НАМ, УЧИТЕЛЯМ, ЕЩЁ МНОГОМУ НУЖНО
НАУЧИТЬСЯ
Бупеева Априза Гиниятовна
КГУ «Общеобразовательная школа имени
Абая
Карагандинской
области
Абайского
района
поселка
Топар отдела образования Абайского
района»
Задача, поставленная Президентом, воплощается в
жизнь. В Государственной программе развития и функционирования
языков Президент Н.А.Назарбаев вновь напомнил о развитии
лингвистического капитала казахстанцев. О настоятельной
необходимости знания английского языка Глава государства говорил
даже в начале трудных 90-х годов. Уже тогда Нурсултан Назарбаев
ставил задачу активной интеграции государства в мировое
сообщество. Сейчас
перед основной школой стоит задача создания благоприятных условий
для развития творческой , высококультурной личности. Каждый ученик
должен приходить в школу с желанием заниматься именно языком,
приобретать практические навыки, которые позволят качественно
выполнять вышеизложенные задачи. Человек с самого рождения тесно
связан со своим родным языком. Так и мы ,именно на родном языке в
раннем детстве произнесли первое в жизни слово, позже рассказали
первый выученный наизусть стишок. А сейчас жизнь без знания
русского и английского языков вообще
немыслима. Изучение культуры через язык
предполагает не только формирование навыков употребления языковых
конструкций, но и правила языкового и неязыкового поведения. В
условиях многонационального Казахстана, многообразия его культур и
народов система филологического образования в школе способствует
развитию как казахстанского сознания школьников, так и их
национального самосознания, чувства любви к своей Родине,
отечеству. Цель процесса формирования полиязычной и поликультурной
личности: передавать подрастающему поколению богатства языка и
культуры родного народа, опыт жизни, традиции и
духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов
совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры. Я
работаю в школе 33 года, и каждый день в школе является для меня
открытием личностных особенностей ученика.
Мой предмет- русский язык и
литература- открывает для меня дополнительные возможности влиять на
сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость. Я
чувствую ответственность в деле воспитания свободного, культурного,
ответственного,нравственного ,здорового человека. Моё
педагогическое кредо : учить детей по мере их возможностей и
способностей , учить не мыслям, а мыслить.
Стремлюсь к
тому, чтобы уроки учили мыслить самостоятельно, сопоставлять факты
и искать информацию, вслушиваться в Слово, его музыку, его тайный
смысл. Одной из основных
дидактических задач любого урока русского языка в национальной
школе –осуществление практической направленности в обучении, связь
обучения с жизнью, с потребностью учащегося говорить и писать по
русски, развитие желания самосовершенствования и
самообразования. Когда училась в
школе , учителя , которые оказывали влияние на формирование моего
мировоззрения, являлись учителями трёх
языков: казахского, русского,
немецкого. Своим
педагогическим мастерством, высоким уровнем педагогической культуры
они заслужили авторитет учащихся, коллег, родителей,
общественности. И уроки, связанные с литературой, с родным
языком формировали в нашем поколении нравственную основу, которая
помогает нам работать и реализовать свои возможности в условиях
быстро меняющегося мира. Огромную роль в процессе приобщения учащегося к духовным
ценностям национальной и мировой культуры играет русская
литература, поэтому учителя русского языка и литературы должны
развивать у ученика речевую культуру, формировать эстетическое
отношение к окружающему миру, общественную позицию, историческую
память. В целях гармоничного развития личности мы должны на каждом
уроке стремиться к обеспечению мотивации
учения. На мой взгляд, можно выделить три главных
принципа, чтобы учение проходило успешно:1) Материал должен быть
доступен (понятен) детям.2) Ребята должны видеть его нужность,
знать, где можно применить эти знания.3) На уроке должно быть
интересно, причем интересно должно быть не только детям, но и
самому учителю. Учителя – филологи
должны учить учеников необходимости совершенствовать филологическое
образование, так как уроки литературы духовно обогащают нас,
наполняют наши сердца разумом и любовью, учат милосердию и
человечности.И это не просто высокопарные слова, в них смысл нашей
жизни,нахождение своего места,самореализация своих возможностей. Из
рассказа учителя русского языка я узнала о том , как во время войны
репрессированных учителей из Москвы сослали в далекий Карсакпай.
Учителя,не зная языка, нашли общий язык с местным населением,
открыли там русскую школу, обучали казахских детей на русском
языке. Многие выпускники, в том числе дочь известного академика
Каныша Сатпаева, позже стали студентами столичных
университетов.Отношения учителей и учеников во многом сохранялись и
в последующем. А это значит,
важнейшими для этих учителей оказались истоки чисто человеческих
отношений. В нашем современном мире зачастую не хватает
морально-нравственных, этических отношений, а это в свою очередь
приводит к духовному обеднению общества. А чтобы этого не
случилось, серьезной филологической подготовки требуют все
профессии, которые предполагают интенсивное общение с людьми:
социального работника, психолога, менеджера, рекламного агента,
политического деятеля. Сегодня стоят задачи, соответствующие
современному духу времени. Эти задачи в полной мере получили своё
отражение в Концепции развития образования в нашей республике, и в
последнем Послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Я
думаю от деятельности учителей – филологов зависит не столько
настоящее, сколько будущее. Результат их работы будет виден только
по истечении ряда лет. Ими закладывается фундамент последующего
поколения, так как только духовность определяет качество жизни и
выбор общественных человеческих приоритетов и ценностей. В
результате проведения практических занятий и тренингов на курсах мы
повысили знания в области функциональной грамотности учащихся,
приобрели навыки ИКТ, которые понадобятся
нам для
повышения эффективности учебного процесса.
Много нового мы
узнали и освоили на занятиях нашего куратора Н.З.Акульбековой. С
ней мы изучали «Теорию полного усвоения Блума», узнали о развитии
умения аудирования на уроке при помощи цифровых
технологий. Я
люблю школу, искренне отношусь к своим ученикам и всегда помню
слова Я.А.Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая
другая под солнцем».