
Дистверг
Опыт работы в данной должности составляет 11 лет.
Одной из главных задач моей функциональной деятельности как
заместителя директора по НМР состоит в разработке системы
использования новых, эффективных приемов повышения квалификации
учителей.
На современном этапе развития системы образования
основная цель методической работы с педагогами состоит в создании
условий для самореализации педагога, развития его ключевых
компетенций (Схема 1)
Схема 1. Ключевые компетенции современного
педагога
В своей работе придерживаюсь ведущих принципов
методической работы - дифференциация, непрерывность и адресность
(Схема 2).
Схема 2. Принципы методической
работы
Привлекаю я педагогов в учебно-познавательную
деятельность, используя активные приемы и методы (Схема
3).
Схема 3. Приемы и методы активизации
учебно-познавательной деятельности учителя
Таким образом, пройдя через
все формы методической работы, учителя не только повышают свой
профессиональный уровень, но для них становится как бы потребностью
узнать новое и выработать свой стиль профессиональной
деятльности.
Работа, которую провожу в
школе, призывает моих коллег совершенствовать свое педагогическое
мастерство, обеспечивающее профессиональный рост. Ведь от от
профессионального уровня педагогических кадров зависит повышение
качества образования. Все методические мероприятия необходимо
акцентировать на развитие у педагогов коммуникативной компетенции,
умение общаться с учащимися.
Поэтому, я нахожусь в
постоянном поиске новых, нетрадиционных форм
методической работы. Но хочу отметить, что
никакие формы работы сами по себе,
безотносительно к содержанию повышения квалификации учителя
творческого подхода гарантировать не могут. Нет и не может быть
деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так
как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая
традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по
содержанию и методам и реализует такие важные функции, как
информационная, ориентирующая и развивающая.
Каждая подобранная форма имеет свои особенности.
Через проведения мониторинга качества профессионально-личностных
способностей педагогов, дифференцирую учителей по степени
мастерства, затем определяю форму методической работы
(наставничество, консультации, аттестация, обобщение опыта работы,
творческие группы, ШМУ, тренинги, коучинги, выступления перед
аудиторией, взаимопосещения уроков; обучающие семинары; круглые
столы), педагогический совет. Исходя из уровня профессионализма
учителя, готовности к саморазвитию и по другим показателям,
разделила на 3 группы (Схема 4).
Схема 4. Уровни педагогического
мастерства
Затем для каждого уровня составила план
работы:
Уровень
мастерства
|
Цель
|
Мероприятия
|
Результат
|
Интуитивный
(низкий)
|
Выработка положительного отношения к
педагогической деятельности и овладение теоретическими
знаниями
|
Обучающие семинары, круглые столы, консультации,
тренинги, коучинги, изучение опыта коллег, посещение
уроков
|
Развитие потребности в самообразовании, повышение
уровня теоретической подготовки
|
Поисковый
(средний)
|
Формирование ориентации на общение, диалог,
овладение педагогической техникой (системой умений), осознание
собственной индивидуальности
|
Участие в работе творческих групп, в работе
проблемных групп в процессе решения поисковых задач, проведение
тренингов и деловых игр.
|
Повышение профессионально-деловой
активности
|
Мастерский
(высокий)
|
Стимулирование
творчества
|
Наставничество, работа в творческих группах,
обмен опытом, внедрение инноваций
|
Повышение профессионально-деловой
активности
|
В
целях повышения активности, пробуждения инициативы педагогов,
поощрения их творческих поисков я использую такую распространенную
форму методической работы, как «Методические предметные недели».
Заранее руководители МО составляют план, затем мы совместно
проверяем. По необходимости даю консультацию. В течение недели
учителя делятся опытом: проводят открытые уроки, мастера проводят
тренинги и коучинги и обязательно внеклассные мероприятия, открытие
и закрытие недели не обсуждается, оно должно быть. Ежегодно также
проводим неделю молодого специалиста.
Хочу отметить важность групповой деятельности,
которая создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества
педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами,
успешнее начинают работать «менее творческие»
педагоги.
Итак, инновационные подходы к управлению
методической работой я связываю с формированием у педагогов
интереса к инновационным технологиям, выработкой у них устойчивого
педагогического мышления. Убеждена, что важно стимулировать
учителей изучать личность каждого ученика и применять на практике
инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие
педагогам найти свое место в педагогическом
пространстве.