Олимпиадные задания по
русскому языку
7 класс (казахская
школа)
Задание
1.
О хороших
манерах.
Есть много книг о «хороших
манерах». Эти книги обьясняют, как держать себя в обществе, в
гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как
одеваться.Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это,
я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется,
зачем нужны хорошие манеры.
Что же лежит в основе
руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание
«рецептов» поведения?
В основе всех хороших манер
лежит одна забота – о том, чтобы
человек
не мешал человеку, чтобы все
вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг
другу. Поэтому не надо шуметь.
Поэтому
не надо чавкать, звонко класть
вилку в тарелку, громко говорить за
обедом.
Не надо говорить с набитым
ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на
стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо
потому, что в этом сказывается уважение к
другим:
на вас не должно быть противно
смотреть.
Как видите, в так называемых
хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не
столько манеры, сколько то, что выражается в них- бережное
отношение к людям, к природе.
Надо не запоминать сотни
правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к
другим. А тогда манеры сами придут к вам, придёт память на правила
хорошего поведения, желание и умение их
применять.
1.Определите тему текста (о
чём текст?).
2.Сформулируйте основную мысль
текста (чему учит текст?).
3. Определите тип текста,
особенности построения.
Задание
2.
Прочитайте
текст.
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть.
Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой
успеваемости, плохого настроения. На всю жизнь вам дается только
один организм. Если вы небрежно обращаетесь с любимыми предметами,
их можно заменить. Но заменить свой организм вы не сможете.
Запомните – необходимо заботиться о себе и своём здоровье уже
сейчас.
- Верно ли утверждение « Здоровье – это самое ценное, что есть у
человека»?Дайте развернутый ответ, используя ПОПС-формулу.
Используйте вводные слова и конструкции.
Попс-формула
П –
позиция («Я считаю, что …»)
О-
объяснение ( «… потому что…»)
П –
пример ( «Например, …»)
С –
следствие/суждение («Исходя из этого, можно сделать вывод о том,
что…»)
3 задание
Подобрать к
данным фразеологическим сочетаниямсинонимы из другого
столбика.
рукой подать куда глаза
глядят
хоть пруд пруди как гром среди ясного
неба
два сапога пара приводить в
бешенство
кто во что горазд куры не
клюют
как снег на голову ни то ни
сё
ни рыба ни мясо кто в лес кто по
дрова
ни кровинки в лице несолоно
хлебавши
куда ноги несут в двух
шагах
доводить до белого каления одним миром
мазаны
с пустыми руками как
мел
4
задание
Продолжите
пословицы:
1
Что посеешь, … .
2
Без труда… .
3
Кончил дело – ….
4
Волков бояться – ….
5 С
кем поведешься – … .
6
Как аукнется – … .
7
За двумя зайцами погонишься – … .
9
Любишь кататься - … .
10
Учение – свет, ….
Задание 5
Составьте текст на тему: Моё
хобби».
Используйте в речи разные части речи, соблюдая морфологические
нормы.
Критерий
оценивания
|
№ задания
|
Дескрипторы
|
Балл
|
Понимает содержание текста, определяет тему
текста, формулирует основную мысль, определяет тип текста и
особенности построения
|
1
задание
|
Определяет тему
текста
|
5
|
Формулирует основную мысль
текста
|
5
|
Определяет тип
текста
|
5
|
Определяет особенности построения
текста
|
5
|
Дает развернутый ответ на вопрос, используя ПОПС
-формулу
|
2
задание
|
Дает развернутый ответ на
вопрос
|
20
|
Использует вводные слова и
конструкции
|
10
|
Подбирает к данным фразеологическим сочетаниям
синонимы
|
3
задание
|
Подбирает к данным фразеологическим сочетаниям
синонимы
|
10
|
Дополняет
пословицы
|
4
задание
|
Дополняет
пословицы
|
10
|
Составляет текст по предложенной
теме
|
5
задание
|
Создает текст по предложенной
теме
|
20
|
Использует разные части речи, соблюдая
морфологические нормы
|
10
|
|
|
всего
|
100
|