I. Организационный
момент.
Создание коллаборативной
среды.
Психологически подготовить
учащихся к общению.
Здравствуйте, ребята! Я хочу
начать наш урок с улыбки, потому что улыбка делает даже незнакомых
людей ближе друг к другу. Сегодня урок русского языка и литературы
н хочу пожелать всем хорошего настроения, позитива и отличной
работы.
Обратите внимание на корзинку,
она сегодня не такая яркая, поэтому надо разукрасить. Я предоставлю
вам стикеры - фрукты, вы выберите свой цвет. Те ребята, которые
выберут зеленый цвет, они хотят сегодня достичь успеха, кто выберет
желтый цвет, хотят общаться и получить новые знания. Сейчас
выбираем цвета и крепим на корзинку. Для того, чтобы наша работа
была продуктивной и был результат, мы поделимся на
группы. Стратегия «Воздушный
шарик». Выбираем по цвету шарик и
определяем группы.
- Для того, чтобы определить
тему нашего с вами урока,
предлагаю вам такое
задание.
Работа с
буквами
На доске появляются 4
буквы:
-Составьте из них
слово
Д Ш А
У
Это всего лишь буквы. Что вам
видится за каждой из этих букв?
II. Актуализация
знаний.
1) Работа с
буквами
На доске появляются 4
буквы:
Д Ш А
У
Это всего лишь буквы. Что вам
видится за каждой из этих букв?
-О чем вы думаете, когда
произносите каждую из этих букв?
Д – дом,
доброта…
У – утро, ум,
урок…
Ш –
школа…
А –
аист…
-Составьте из них слово
(Душа)
Слово
учителя
Оказывается, проблемы,
связанные с темой «Душа», весьма злободневны, и волнуют многих. Наш
мир перенасыщен электрическими устройствами. Компьютер давно
уверенно вошёл в жизнь каждого человека. Многие люди даже не
представляют свою жизнь без компьютера. Современные люди стали
общаться друг с другом по электронной почте, находят новых друзей,
спутников жизни. Но иногда нам не хватает живого общения с
друзьями, с родными, с близкими людьми. В Японии, например,
одинокие люди даже покупают себе робота – друга, с которым можно
сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и
поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо: человек не
одинок.… Но с другой, робот не может заменить общение с живым
человеком. Почему? Что же отличает живого человека от робота?
(Душа)
Учитель: Известный поэт Николай
Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа».
Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе
лениться» и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова
стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл,
понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока. Запишите
в тетради тему урока и вопрос, на который мы постараемся ответить в
ходе урока: -Что такое труд души? 1)
Работа
со значением слова.
Объясните лексическое значение
слова «душа». Однозначным или многозначным является это слово?
(Душа – это то, что находится внутри человека; то,что мы не видим,
но чувствуем; душа-человек – это добрый человек. Слово является
многозначным).
- Проверим правильность ваших
ответов по толковому словарю.
(С.И.Ожегов. «Толковый словарь
русского языка»).
Душа - 1. Внутренний
психический мир человека, его сознание. 2.То или иное свойство
характера, а также человек с теми или иными свойствами.
3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.
- Например, Л.Н.Толстой сказал
так: «Душа – поле борьбы добра и зла» Теперь попытайтесь
сформулировать свое определение, используя слова и словосочетания
из словаря и высказываний. (примерно: душа – это внутренний,
психологический мир человека, его сознание, мышление, то, что может
вдохновить человека, то, что руководит
поступками).
- Что можно говорить о душе с
точки зрения морали? (Какой должна быть душа. Она должна быть
доброй, чуткой, отзывчивой…)
III. Изучение нового
материала.
Видео о
Н.А.Заболоцком
(К) Метод «Чтение с
пометками» чтение текста о творчестве
Заболоцкого Николая Алексеевича создание постера,
защита
ФО - Молодцы, вы справились с
заданием
Записываем тему урока «Труд
души» ( по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе
лениться»
Цель урока: познакомимся со
стихотворением, определим тему, идею стихотворения; узнаем о таких
литературоведческих понятиях, как антитеза,
анафора.
Упр. 1. Известный поэт Николай
Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял над словом «душа» в своем
стихотворении «Не позволяй душе лениться». Почему, на ваш взгляд,
«нельзя позволять душе лениться»? Прочитать с помощью
«карточки-информатора». Сравнить свои предположения с содержанием
стихотворения.
К. Работа по
учебнику.
Упр. 2. Выскажите свою
позицию. Дайте развернутые ответы на
вопросы:
1. О чем это
стихотворение?
2. К кому обращено
стихотворение?
3. Какова основная мысль
стихотворения?
4. Какое настроение вызывает?
С помощью каких средств создается это
настроение?
5. Как вы понимаете выражение
«труд души»?
6. Почему автор считает труд
души необходимостью? В каких строках эта мысль
передается?
7. О чем заставляет задуматься
стихотворение?
8. К чему призывает
автор?
9. Какие мысли посетили вас
после прочтения стихотворения?
ФО – Молодцы, вы справились с заданием
IV Физкультурная
минутка
Стратегия «Да», «Нет»,
«Не знаю»
V. Закрепление изученного
материала.
(Г) Работа в
группах.
1группа
Объясните смысл выражения из
1-й строфы:
«чтоб в ступе воду не
толочь».
Объясните значение слов и
выражения 2-й строфы: «тащи с этапа на
этап».
Подберите антонимы к слову
душа.
Глаголы, какого наклонения
использует поэт? Выпишите их. Почему их так
много?
2
группа
Объясните смысл выражения из
3-й строфы: «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее
узды».
Объясните смысл выражений из
4-й строфы: «дать поблажку», «последнюю рубашку
сорвет».
Подберите антонимы к слову
лентяй.
Обратите внимание на то, какие
знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете,
какова их роль в тексте?
Дескриптор: учащиеся правильно
объясняют значение слов и выражений, подбирают антонимы к
словам.
IV. Освоение изученного
материала.
Упр. 4.
Заполните
таблицу примерами художественно - изобразительных средств из текста
стихотворения «Не позволяй душе лениться».
Лист самооценивания для
работы в паре
Художественный прием Пример из
текста стихотворения
Олицетворение
Антитеза
Анафора
Кольцевая
композиция
- Если бы вас попросили
нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили?
Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в
вашем воображении?
Упр. 5.
Что может
происходить в душе каждого из нас?
Попытайтесь с помощью глаголов
описать состояние души
Допишите по 2–3 примера в
каждый столбик.
Трудится
Ленится
Веселится
Гневается
Успокаивает
Завидует
Помогает Подталкивает,
провоцирует
Защищает
Губит
Возрождает
Убивает
Мирит Ссорит,
обижает
Радуется
Злится
Ликует
Тешится
Умиротворяет Не
заботится
Речевой
тренинг
Домашнее
задание.
1.Соберите кейсы к проекту
«Душа»:
Пословицы, стихи, миниатюры,
иллюстрации…
2. Эссе на тему: «О каком
человеке говорят: «У него щедрая душа»?
Рефлексия
Продолжите
предложения:
узнал, открыл для
себя…
Сегодня научился,
смог…
уроке могу похвалить себя и
своих одноклассников за …
Критерии
оценивания:
Учащийся достиг цели обучения,
если…
1) определяет основную тему и
идею стихотворения:
2) записывает ключевые слова
/словосочетания;
3) комментирует лексические
особенности текста и делает выводы
|