ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЁЖИ: НЕКОТОРЫЕ
АСПЕКТЫ
Данную статью объединяет общая мысль: подлинная
личность всегда рождается на переднем крае развития общей культуры;
ее формирует в огромной степени окружающая, социальная и природная
среда, общение и, что особенно важно подчеркнуть, - труд. Она
проявляет себя универсально, совокупности всех своих сущностных
сил: интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических.
Именно универсальность образует реальную меру культурного развития
человека.
Ключевые слова: культура, этика, мировоззрение,
эстетика, идол, идеал, кумир.
ABOUT AESTHETIC DEVELOPMENT OF YOUTH: SOME
ASPECTS
This article is united by the
general thought: the original personality is always born on a first
line of the general culture development; it is formed in huge
degree by surrounding, social and the environment, communication
and that it is especially important to emphasize, - work. It proves
itself universally, sets of all intrinsic forces: intellectual,
physical, moral and aesthetic. Universality exactly forms real
measure of cultural development of the
person.
Keywords: culture, ethics,
outlook, aesthetics, idol, ideal, favour.
В контексте сказанного возникает вопрос, - в
каком направлении идёт эстетическое развитие молодёжи в условиях
сегодняшней социокультурной ситуации, Не считая нашей политики и
экономики, не кажется ли он самым острым?
А разве не остра сама социокультурная ситуация?
Причём острота заключается не столько в сложностях эстетического
развития современной молодёжи и даже не в самой ситуации, хотя сама
по себе она действительно уникальна. Острота, на мой взгляд, во
многом запрограммирована противоречивостью современного массового
сознания, которое воспринимает, оценивает, интерпретирует
происходящие в нашей культурной жизни процессы.
Почему - то считается, что нынешнее молодое
поколение не питает интереса к подлинным духовным ценностям, а
сплошь и рядом увлекается красивыми вещами, зарубежными видео- и
кинофильмами, лёгкой музыкой и т.п. Но социологические исследования
свидетельствуют, что художественные вкусы молодёжи не ниже, чем у
родителей, а структура досуга и художественных интересов гораздо
разнообразнее. На мой взгляд, никто не станет отрицать увлечения
современной молодёжи популярной музыкой, развлекательными кино и
видео. Но вряд ли оправдано противопоставлять развлекательные жанры
серьёзным или пытаться однозначно ответить на вопрос, какие из них
важнее, лучше, эстетичнее? Ведь и те, и другие как содержательны,
так и функциональны. Конечно, очень важно что «потребляет»
молодёжь, но ещё важнее, как она к этому
относится.
Отношение к искусству является критерием
эстетического развития личности. Нынешняя молодёжь сквозь призму
социологии очень разная. Многообразны вкусы, эстетические
предпочтения, отношение к искусству. И это очень
хорошо.
Я считаю, произошли заметные изменения в
эстетических интересах молодёжи за последнее время. Возрос интерес
к литературе. У ребят появилась тяга к серьёзному, сложному кино -
в анкетах всё чаще стали встречаться А. Тарковский, Ф. Феллини,
«полочные фильмы». Хотела бы сказать и о современном роке, вернее,
о рок - культуре. Сегодня она перемещается в эпицентр внимания
молодёжи. Несмотря на прохладное отношение массового сознания, в
ней есть много произведений остросоциального звучания, что очень
волнует молодёжь.
Так же известны критерии, с помощью которых
молодёжь делает свой выбор в искусстве. Я уже сказала, что молодёжь
очень разная и отсюда различны сами критерии. Если говорить о тех,
чьё сознание ориентировано на серьёзное искусство, то такими
критериями являются актуальность, гражданственность звучания,
проблематичность, социальный смысл и др. Вот несколько выдержек из
анкет юношей и девушек 17-22 лет.
«Главное в произведении искусства - его
нравственная суть…»; «решающее в искусстве - художественные
достоинства»; «гражданская позиция художника, наделённого
обострённым чувством социальной ответственности и сопричастности ко
всему происходящему» и т.д.
А что понимается под актуальностью,
современностью в искусстве?
Многие авторы анкет подчёркивают, что современное
искусство - не только то, которое отражает сегодняшний день, а
прежде всего то, которое созвучно времени. Это может быть и
классика, и искусство далёких эпох, но это должно быть искусство,
«отвечающее современным интересам», «помогающее лучше понять
современность», «заключающее глубокий социальный смысл», способное
«повлиять на личность и общество», «действенное», «гуманистичное» и
т.п.
Современное искусство, считают многие
респонденты, чтобы эффективно выполнять свою основную функцию,
обязательно должно быть проблематичным, давать пищу для
размышлений, выступать как бы возмутителем спокойствия,
разрушителем духовного комфорта.
Для значительной части современной молодёжи
характерно не просто упрощённое, но и нехудожественное отношение к
искусству. Так, на вопрос «Что вы считаете решающим при выборе того
или иного художественного произведения?» в десятках анкет было
написано примерно следующее: «привлекательность», «внешний эффект»,
«способность нравиться», «популярность» и т.д. Замечу, это далеко
не полный перечень критерий подобного эстетического выбора. Надо
признать, что система ценностей многих юношей и девушек замыкается
на нескольких кумирах, идолах, «звездах» современной эстрады.
Считаю это - одна из наиболее сложных проблем.
От эпохи к эпохе и от поколения к поколению идолы
меняются, не говоря уже о том, что они свои у каждого человека.
Считается так, что чем дольше живет идол, тем он гениальнее.
Пушкин, Растрелли, Чарли Чаплин, Достоевский… Они и сейчас хороши,
хотя уже и не идолы. Мы их любим…
Идолы у каждого свои. Взять, например, музыку.
Лично я выбираю Джеймса Тейлора, а кто-то выбирает «Битлз» и т.д.
Через сто лет «Битлз» уже не останутся идолами, хотя будут хороши и
тогда. Их, конечно, обязательно кто-то будет
любить.
Как видите, в непоследовательности и
противоречивости суждений угадывается стремление юношей и девушек
доказать свое право на выбор духовных наставников. Но всегда ли
этот выбор удачен? Нельзя не согласиться с одним из
корреспондентов. «Некоторые юноши и девушки, - пишет он, - с
восторгом принимают заведомую халтуру. Вроде как заболевают
каким-то кино - музыкальным дальтонизмом: что ни подай – все
сойдет, лишь бы трещала пулеметная очередь ударной установки, лишь
бы завывала соло – гитара, а в глаза били вспышки цветомузыки. В
«кумирах» у ребят подчас ходят не те герои, не те
звезды».
Мне кажется, сегодня особенно важно воспитывать у
юношей и девушек принципиальный подход к современному искусству,
объяснить, какая разница между такими понятиями, как «идол» и
«идеал», научить их отличать подлинное и непреходящее от мелкого и
временного, понимать, у кого они учатся, а главное –
чему.
По-моему, именно «кумир» человеку не очень нужен.
В этом слове есть что-то от беснующейся толпы, что-то
недолговечное, оторванное от реальности. В кумире нам нравится
внешность, форма, то, как он ходит, как смеется, как одевается. А
внутренний мир? Он нас не занимает, мы слишком заняты внешней
красивой оболочкой.
Нам очень часто повторяют: «Будь добрым, честным,
справедливым». А как быть таким? Этому учит нас идеал. Им могут
быть родители, друг, герой, литературный или реальный, но именно
такой: добрый и честный, сильный и умный.… Рядом с идеалом нельзя
жить плохо». Думаю, с этим нельзя не согласиться.
Не слишком ли упрощённо мы подходим к увлечениям
современной молодёжи, разделяя её на положительную (кто увлекается
серьезным искусством) и отрицательную (кто предпочитает «поп»,
«диско », «бит » и т.д.)?
Да, такая схема действительно слишком упрощена. В
жизни всё намного сложнее. Среди тех же почитателей классики есть
немало таких, которые видят в ней что- то близкое своим духовным
потребностям, кого она привлекает сложностью, и необычностью в
чисто познавательном аспекте и, наверное, таких ребят, кто отдаёт
ей предпочтение, поскольку это подымает их престиж в глазах
референтной группы, то есть группы сверстников, на вкусы и ценности
которой они ориентируются, к которой стремятся и хотят
принадлежать. Точно так же различны мотивы и у почитателей
современных популярных жанров. Если выделить определенные группы
молодежи по их отношению к искусству, то я назвала бы, по крайней
мере, четыре таких группы. К первой можно отнести тех, кто
предпочитает в основном серьезное искусство. Ко второй - тех, кого
привлекают облегченные жанры. К третьей - тех, кто желает иметь
свое суждение и о классике и, скажем, о роке и вообще ценит самые
разные направления, если они того действительно заслуживают. И,
наконец, к четвертой группе я отнесла бы тех, кто вообще ничем не
увлекается и не имеет конкретных суждений ни в одной из сфер
художественной культуры.
В связи с этим вопрос - существует ли у нас
эффективная система эстетического воспитания
молодежи?
Безусловно, существует.
Но дело в том, насколько она эффективна. Я полагаю, что отдельные
звенья, элементы такой системы у нас очень слабо взаимодействуют и
взаимоувязываются друг с другом;
наблюдается значительный разрыв в целях,
средствах, формах и методах эстетического воспитания различных
категорий молодежи. Несмотря в целом на перспективную стратегию, мы
не имеем гибкой тактики, отсутствует разнообразие в подходах к
решению основных задач. И это во многом объясняет бесплодность
наших усилий. Кстати, сами юноши и девушки считают, что наша
система эстетического воспитания детей и подростков слабо
эффективна. Что же касается системы воспитания молодежи, то в ее
существовании они очень сомневаются.
Какие социальные институты и организации наиболее
ощутимо влияют на формирование вкусов и эстетических ценностей
молодежи?
Исследования показывают, что в первую очередь это
не социальные институты и не какие-либо общественные или
государственные организации, а сверстники и друзья. Далее следуют
средства массовой информации, учреждения культуры, неформальные
молодежные объединения, потом семья, школа, техникум,
вуз.
А какие качества считают необходимо воспитывать у
себя сами подростки, юноши и девушки?
Кажется, у них существует понимание того, чему
следует стремиться: во- первых, культура общения; во- вторых, -
навыки воспитания и самовоспитания; в- третьих, эстетический вкус,
профессиональное мастерство, оригинальность
мышления.
Если же говорить в целом, то
социологические исследования свидетельствует о ряде сложных
проблем, которые у нас существуют в области формирования
эстетических ценностей.
Во- первых, это проблема
совершенствования управления процессом
эстетического развития молодого поколения. Наряду с изменением
структуры духовных потребностей молодежи, возрастанием её интереса
к современному искусству, остросоциальным произведениям,
поднимающим вопросы морально-этического характера, к
художественному наследию прошлых эпох, уникальным образцам
народного творчества и т.д., проявляются и явная ориентация на
эталоны «массовой культуры», некритическое отношение к современным
популярным течениям, расплывчатость эстетических
позиций.
Во-вторых, это проблема воспитания студенческой
молодежи, будущей интеллигенции, на которую общество в недалёкой
перспективе возложит важную социальную функцию воспитания других.
Исследования показывают, что почти для 20 процентов выпускников
общение с искусством так и не превращается в систему, для 12
процентов обучение в вузе в плане эстетического развития
практически проходит бесследно.
Наконец, в-третьих, это проблема эстетической
самореализации и самоутверждения молодежи. Опросы показывают, что
пока областью, где более или менее полно реализуют себя юноши и
девушки, остаются общение и искусство. В этом сложном и
диалектически противоречивом процессе довольно высокая активность в
потреблении эстетической продукции нередко соседствует с не столь
высокими вкусами, приобщение к ценностям культуры еще часто
характеризуется стихийностью и их поверхностным освоением. Высокий
уровень эстетического потребления уживается с низким уровнем
социальной отдачи, явно завышенные запросы к окружающим - с весьма
заниженными требованиями к собственной личности, стремление к
эстетическому самовыражению - с неразборчивостью в эстетических
средствах. Желание модно одеваться и красиво выглядеть - с
отсутствием меры, а иногда и скромности; имеющиеся возможности для
эстетического развития и самоутверждения - с неумением ими
социально эффективно распорядиться.
Библиографический список:
-
Абульханова -
Славская К.А. Стратегия жизни / К.А.
Абульханова –Славская. М. : Мысль,1991. – 150
с.
-
Белорусова В.В. Педагогика / В.В. Белорусова. М.
: Физкультура и спорт, 1978. – 150 с.
-
Бычкова Э.А. Человек в мире и мир человека /Э.А.
Бычкова. А-а. : Казахстан, 1991. – 210 с.
-
Гозман Л.Я. Психология
эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. М. : Московский университет,
1987. – 123 с.
-
Ночевник М.Н. Человеческое
общение / М.Н. Ночевник. М. : Политиздат, 1988. – 127
с.