Материалдар / Наречие как часть речи
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Наречие как часть речи

Материал туралы қысқаша түсінік
Наречие как часть речи
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
449
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема: Наречие как часть речи


Цель и задачи: Повторить знания о наречии как части речи, грамматические признаки наречий, показать возможности употребления наречий в текстах разных типов. Формирование умения различать наречия и прилагательные, формирование исследовательских умений, воспитать интерес к изучению русского языка


Тип урока: урок повторение изученного


Форма: групповая


Метод: наглядный, частично – поисковый


Оборудование: ИКТ, крточки с заданиями



Ход урока:


І Организационный этап

Деление на две группы, при помощи геометрических фугур.

Приглашаю Вас на урок – исследование. Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем с вами это движение вперед.


Тема нашего урока «Наречие как часть речи».

Сегодня мы повторим знания о наречии как части речи, его грамматические признаки, будем учиться различать наречия и прилагательное, рассмотрим выразительные возможности наречий, постараемся определить роль наречий в тексте, возможности употребления наречий в текстах разных типов.


Стадия вызова: Вначале восстановим в памяти сведения о наречии как части речи.


  • Перед Вами репродукция великолепной картины великого русского художника Константина Федоровича Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад».

  • Я Вас просила найти в Толковом словаре и выписать значение слова Посад.


Лексическое значение слова ПОСАД

Посад – это в древней и средневековой Руси:

Торгово - промышленная часть города, обычно вне городской стены. Пригород, предместье.



- Исследование мы будем проводить по тексту, описывающему эту картину. Работать мы будем в группах.


Работа с текстом

Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна. Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но чуть – чуть пригрело солнышко, и на улице стало по – весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшимся в домах людям хочется выскочить в одежде нараспашку и специально бежать по улицам, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.


Задания для 1 группы:

  1. На какой вопрос отвечает наречие?

  2. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  3. От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям?

  4. Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены.

Смотрю как? поневоле, открывая как? Заново, - признак действия.

Празднично как? по – весеннему, приближающемуся где? повеместно, красивый на сколько? очень – признак признака

Одежда как? нараспашку – признак предмета.

5. Почему наречие обозначают признак действия, признак предмета, признак признака?

6. Изменяются ли наречия по родам, по числам, по падежам?

7. Какими членами предложения они являются?


8. Заполните таблицу


Разряды наречий по значению

Значение


Вопрос


Наречие


Место



Время



Цель



Причина



Образ действия



Мера и степень



9. Объясните правописание наречий чуть- чуть, по- весеннему, заново?

10. Сформулируйте правило (при ответе зачитайте только вывод)



Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы мы пришли к выводу что Наречие это.......

Задания для 2 группы:

1.На какой вопрос отвечает наречие?

2. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

3.Сравните наречия с краткими прилагательными: Исскусство (каково?) вечно

(вечное). Лицо (каково?) ласково (ласковое), настроение (

каково?) празднично (праздничное), приветствие (каково?) радостно (радостное)

4.В чем сходство наречий и кратких прилагательных?

5.Объясните правописание ь знака на конце наречиий и кратких прилагательных после шипящих.

6. Сформулируйте правило (при ответе зачитайте только вывод)


Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы мы пришли к выводу что Наречия на О и краткие прилагательные в среднем роде пишутся и слышатся одинаково. Но наречия отвечают на вопросы......, а краткие прилагательные на вопросы.... Наречие неизменяется, а краткие прилагательные изменяются по числам, но не изменяются по падежам. В предложении часто бывает сказуемым. .

7. Сравните данные наречия с прилагательными в простой сравнительной степени.

Лицо (каково?) ласковее (ласковое), настроение (

каково?) праздничнее(праздничное), приветствие (каково?) радостнее (радостное)

В чем сходство и различие наречий и прилагательных в сравнительной степени?



8.Сформулируйте правило (при ответе зачитайте только вывод)

Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы мы пришли к выводу, что Наречия и наречия в простой сравнительной степени пишутся и слышатся одинаково. Но наречия в простой степени отвечают на вопросы как? и относится к глаголу. А прилагательные .....



Работа с текстом по группам. Чтобы показать возможности употреблений наречий в речи, нужно сделать анализ текста.


- Наша жизнь невозможна без солнца. Вот оно медленно поднимается из-за горизонта, стремительно разбрасывает свои яркие лучи – и пробуждается все живое. Перед нами текст о самом невероятном и близком нам чуде – о солнце.

Текст для 1 группы.

....... поднимается солнце. Оно всходит ...., заливая все своими ярким светом. ... это огненное чудо только .....пригревает землю, ... смотрит на распускающиеся цветы, .... улыбается щебечущим птичкам. Потом оно... сверкает и ....припекает. Солнце ....трудится весь лень, щедро даря тепло и радость.

Для справок: раным –рано, постепенно, сначала, слегка, по –дружески, весело, ослепительно, горячо, без устали.



  1. Прочитайте текст

  2. Определите тип речи.

  3. Вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок. Переведите эти слова на русский и английский языки.

  4. Прочитайте сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.

  5. Сделайте вывод о роли наречий в данном тексте. (Наречия помогают сделать речь выразительнее, красочнее, конкретизировать действия)

Как начинается утро, как всходит солнце? Чем занято оно в течение дня?На все эти вопросы отвечает тект - повествование.


- Почему человек стремится к гармонии? Почему каждое явление природы не существует изолированно? Об этом мы узнаем в следующем тексте. Слово 2 группе.


Текст для 2 группы.

Все живое в природе ........ стремится к объединению. Только вместе, только ....веря друг в друга, можно добиться счастья. Вдвоем ....переносить трудности дальнего пути, .... согреться в ненастную погоду. Сообща .....живется на свете, ведь в одиночку любая беда.... превращается в трагедию.

.....присмотритесь к окружающему миру, и вы ...... найдете друзей.


Для справок: неудержимо, по – настоящему, легче, проще, веселее, нежданно-негаданно, чуть – чуть, повсюду


  1. Прочитайте текст

  2. Определите тип речи.

  3. Вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок. Переведите эти слова на русский и английский языки.

  4. Прочитайте сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.

  5. Сделайте вывод о роли наречий в данном тексте. (Наречия помогают сделать речь выразительнее, красочнее, конкретизировать действия)



Теперь мы видим, что есть тексты, которые не могут существовать без наречий, особенно если это наречия места или времени. Они помогают нам ясно и четко представить описываемый предмет, передают авторское отношение к изображаемому.


Рефлексия

1. У меня есть вопросы, мне нужна помощь в этой теме.

  1. Я могу все сделать сам.

  2. Я могу все сделать сам и могу другим помочь.

Технология проведения:

Учитель инструктирует обучающихся:

  1. На доске размещены 3 листа с критериями.

  2. Каждому ученику выдается стикер, где он пишет свою фамилию.


Подведение итога урока. Оценка знаний учащихся.

Задание на дом: используя наречия написать эссе о своем городе.


































Работа с текстом

Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна. Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но чуть – чуть пригрело солнышко, и на улице стало по – весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшимся в домах людям хочется выскочить в одежде нараспашку и специально бежать по улицам, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.


Задания для 1 группы:

  1. На какой вопрос отвечает наречие?

  2. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  3. От слов каких частей речи мы задаем вопросы к наречиям?

  4. Выпишите получившиеся словосочетания, определите главное и зависимое слова, задайте вопрос, какими частями речи эти слова выражены.

Смотрю как? поневоле, открывая как? Заново, - признак действия.

Празднично как? по – весеннему, приближающемуся где? повеместно, красивый на сколько? очень – признак признака

Одежда как? нараспашку – признак предмета.

5. Почему наречие обозначают признак действия, признак предмета, признак признака?

6. Изменяются ли наречия по родам, по числам, по падежам?

7. Какими членами предложения они являются?


8. Заполните таблицу


Разряды наречий по значению

Значение


Вопрос


Наречие


Место



Время



Цель



Причина



Образ действия



Мера и степень



9. Объясните правописание наречий чуть- чуть, по- весеннему, заново?

10. Сформулируйте правило (при ответе зачитайте только вывод)



Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы мы пришли к выводу что Наречие это.......












Заполните таблицу


Разряды наречий по значению



Значение


Вопрос


Наречие


Место





Время





Цель





Причина





Образ действия





Мера и степень





























Работа с текстом


Поневоле смотрю на удивительную картину Юона, и незаметно в душу входит весна. Недавно казалось, что снег будет вечно сковывать землю. Но чуть – чуть пригрело солнышко, и на улице стало по – весеннему празднично. Мороз не сопротивляется повсеместно приближающемуся теплу. Воробьи радостно щебечут. Чудесно пробуждается природа. Вдоволь насидевшимся в домах людям хочется выскочить в одежде нараспашку и специально бежать по улицам, заново открывая для себя чудесные звуки пробуждающейся весны.


Задания для 2 группы:

1.На какой вопрос отвечает наречие?

2. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

3.Сравните наречия с краткими прилагательными: Исскусство (каково?) вечно

(вечное). Лицо (каково?) ласково (ласковое), настроение (

каково?) празднично (праздничное), приветствие (каково?) радостно (радостное)

4.В чем сходство наречий и кратких прилагательных?

5.Объясните правописание ь знака на конце наречиий и кратких прилагательных после шипящих.

6. Сформулируйте правило (при ответе зачитайте только вывод)


Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы мы пришли к выводу что Наречия на О и краткие прилагательные в среднем роде пишутся и слышатся одинаково. Но наречия отвечают на вопросы......, а краткие прилагательные на вопросы.... Наречие неизменяется, а краткие прилагательные изменяются по числам, но не изменяются по падежам. В предложении часто бывает сказуемым. .

7. Сравните данные наречия с прилагательными в простой сравнительной степени.

Лицо (каково?) ласковее (ласковое), настроение (

каково?) праздничнее(праздничное), приветствие (каково?) радостнее (радостное)

В чем сходство и различие наречий и прилагательных в сравнительной степени?



8.Сформулируйте правило (при ответе зачитайте только вывод)

Вывод: Проанализировав текст и ответив на вопросы мы пришли к выводу, что Наречия и наречия в простой сравнительной степени пишутся и слышатся одинаково. Но наречия в простой степени отвечают на вопросы как? и относится к глаголу. А прилагательные .....















Текст для 1 группы.

....... поднимается солнце. Оно всходит ...., заливая все своими ярким светом. ... это огненное чудо только .....пригревает землю, ... смотрит на распускающиеся цветы, .... улыбается щебечущим птичкам. Потом оно... сверкает и ....припекает. Солнце ....трудится весь лень, щедро даря тепло и радость.

Для справок: раным –рано, постепенно, сначала, слегка, по –дружески, весело, ослепительно, горячо, без устали.



  1. Прочитайте текст

  2. Определите тип речи.

  3. Вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок. Переведите эти слова на русский и английский языки.

  4. Прочитайте сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.

  5. Сделайте вывод о роли наречий в данном тексте. (Наречия помогают сделать речь выразительнее, красочнее, конкретизировать действия)

Как начинается утро, как всходит солнце? Чем занято оно в течение дня?На все эти вопросы отвечает тект - повествование.
































Текст для 2 группы.

Все живое в природе ........ стремится к объединению. Только вместе, только ....веря друг в друга, можно добиться счастья. Вдвоем ....переносить трудности дальнего пути, .... согреться в ненастную погоду. Сообща .....живется на свете, ведь в одиночку любая беда.... превращается в трагедию.

.....присмотритесь к окружающему миру, и вы ...... найдете друзей.


Для справок: неудержимо, по – настоящему, легче, проще, веселее, нежданно-негаданно, чуть – чуть, повсюду


  1. Прочитайте текст

  2. Определите тип речи.

  3. Вставьте подходящие по смыслу наречия, пользуясь словами для справок. Переведите эти слова на русский и английский языки.

  4. Прочитайте сначала текст в первоначальном варианте, а затем с наречиями.

  5. Сделайте вывод о роли наречий в данном тексте. (Наречия помогают сделать речь выразительнее, красочнее, конкретизировать действия)
































Лист оценивания


Ф.И.

обучающегося

Работа с текстом



Итог



Оценка


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11











































































































































































  1. У меня есть вопросы, мне нужна помощь в этой теме.

  2. Я могу все сделать сам.

Я могу все сделать сам и могу другим помочь











Подготовка и настрой класса к уроку. Целевая установка.


ІІ. Актуализация заний по теме

Ответы учащихся на вопросы помощью выбора ячеек на интерактивной доске.


ІІІ. Работа с таблицей. Заполните таблицу наречиями, укажите вопросы


Составьте 3-4 словосочетания. Определите вид синтаксической связи.


Главная особенность наречий неизменяемость, следовательно, у наречий нет и не может быть окончания.

- А чем тогда является гласная на конце наречий? (Суффиксом)



Разряды наречий по значению

Значение

Вопрос

Наречие

Место



Время



Цель



Причина



Образ действия



Мера и степень




Безответственно,


ІҮ. Кто быстрее? Конструирование предложений

На школьном вечере было..., а интересно. Заниматься спортом...., а полезно. Учить английский язык..., а трудно. Мой друг живет..., а далеко. Ученик говорил не громко,....


Слова для справок: а тихо, не вредно, не легко, не скучно, не близко.


Ү. Заменить фразеологизмы наречиями или сочетаниями наречий:

Плечом к плечу –

За тридевять земель-

Ни свет ни заря –

Кот наплакал-

В час по чайной ложке-


Слова для справок: внимательно, быстро, точно, ни хорошо ни плохо, плохо.


Сломя голову-

Слово в слово-

Смотреть в оба –

Спустя рукава –

Так себе


Слова для справок: внимательно, быстро, точно, ни хорошо ни плохо, плохо.



ҮІ. Словообразовательный разбор


Задание: соединить части нескольких слов в одно и получите слово – наречие. Например: поговорить – приставка, космос – коернь, синонимический – суффикс, руки – окончание. Ответ: по- космический.



  1. Нарисовать – приставка, отъехать – приставка, машет – корень, мышь- конец слова.

  2. Убежать – приставка, вера – корень, современный – суффикс, весело – суффикс.

  3. Поехал – приставка, Казахстан – корень, дружески – суффикс.




  1. Дописать – приставка, сухой – корень, добела – суффикс.

  2. Побежишь – приставка, твой – корень, синему – окончание.

  3. Поспешишь – приставка, малый – корень, прелог –у.


ҮІІ. Синтаксический разбор


Прочитайте текст, выпишите наречия. Какими членами предложения они являются.



Темное небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный и свежий запах летней ночи. Кругом не слышалось никакого шума. Изредка плеснет боьшая рыба, слабо зашумит тросник, слегка поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.


Беседа по вопросам

  • Сколько наречий в данном тексте? Восемь

  • Назовите эти наречия. Торжественно, высоко, сладко, кругом, изредка, слабо, слегка, тихонько.

  • Какими членами предложения они являются.


ҮІІІ Сейчас нам предстоит решить задачу: о или а на конце наречий. Как узнать? Запишите слова в два столбика: с суффиксом а и о:

  1. Дотемн..., досрочн..., справ..., досыт..., влев..., издавн..., затемн..., снов.. засветл...

  2. Искос.., наглух.., изредк.., занов.., добел.. досух..., вправ....



ІХ Образуйте наречия при помощи приставок

По, во, в, суффиксов ому, ему, ски, ых, их.


Честный, настоящий, зимний, казахский, дружный, первый, флотский.



ІХ Настежь, всачь,замуж, невтерпеж, сплошь, навзничь,


Х «Четвертый лишний»

Горяч..., свж..., блестящ..., хорош...

Ещ..., певуч..., тягуч..., зловнщ...





Роль наречий в тексте


Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь.

Вспомнтися наречие «светло»,

И увидишь,- солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу всопнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво»-

Пред тобою срузу вся Россия!


-Какова главная мысль стихотворения? (Стих-ие о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова – сколько можно описать с помощью слов.)

-На каком приеме построено стихотворение? (Прием ассоциаций)

-Какая часть речи помогает подобрать соответсвующие ассоциации? (Наречие)









Сильный переливчатый звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянул голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)


-Познакомьтесь с текстом. Найдите, с какими частями речи употребляются наречия.

- Что придают наречия тексту? (Полноту и ясность. Писателю важно было передать действия птиц в полете и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия).






Образование наречий.



Правописание наречий



Роль наречий в тексте


Текст: «Одуванчик» (чтение текста).

Словарная работа (перевод, толкование непонятных слов) (слайд).

Встало солнышко спозаранку, умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом, сразу брызнули на землю солнечные пылинки, засветились на лугах, на тропинках весёлые жёлтые огоньки-одуванчики.

Одуванчик, если внимательно приглядеться, очень похож на солнце. Создаётся ощущение, что миллионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а от него в разные стороны расходятся лучи.

Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе. Кроме этого, делают варенье и мёд, а это очень вкусно.

Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.


Задания к тесту.

- Какова тема текста?

- Какова идея текста?

- Выделите микротемы текста.

- К какому типу вы отнесете этот текст?

- К какому стилю речи он относится? Почему?

- Найти художественные средства, используемые автором

(Метафора: одуванчики – огоньки; олицетворения: солнышко встало, умылось, пошло гулять, пылинки брызнули; эпитеты: солнечные пылинки, веселые огоньки, золотым светом; сравнения: одуванчик похож на солнце.)

Вывод: Кажется, совершенно незаметный цветок- одуванчик, автор опоэтизировал, и он уже предстает перед нами совершенно в другом свете – в образе посланника солнца.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!