Материалдар / Организация учебно-методической работы в школе
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Организация учебно-методической работы в школе

Материал туралы қысқаша түсінік
завучтарға
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Желтоқсан 2020
310
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Арбигенская средняя общеобразовательная школа Щербактинского района







Тема:


«Организация учебно-методической работы в школе»













Заместитель директора по учебной части:

Мусанова Каирпану Кабешовна









Проработав в школе 35 лет, из них 7 лет в должности заместителя директора, я поняла, что работа заместителя директора образовательного учреждения ответственная, напряженная, трудоемкая, и в тоже время нужная и важная.

Заместитель директора является и организатором, и контролером, и координатором всех процессов, происходящих в школе. Заместитель директора отвечает за организацию учебного процесса, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, составляет расписание учебных занятий, отчеты о состоянии УВР. Поэтому одно из главных качеств заместителя директора – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе коллектива учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Заместитель директора должен выполнять роль «двигателя», все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, продуктивного взаимодействия сотрудников.

На заместителя директора, курирующего вопросы методической работы, на мой взгляд, возлагается еще и большая ответственность. Главной заботой заместителя директора по методической работе должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации педагогических работников. Задача службы – формирование нового типа учителя, работа на развитие школы, на ее завтрашний день. Поэтому заместитель директора должен стать «Учителем учителей».

На что следует обратить внимание начинающему зам. директора в организации методической работы?

Во – первых, на вопросы, которые входят в содержание его деятельности.

-диагностика уровня профессионального мастерства и компетенций учителей школы;

-диагностика методических затруднений педагогов и оказание им современной методической помощи;

-консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства;

-организация методических тренингов и семинаров по запросам педагогов или на основании проведенных диагностических исследований;

-изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей ;

-организация и проведение методических, предметных декад и недель, целью которых является повышение профессионального мастерства и популяризации опыта коллег;

-ознакомление педагогов с достижениями в области педагогики и психологии;

-организация работы творческих и проблемных групп педагогов, работа с молодыми педагогами;

-подготовка методических выставок, участие в методической работе объединений;

-сбор материалов и организация деятельности методического кабинета школы;

-аналитическая деятельность, оценка эффективности деятельности методических объединений школы;

представление экспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогов, передового педагогического опыта на страницах печатных изданий, в сети творческих учителей.

Во – вторых, результативная работа заместителя директора школы по методической работе возможна в том случае, если он хорошо знает профессиональные возможности членов своего педагогического коллектива и умело использует их в организации современные образовательные технологии, позволяющие развивать и стимулировать профессиональный рост педагогического коллектива.

В – третьих, организуя методическую работу, зам. директора должен серьезно и ответственно подходить к планированию методической работы в образовательном учреждении, умело отбирать методическую тему работы образовательного учреждения, совершенствовать организацию работы школьного методического кабинета.

Заместитель директора по учебно-методической работе организует деятельность по трем направлениям. Условно их обозначила так:

Диагностико-аналитическая деятельность зам директора заключается в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, с отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока. При этом зам. директора должен не только диагностировать результаты деятельности педагога, но и помогать ему подниматься к вершинам своего профессионального мастерства.

Для организации собственной деятельности в этом направлении заместитель директора должен располагать арсеналом психолого-педагогических методик, которые позволят изучать отдельные аспекты деятельности каждого учителя, что послужит организации системной работы по повышению профессионального мастерства учителя.

Заместитель директора совместно с психологической службой школы может изучить:

-организаторские умения учителя;

-коммуникативные умения в системе «учитель-ученик»

-проективную деятельность учителя;

-профессиональную направленность педагога.

Это позволит зам. директора понять систему работы учителя или помочь педагогу построить свою систему работы, наладить контакт с учащимися, научить педагога прогнозировать свою деятельность и моделировать урок так, чтобы он приносил удовлетворение и учителю и ученику.

Включить звук

Без хорошо организованной диагностико-аналитической работы невозможно проектировать участие педагогов и научно-исследовательской и экспериментальной работе школы, развивать профессиональные умения педагога, построить систему повышения профессионального мастерства учителя и творческого роста учителей. Материалы диагностических исследований становятся основой мониторинга учителя, методических объединений, методической службы школы. Эти материалы могут быть использованы как для подготовки общешкольных мероприятий: педагогических советов, конференций, семинаров, методических недель, так и для индивидуальной работы с каждым педагогом. В индивидуальной работе они могут быть использованы для консультаций, при проведении собеседований, по итогам учебного года, во внутришкольном контроле.

Организационно-педагогическая деятельность зам. директора направлена на создание системы методической работы учебного заведения. Она заключается в планировании системы методической работы школы, в последовательном просвещении педагогов согласно планированию методической работы, организация и проведение семинаров, тренингов для педагогов с учетом их профессиональных интересов и профессиональной направленности, интересов учебного заведения. В организационно – педагогическую деятельность завуча входит:

-посещение уроков учителей;

-педагогический и методический анализ уроков;

-выработка рекомендаций для учителей по результатам посещения уроков;

-разработка памяток, программ посещения уроков;

-разработка положений по проведению конкурсов педагогического мастерства учителей;

-мониторинг результативности деятельности учителя;

-подготовка и проведение методических семинаров или иных форм повышения квалификации учителя

Коррекционно-консультативная помощь заместителя директора заключается в том, чтобы помочь педагогу вовремя увидеть проблемы, связанные с результативностью своей профессиональной деятельности, признать их и попытаться скорректировать таким образом, чтобы положительный результат не замедлил сказаться.

Для этого заместитель директора должен уметь не только выполнять функцию контроля деятельности учителя, но и корректно исправлять недостатки, тактично предлагая рекомендации по преодолению педагогом различного уровня затруднений.

Консультативная работа зам. директора заключается, в первую очередь, не в разборе урока, в ходе которого учитель получает лишь замечания, а в том, чтобы изучить причины затруднений педагога и предложить конструктивные пути решения трудностей.

К примеру, для того, чтобы учитель мог достаточно уверенно чувствовать себя на уроке во время посещения, уместно предложить ему программу наблюдения урока, которую педагог получает не накануне урока, а гораздо раньше. Это дает возможность учителю увидеть требования, которые предъявляет администрация школы к организации урока, гораздо более ответственно отнестись к планированию урока и его структурированию.

Коррекционно – консультативная работа предполагает серьезную работу заместителя директора над повышением своего профессионального мастерства и профессиональной компетенции. Повышение профессионального мастерства будет способствовать росту профессионального мастерства коллег, их желание работать эффективно.

Для того чтобы работа завуча была эффективной, необходимо создать в учебном заведении методический кабинет, где каждый педагог смог найти необходимые ему документы для повышения своего профессионального мастерства.

В целом, же надо отметить, что заместитель директора по учебно – методической работе должен уделять большое внимание созданию системы эффективной организации методической работы с учителями. Для этого заместитель директора должен проводить мероприятия, которые могут выполнять функцию контроля и организации деятельности педагогов. К таким мероприятиям можно отнести:

методические оперативные совещания;

совещания при завуче;

-консультации отдельных педагогов и групп учителей по тем или иным проблемам.

Одной из важнейших задач методической службы любого образовательного учреждения является помощь в адаптации и профессиональном росте молодого педагога. Опираясь на опыт работы нашего образовательного учреждения, постараюсь дать несколько советов по организации работы по данному направлению начинающему зам. директора по методической работе.

Совет 1. Необходимо организовать сообщество молодых педагогов.

В нашем образовательном учреждении уже несколько лет работает клуб молодых специалистов «Новичок». Ежегодно в него входят от 3до 5 человек. Первым важным мероприятием работы клуба является, ставшее уже традиционным, в День учителя торжественное посвящение молодых специалистов в учителя.

Совет 2. Разработать программу работы на несколько лет.

В нашем лицее клуб «Новичок» имеет программу работы, включающую как теоретические, так и практические занятия

На занятиях клуба «Новичок» обсуждаются вопросы организационного характера, проводятся индивидуальные консультации, связанные с составлением тематических планов, с оформлением школьной документации, разработкой планов воспитательной работы, оптимизацией выбора методов и средств обучения при организации уроков различных видов. В процессе работы клуба организуются: дискуссия «Трудная ситуация на уроке и выход из неё», анализ различных стилей педагогического общения, психологический тренинг «Учусь строить отношения», разработки и презентации моделей уроков, защита творческих работ, участие в вебинарах. В рамках работы методического форума, который ежегодно проходит в лицее, используем такую форму, как проведение уроков «молодые – молодым» с последующим самоанализам и анализом уроков. Одним из показателей эффективности сложившейся системы в лицее №41 сопровождения молодых специалистов является тот факт, что пришедшие на работу молодые кадры остаются работать в лицее на многие годы, вырастая в высокопрофессиональных педагогов.

Совет 4. Использовать наставничество.

Большую помощь молодым специалистам в нашем учреждении оказывают наставники, которые личным примером способствуют раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлечению его к участию общественной жизни коллектива. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из важных общественных поручений. С первых дней работы молодого учителя наставник оказывает методическую, теоретическую, практическую помощь и психологическую поддержку. Совместно с наставником молодые специалисты разрабатывают модели уроков, подбирают дидактический и демонстрационный материалы, посещают уроки друг друга, анализируют их, обмениваются мнениями. Мы стремимся к неформальному подходу в обучении молодых специалистов, руководствуясь принципом: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь.

Совет 5. Использовать в работе с молодыми специалистами современные технологии.

В процесс обучения молодых специалистов необходимо включать новые технологии, способствующие активизации обучаемых, вовлечению их в процесс обучения не пассивными потребителями учебной информации, а творческими соучастниками получения новых знаний.

Нами апробирована система тьюторского сопровождения молодых специалистов. На базе лицея реализуется проект «Образовательный консалтинг как модель тьюторского сопровождения профессиональной карьеры учителя». Данный проект предполагает участие в нем различных групп учителей: эффективных (имеющих высокий уровень профессиональной деятельности), перспективных (имеющих затруднения в педагогической деятельности) и молодых специалистов.

Целью проекта «Образовательный консалтинг как модель тьюторского сопровождения профессиональной карьеры учителя» является апробация модели тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры педагога, позволяющей создать условия для освоения педагогами инструментов эффективного самообучения, самообразования, самореализации; обеспечение педагогов ресурсами личностного продвижения в профессиональной карьере.

Проект «Образовательный консалтинг как модель тьюторского сопровождения профессиональной карьеры учителя» позволяет создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе и формирования потребности в непрерывном самообразовании, способствует формированию индивидуального стиля творческой деятельности. Он состоит из 6 этапов: диагностического, мотивационного, целеполагания, проектировочного, реализационного и оценочно-результативного.

В рамках диагностического этапа нами проводятся индивидуальные беседы с вновь пришедшими молодыми специалистами, в процессе которых выявляются ведущие мотивы профессиональной деятельности начинающего педагога, история его профессионального выбора, ближайшие планы и дальнейшие перспективы. Также с целью выявления направлений профессиональной деятельности, вызывающих затруднения и требующих усовершенствования используются необходимые методики, которые предполагают устный опрос, анкетирование, проведение фокус-групп. Диагностика проводится совместно с психологом, как на этапе подбора методик, так и на этапе проведения и обработки результатов. Полученные результаты позволяют нам сделать выводы о проблемных зонах методической компетентности учителей, затруднениях, также выявить факторы, стимулирующие обучение и препятствующие обучению.

На мотивационном этапе тьюторы и психолог проводят индивидуальные собеседования и тренинги личностного роста с молодыми специалистами, побуждающие учителей к самосовершенствованию и стремлению к пополнению общих и профессиональных знаний, к совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений.

Следующий этап – этап целеполагания. На данном этапе определяются цели обучения для группы молодых специалистов и для каждого педагога в отдельности.

На проектировочном этапе тьюторы совместно с молодыми учителями разрабатывают индивидуальные программы по самообразованию. В процессе проведения индивидуальных консультаций с педагогами по составлению индивидуального образовательного маршрута анализируется кейс образовательных услуг, определяется инвариантная и вариативная части программы, отбирается содержание учебного материала, определяются временные промежутки освоения программы, выбираются методы и формы обучения, разрабатывается график индивидуальных и групповых консультаций, составляются индивидуальные образовательные маршруты и ресурсная карта. На сегодняшний день каждый молодой специалист лицея имеет индивидуальную программу по самообразованию и карьерограмму.

На этапе реализации проекта создаются условия для выполнения индивидуального плана по самообразованию начинающих учителей.

На этом этапе используются такие формы обучения, как курсовая подготовка на базе КОИРО, в том числе дистанционные курсы, курсовая подготовка на базе лицея (занятия научно-практического семинара), работа над темой самообразования, индивидуальные задания. Молодым учителям предлагается посетить мастер-классы опытных учителей лицея и города, стажировки. На данном этапе проводится промежуточный контроль и итоговая аттестация педагога.

Оценочно-результативный этап предполагает выполнение зачетной работы в соответствии с индивидуальным планом, разработку и демонстрацию своего образовательного продукта.

В качестве зачетной работы отдельным молодым учителям предлагается участие в конкурсах педагогического мастерства. В процессе подготовки конкурсной работы учителям оказывают помощь как тьюторы, так и наставники. Консультативная помощь оказывается на уровне образовательного учреждения, специалистами городского центра обеспечения качества образования и КОИРО. В нашем образовательном учреждении молодые специалисты неоднократно результативно участвовали в номинации «Педагогический дебют»:в 2011 году- победитель конкурса, в 2013 году – финалист конкурса. В 2014 году учитель начальных классов вышел в финал конкурса «Педагогический дебют», 2 учителя английского языка представляли свою методическую разработку урока в финале

Результаты каждого мероприятия фиксируются тьюторами в информационной карте, а педагогами – в Дневнике слушателя.

Совет 6. Следует включать молодых педагогов в активную работу городского клуба «Союз молодых специалистов».

Все молодые специалисты нашего образовательного учреждения являются активными участниками городского клуба.

В этом учебном году наши молодые педагоги в рамках работы клуба провели 4 открытых урока для своих молодых коллег. Материалы уроков были направлены для размещения их в городском методическом журнале. Наши молодые специалисты принимают активное участие в семинарах, форумах, организуемых городским клубом.

Опыт работы нашего образовательного учреждения позволяет сделать вывод, что процесс личностно-профессионального становления молодых специалистов будет продуктивным, если выстроена система в работе с молодыми специалистами, используются различные формы работы, молодые коллеги привлекаются к участию в школьных методических мероприятиях, учитываются их интересы, формируется мотивация к достижению успеха посредством поддержки и стимулирования.

В заключении приведу перечень документов, которые должен иметь заместитель директора, курирующий деятельность методической службы.

1. Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы (приказы, положения о конкурсах, распоряжения, инструктивные письма по методической работе):

приказ о создании методического совета, методических объединений, творческих групп и других объединений педагогов;

приказ о назначении на должность руководителя методического объединения, руководителя творческой группы;

положение о методическом совете, методическом объединении, творческой группе;

анализ работы за прошедший год;

тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год;

план работы на год, план-сетка методической работы на каждый месяц;

банк данных об учителях: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звания);

сведения о темах самообразования учителей МО;

перспективный план аттестации учителей МО, график прохождения аттестации учителей МО на текущий год;

перспективный план повышения квалификации учителей;

график проведения текущих контрольных работ, график административных контрольных работ на четверть, график проведения открытых уроков учителями;

протоколы заседаний методического совета и методических объединений;

программы исследовательской и опытно-экспериментальной работы;

аналитические материалы результатов контроля за состоянием знаний (данные срезов, диагностики, итоговой и промежуточной аттестации);

набор учебных программ (общеобразовательные, углубленного обучения, развивающие, авторские по предмету, адаптированные и др.);

тематическое планирование по каждому предмету, информация о методическом объединении по предмету;

матрица объема инноваций по каждому учителю;

анкеты, схемы анализов (типы и виды уроков, типы и виды анализов, карточки для анализа, карты-схемы для самоанализа);

план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО;

план проведения предметной недели (месячника, фестиваля, форума.), методические материалы.

2. Тетради (журналы):

совещаний при заместителе директора;

заседаний с учителями-предметниками;

посещений внеурочных мероприятий по предмету.

Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.




РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ

Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром,

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!