Материалдар / Ошибочная смысловая связь слов
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Ошибочная смысловая связь слов

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал предназначен для учителей , которые ведут внеклассную работу по стилистике русского языка
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Қаңтар 2019
553
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Ошибочная смысловая связь слов

Ошибочная смысловая связь слов – одна из самых распространенных стилистических ошибок, если не самая распространенная. Такие ошибки часто являются грубыми, даже вызывают комический эффект, поэтому они невольно привлекают к себе внимание читающих.О распространенности этой ошибки свидетельствует и тот факт, что ей посвящено 5 (!) правил стилистики:- правило о союзном слове «который»;- правило о причастном обороте;- правило о родительном, приименном;- правило о наречии;- правило о союзе «и» при однородных членах. Каждое из этих правил охватывает только одну грамматическую конструкцию. По нашим наблюдениям, ошибочная смысловая связь может возникнуть по крайней мере в 50-ти грамматических конструкциях.Учащиеся нередко затрудняются обнаружить в предложении ошибочную смысловую связь, хотя и ощущают какое-то возникшее по непонятной для них причине семантическое затруднение. Чтобы научить школьников успешно распознавать в тексте ошибочную смысловую связь слов, необходимо знать структурно-семантические и психологические условия, при которых она возникает. Эти условия могут быть выявлены в процессе сопоставительного анализа значительного количества предложений с ошибочной смысловой связью слов. Сопоставление обнаруживает устойчивые признаки, которые становятся основой классификации. Как можно классифицировать предложения с ошибочной смысловой связью слов?

1.Грамматическая классификация (по типу конструкций)Всю совокупность таких предложений можно разделить на группы, отличающиеся друг от друга грамматическими особенностями. При этом часть предложений будет отнесена к группе «конструкция с союзным словом «который» («Изредка медвежатам подвозили бочку с гвоздями, которые потом входили в бешенство от боли»), часть – к группе «конструкция с родительным приименным» («Мать Антипыча благодарила за спасение сына») и т.д.Приведем еще ряд рубрик этой классификации.

1. Конструкция с деепричастным оборотом: «Кутузов, как показал Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании бревого духа в солдатах».2. Конструкция с причастным оборотом: «Тогда было введено постоянное конное и пешее войско на жалованье, подчиненное королю».3. Конструкция с существительным в именительном падеже: «Строить лодку помогали товарищи, жена и сестра шили парус».4. Конструкция с существительным в творительном падеже «Мересьев узнал о летчике, водившем самолет одной ногой».5. Конструкция с союзным словом где: «Ниловна на вокзале разбрасывает листовки с речью сына на суде, где её арестовывают»6. Конструкция с союзным словом куда: « В основу повести «Чапаев» Фурманов положил боевые действия в районе Урала, куда он был назначен комиссаром». Количество рубрик этой классификации грозит оказаться очень большим, так как разнообразие синтаксических конструкций в языке велико.Обилие рубрик создает известную громоздкость и незавершенность рассматриваенмой классификации.К числу достоинств грамматической классификации относиться то, что она позволяет выявить, в каких грамматических конструкциях ошибочная смысловая связь слов возникает очень часто. Так на основе этой классификации удалось установить, что к конструкциях с деепричастным оборотом ошибочная смысловая связь возникает сравнительно часто, а в контсрцукциях с союзом «потому что» - редко. Эти данные помогают рационально отбирать примеры при обучении школьников соответствующшему разделу стилистики.

2. Позиционная классификация

Каждое предложение с ошибочной смысловой связью содержит три структурных элемента: элемент, который грамматически может быть связан с одним из двух других элементов, и те два элемента, с которыми этот двуплановый компонент грамматически может быть связан. Между тремя указанными структурными элементами наблюдается устойчивые смысловые взаимоотношения, повторяющиеся при восприятии различных конструкций с ошибочной смысловой связью слов.Приведем примеры.«Всю жизнь обучавшийся в нашем колледже А.Симаков работал строителем»Автор, сам того не замечая, внушает читающему мысль, что Симаков учился в колледже всю жизнь.«На каждом из ста гектаров он дал слово получить по 45 центнеров спелого зерна»Получается несколько комический смысл: давал слово на каждом из ста гектаров.Основное преимущество обучения позиционной классификации состоит в том, что она охватывает решительно все случаи и вооружает учащихся единым принципом их анализа. Кроме того, позиционной классификацией цченик может овладеть за одно занятие, тогда как для обучения грамматический классификации требуется по крайней мере 10 занятий. Правда, позиционная классификация более абстрактна, она не дает учащимся конкретный, грамматически наглядный признак (как, например, наличие в предложении союзного слова «который»), отталкиваясь от которого учащийся смог бы легче (приминительно к данной конструкции легче!) определить, возникает ли ыв рассматриваемом предложении ошибочная смысловая связь. Позиционная классификация учитывает только грамматическую сочетаемость слов и их взаимную позицию. Однако за счет отхода от единичного приобретается широта охвата принципиально однородных фак тов. Современные психологические исследования показывают, что обучение предельно широким обобщениямявляется наиболее эффективным методом обучения.
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!