Олимпиадные задания по русскому
языку
6 класс (казахская
школа)
Общий балл –
100
Задание 1.
Зимний
лес.
Вьюга
посеребрила пышную причёску стройных сосен. Ясная берёзка
распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце
нежной тонкой берестой.
Глубок
зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в
лесу снег до земли. На том месте, которое ты расчистил, увидишь
кустики брусники, веточки
черники.
Пороша
рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьётся
след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось,
проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Как стрела,
пролетела куница, хищница искала
белок.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры.
Хорош лес в зимнем уборе! (По Д.Зуеву)
[50]
Береста – наружная часть
коры берёзы; пороша – только что
выпавший снег
Прочитайте
текст.
1.Определите стиль текста (разговорный, научный
или художественный ).
_____________________________________________________________[5]
2.К какому типу речи относится данный текст
(повествование, рассуждение,
описание)?
_____________________________________________________________[5]
3.Определите тему, основную мысль текста.
Назовите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему
текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
[10]
4. Придумайте свой заголовок текста. Составьте
план текста.
_____________________________________________
_____________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
________________________________________________
[10]
5.Замените слово «убор» близким по
значению словом, запишите это
слово.
____________________________________________________________
[5]
6. Найдите в тексте и
запишите:
Эпитеты:___________________________________________________________________________________________________________________________
Олицетворения:_____________________________________________________________________________________________________________________
Сравнения:_____________________________________________________[15]
Задание
2. Вставьте в тексте пропущенные
буквы:
В су….оту наш класс х..дил в похо…. Ст..яла
ч..десная п...года. Ярко св…тило со…це. Тихо наб…гал лё…кий
ветерок.
Впереди овра…. Там трудный спуск. Группа ребят
пошла в обхо…. Все встретились на опушке леса.
Ни…кие тучи закрыли небо. Пол…тели первые
сн..жинки. Но вот хлоп..ями пошел сне.. . Быстро заметало доро…ки и
тр…пинки. Мы посп…шили д..мой.
[10]
Задание 3.
Из данных слов составьте известные пословицы и
запиши их.
-
труд, портит, человека, кормит, лень,
а
-
как, и, так, откликнется,
аукнется
-
где, там, прочна, идут, дружба, дела,
хорошо.
-
в, товарища, огонь, товарищ, за,
бросится.
-
всё, труд, перетрут, и, терпенье
[5]
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Вам даны несколько фразеологических
оборотов, дополните их подходящими словами.
Допишите.
Найти общий ____________, водить вас за _______,
типун вам на ________, пропустить мимо
______________.[5]
Задание
5.
Напишите письмо другу или
подруге о том, как вы отметили один из главных праздников – День
семьи.
Словосочетания, фразыдля
использования в своем письме: жить в дружной и сплоченной
семье – счастье; в моей семье часто...; семья становится дружнее,
когда...; мне нравится, когда в свободное время мы...; это помогает
нашей семье...; в моей будущей семье обязательно...
.[30]
Критерий
оценивания
|
№ задания
|
Дескрипторы
|
Балл
|
Понимает
содержание текста; определяет стиль текста; тип речи; тему,
основную мысль текста; ключевые слова, отражающие тему текста;
составляет план текста, придумывает свой заголовок к тексту,
подбирает к слову «убор» близкое по значению слово; находит в тексте
изобразительно-выразительные средства
|
1
задание
|
Определяет
стиль текста
|
5
|
Определяет
тип текста
|
5
|
Определяет
тему текста
|
2
|
Определяет
основную мысль текста
|
3
|
Определяет
ключевые слова
|
5
|
Придумывает свой заголовок к
тексту
|
2
|
Составляет
план текста
|
8
|
Заменяет
слово «убор» близким по значению
словом
|
5
|
Определяет
эпитеты
|
5
|
Определяет
олицетворения
|
5
|
Находит
сравнения
|
5
|
|
50
|
Выполняет
грамматическое задание
|
2
задание
|
Вставляет
пропущенные буквы
|
10
|
Составляет
из данных слов известные пословицы
|
3
задание
|
Умеет
составлять из слов пословицы
|
5
|
Понимает и
использует слова для составления фразеологических
оборотов
|
4
задание
|
Дополняет
подходящими словами фразеологические
обороты
|
5
|
Создает
текст письма, используя данные словосочетания и
фразы
|
5
задание
|
Пишет
письмо, используя словосочетания и фразы
|
30
|
|
|
Всего
|
100
|