Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Непрерывное образование как условие формирования учителя гуманитарного профиля
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Автор: Рямбова Валентина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Непрерывное образование как условие формирования учителя гуманитарного профиля
Образование не имеет точки насыщения
«Страна, не умеющая развивать знания,
вXXI веке обречена на провал»
Н.А. Назарбаев
Образование на современном этапе своего развития вошло в период основательных качественных изменений, причем одной из самых приоритетных задач в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных творчески и с энтузиазмом эффективно работать в совершенно новых, динамичных условиях современной педагогической действительности.
Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни казахстанцев привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новых образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охватившей образовательные системы всех без исключения уровней. Все это требует качественно новых подходов в подготовке учителя, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы образования.
Цели таких новых подходов должны состоять в следующем:
• расширение общей и становление первоначальных основ профессиональной культуры будущего учителя;
• углубление ориентации студентов на педагогическую профессию, мотивов и личностного осознания ими выбора профессии через формирование целостных представлений о гуманистическом и творческом характере педагогической деятельности, ее специфике и роли в жизни реформирующего себя общества;
• обеспечение установки на профессионально-личностное развитие, саморазвитие, самоопределение и самовоспитание студентов с учетом их индивидуальных особенностей;
На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Какая бы его сфера ни затрагивалась, какие бы аспекты обучения, воспитания, развития человека ни рассматривались, возникает необходимость выразить свое отношение к таким сторонам образования как: всеохватность, т.е. объединение общей целью и вовлечение всего населения, всех его социально-демографических групп; преемственность, т.е. сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве общесоциальных целей и способов их реализации; индивидуализированность, т.е. учет по времени, типам, направленности потребностей каждого индивидуума. Фактически предстоит ответить на вопрос - всем и всегда ли нужно образовываться и кому это нужно - обществу или личности? А еще точнее, какой формуле следовать: "образование на всю жизнь" или "образование через всю жизнь"? Без ответов на эти глобальные вопросы нельзя решить и вечных проблем, стоящих перед образованием, как организованной структурой общества: для чего, чему и как обучать в новых социально-экономических условиях.
Чем же вызвана объективная необходимость решения проблемы непрерывности образования? Прежде всего динамизмом мирового и общественного развития, ускорением социально-экономического прогресса, оказывающего решающее воздействие и на материальную и на духовную стороны жизни государства в целом и каждой отдельной личности.
Как бы то ни было, но идея необходимости обучения "через всю жизнь", трансформированная в теории "непрерывное образование", сегодня принята во всем мире.
Непрерывное образование предполагает овладение основами знаний, начиная с дошкольного возраста, в течение всей жизни, включая послевузовское образование и самообразование Особое значение это имеет в сфере педагогического образования, так как учитель, непрерывно учась сам, прививает вкус к учению своим учащимся, являясь главным звеном в цепи непрерывного образования.
Непрерывное образование - приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране. Она находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук.
Сущность непрерывного образования
В чем сущность непрерывного образования? Прежде всего, необходимо вычленить объект и предмет познания и их характеристики. Объектом данной части исследования мы считаем "непрерывное образование", а предметом - существующие взгляды и подходы к определению понятия "непрерывность образования". Термин "непрерывное образование" в бытовой содержательной интерпретации выглядит, как представляется, весьма упрощенно: своей деятельностью человек всегда влиял на окружающий его мир, а деятельность как таковая была следствием определенного образования, которое приобреталось от предыдущих поколений и служило строительным материалом к созданию образа труженика (учителя, ремесленника, служащего и т.п.). В то же время, изменяя окружающий мир в ходе деятельности, человек, естественно, изменялся сам. Изменялось его отношение к труду и предметам труда, окружающим людям, убеждениям, идеалам и, как следствие, приходило осознание необходимости в совершенствовании своих знаний и умений. "
Просматриваются три главных аспекта сущности НО:
а) первый, традиционный, когда в НО видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть "конечного" образования (т.е. "образования на всю жизнь");
б) сторонники второго подхода рассматривают явление образования как пожизненный процесс ("учиться всю жизнь") и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т.п.);
в) третий подход наиболее продуктивный, идею пожизненного образования "пропускает" через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью ("образование через всю жизнь"). Целью НО в этом случае становится - всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его "окультуривание", как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.
В третьем подходе, особенно в последние годы, особо выделяется деятельностный аспект, при котором НО рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социальную и культурно-историческую ниву.
Актуальность исследования
В условиях непрерывного образования решается задача подготовки компетентного человека, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них, без чего невозможен переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.
В основе концепций развивающего (и развивающегося), а также личностно-ориентированного образования, разработанных отечественными психологами, лежат идеи культурно-исторического развития человека (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, В.И. Слободчиков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Их идеи оказали влияние на представления о содержании образования и выдвинули на первый план принцип обновления и системного построения образовательного материала.
Педагогические исследования рассматривают проблему личностно-ориентированного образования в контексте непрерывного образования, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским. Непрерывное образование рассматривается как кардинальное условие развития личности на всех уровнях и ступенях профессионального и жизненного пути.
Истоки непрерывного образования
Истоки явления "непрерывное образование" можно обнаружить в прошлом. Г.П. Зинченко (российский специалист по социальной философии, социологии, защитивший в 1990году докторскую диссертацию по теме «Непрерывное образование в советском обществе: формирование концепции и проблемы ее реализации ») считает, что проблема непрерывного образования осмысливалась не столько в форме "понятия", сколько в форме идеи. Причем возведение этой идеи он относит к Библии, Корану, Талмуду. Автор утверждает, что в форме полудогадки, полуидеи эту мысль высказывают Платон и Аристотель. Находит она отражение и в гуманистических взглядах Вольтера, Гете, Каменского, Руссо и др.
По утверждению Г.П.Зинченко, термин "непрерывное образование" впервые употреблен в 1968 г. в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972 г. был опубликован "Доклад Фора", в котором вносилось предложение принять как руководящую концепцию так называемое "непрерывное образование" для будущих нововведений во всех странах мира1.
Педагоги и психологи называют современную образовательную парадигму парадигмой саморазвития личности, ибо в этом смысле она является основой образовательно-воспитательного процесса, который органически сочетает в себе необходимость педагогического и организационного саморазвития учащихся и студентов в ходе активного, творческого освоения мира и его культуры в режиме непрерывности.
Непрерывное образование сегодня — это процесс целенаправленного формирования разносторонне развитой личности, обеспечивающей поступательный и согласованный характер формирования интеллектуальных, творческих способностей и личностных качеств человека
При всей значимости разработки различных аспектов профессионально-личностного развития педагога, в обществе должно иметь место чёткое осознание того, что её осуществление может быть достигнуто при наличии соответствующих социально-экономических и психолого-педагогических условий. Одним из главных условий совершенствования всей образовательной системы в Казахстане является усиление внимания к проблеме непрерывного педагогического образования на качественно новом уровне.
Задачи школы непрерывного образования учителей .
1. Индивидуальная работа с учителями в плане повышения квалификации, поддержка инновационно- исследовательской работы учителей, обобщение педагогического опыта.
2. Создание учебно- методического продукта: методических пособий для учителей, учебных материалов для учеников (тетради на печатной основе, сборники задач, оборудование для физических кабинетов, наборы слайдов, видеофильмы и т.п.)
3. Формирование творческих групп учителей, работающих над общей проблемой.
4. Подготовка слушателей к руководству методическими семинарами и творческими группами учителей в городах и районах области.
5. Осуществление непрерывной цепочки в учебном процессе: школа (ученик, учитель)
Природа профессиональной деятельности учителя как никогда требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого являются приоритет индивидуально-творческого над алгоритмическим, переход к личностно-ориентированной парадигме. В этой связи возникает необходимость проанализировать теоретические концепции непрерывной подготовки педагогических кадров, выявить наиболее плодотворные, имеющие сегодня важное практическое значение. Особое внимание было уделено исследованиям, в которых представлены результаты личностно ориентированных технологий обучения, гуманитаризации учебного процесса.
Приметой нашего сложного времени стал возрастающий интерес к гуманизации образования. Учёные активно отстаивают точку зрения, согласно которой соответствующая природе человека идея гуманистической педагогики не может не возобладать, так как сама гуманная педагогика - это общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека и, в конечном счете, преодолевающая этнические, идеологические, классовые различия, что непосредственно связано с профессионально-личностным развитием педагога.
Необходимость глубокой гуманитаризации образования. Перед педагогом встает задача раскрывать изучаемые дисциплины не только в предметном аспекте, но и универсально, в многообразии форм их связей, т.е. в их ценностном измерении. Отсюда необходима открытость педагога разным способам осмысления изучаемого, которые он находит в культуре (наука, искусство, философия, религия и т.п.). В результате педагог проявляет себя не только как профессионал-предметник, но и как «человек культуры». Педагог, ориентированный на предельные цели образования, которые заключаются в становлении личности учащегося, осознает недостаточность реализации «знаниевой» установки. Учитель — воплощенное диалектическое противоречие. Будучи специалистом-предметником, он вынужденно односторонен, но «сверхзадача», которая стоит перед ним, диктует необходимость стремиться к универсализму. Осознание себя, своей принадлежности не только к профессиональной общности, но и к культуре - это осознание всех способов смыслообразования.
Духовно-практическое начало глубоко заложено в человеческой
природе, хотя и не всегда осознается. Чтобы обладать «избытком
видение», иметь возможность «доопределять» предмет изучения, делать
его целостным и ценностно завершенным, он должен обладать
способностью видеть в предмете богатство отношений и относиться к
нему не только познавательно, но и эмоциональнее,
Автор: Рямбова Валентина Николаевна
учитель русского языка и литературы